История десятая Blue Hope/Голубая Надежда
Глава десятая
Камни Добра и Зла. Кости Земли
Камни Этрета
"Капли мудрости падают в пропасть времени, разбиваясь о камни истин"
(Вадим Синявский)
У белых скал Этрета (1) совсем недалеко от Ла Манша на морском побережье, расположенном на так называемом известняковом или Алебастровом береге, усыпанном белой галькой, возлежали два камня - два неразлучных и давних приятеля. (2) Кремень и Известняк. Целыми днями лежали они на берегу, созерцая окрестности, насколько хватало у них обозрения.
"Впереди поднималась скала необыкновенного вида - круглая, с сквозным отверстием. Она напоминала собой фигуру громадного слона, погрузившего хобот в волны."(3) Рядом ещё одна, как игла устремилась вверх, к небу.
- Это и есть счастье! - лениво пробормотал Кремень. - Вот так подставлять то один, то другой бок ласковым лучам солнца.
- Хорошо! - вторил ему Известняк. - Солнышко выглянуло из-за туч. Море шумит, ветер дует, но они не нарушают наш покой и мирный сон.
- Верно, верно! - согласился Кремень, слегка развернувшись к своему соседу.
Лежали, грелись камешки под северным солнцем, никому не мешали. Но вот однажды разгулялся на море сильный шторм. Тяжёлые волны набросились на берег со страшной силой. Скалы стояли упорно, как оловянные солдатики. Но вот камням пришлось худо. И случилось непредвиденное: огромная волна нахлынула на то место, где лежали Известняк и Кремень, легко подняла Кремень и унесла за собой далеко в море.
Известняк, хотя и более лёгкий по весу, удержался. Он глубоко зарылся в песок и долго не мог прийти в себя. Не столько от страха, сколько из-за того, что ему было жалко своего друга.
Но прошло время, потихоньку Известняк успокоился. Его окружали другие камни, с которыми он подружился. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья белой Глины и Алебастра. Они долгое время лежали на отрогах белых скал. После ливневых дождей их снесло на берег, солнце подсушило, их бока потрескались, но Глина есть Глина. Опять превратилась в жёсткие комья, ведь содержались в них частицы Алюминия, Кремния и других веществ, прочно скрепляемых водой.
Алебастр, Гипс, Кальцит и комья Глины с утра до вечера слушали рассказы Известняка. А тот и рад был, говорил и говорил.
- А вы знаете, какой был шторм? Я очень рисковал жизнью, подвергался серьёзной опасности. Мой друг не справился с волной и сгинул в море.
А море будто услышало, что говорят о нём, забросало на берег пенные волны. Брызги достигли камней на берегу. На боках Известняка появилось несколько капелек воды.
- Ты плачешь? - спросила белая Глинка.
- Камни не плачут! Тем более герои, - гордо произнёс пористый Известняк. - Вода смывает все следы! Смывает, размывает, гладкий песок оставляет. Порой камни двигает, что кажется будто камни сами шагают. Так и время.
"Время смывает все следы.
...Морским прибоем время судеб,
Прилив, отлив и нет следов."(4)
Шли годы… Под лучами солнца Известняк растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей - комьев Глины. Случилось так, что вскоре набежавшая волна выбросила на берег блестящий камень. Такой красивый, каких здесь ещё не было. Это был наш старый знакомый Кремень.
- Здравствуй, дружище! - крикнул он растрескавшемуся Известняку.
Тот очень удивился такому панибратскому обращению.
- Извините, я вас впервые вижу, - проворчал он не дружелюбно, совсем по-стариковски.
- Эх, ты! Как ты можешь такое говорить! Впервые вижу!
Если бы у Кремня были руки, то он всплеснул бы ими от возмущения. Ещё более распаляясь, продолжал:
- Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
И Кремень стал рассказывать, что ему пришлось пережить.
- А знаешь, как было здорово и интересно в море! Вокруг меня плавали рыбы, большие и маленькие, морская вода и водоросли нежно ласкали мои бока. Вот я и стал таким гладким.
Известняк слушал и завидовал.
- Жаль, ничего подобного со мной не случиться. Ну и ладно! Дома и скалы помогают,- думал мудрый Известняк.
Его мысли прервал Кремень.
- Пошли со мной! - предложил он. - Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури. А они не сравнятся со штормом.
Растрескавшийся Известняк, посмотрел на комья Глины, которые при слове "шторм" и "бури" чуть не рассыпались от страха, и сказал:
- Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроился. Лежу, никого не трогаю и меня не трогают. Только слушают и восхищаются.
- Что ж, как знаешь!
В это время поднялся ветер. Кремень вскочил на подбежавшую волну и она унесла его в море.
Глина, Глинка, Алебастр и другие камни на берегу долго молчали. Тишину нарушил Известняк:
- Повезло Кремню, вот и зазнался.
Камни зашуршали в ответ:
- Да!
- Да! Зазнался!
- Зазнался, зазнался!
- Разве стоит рисковать жизнью? Отправляться туда, не знаю куда, - продолжал успокаивать себя Известняк. - И где правда? Где справедливость? Одним путешествия, а другим лежать на свом месте!
И комья глины согласились с Известняком, произнеся хором:
- Справедливости в жизни нет!
Есть ли в жизни справедливость?
Справедливость – это своего рода негласный закон, согласно которому каждый должен получить по заслугам. Однако многие живут по принципу "кто успел, тот и съел". Для них наглость - "второе счастье". И кажется, справедливости как таковой в жизни нет вообще, а есть только хаос, в котором люди, как лодочки плывут по житейскому морю, отдавшись на волю случая. Но всё же справедливость существует!
В жизни всё по-своему уравновешено. Сам опыт - беспристрастный судья, управляющий душевным состоянием человека. Индивидуальная жизнь в своей сущности – это реакция на происходящее. Реакция обусловлена опытом. В этом – истинная справедливость жизни. (5)
"Есть натуры очень строптивые и упорнолюбящие, в которые червь равнодушия заползает лишь после долгой борьбы, но и те, в конце концов, уступают. Капля точит камень"
(М. Е. Салтыков-Щедрин. "Убежище Монрепо")
То есть, действуя планомерно и неотступно, можно многого достигнуть.
"Gutta cavat Lapidem"/"Капля камень точит"
Морская вода постепенно растворила Известняк. Он стал составной частью причудливой арки.
И Кремень с приливом однажды опять вернулся на родной берег. Он стал гладким-гладким. Вода отполировала его, как и других собратьев. Вот откуда на пляже появилась галька. Но не только морская вода оставила причудливые очертания скал, но и дождевая вода. Просачиваясь в мел, она постепенно разрушала и разрушает его. Этим и объясняются многочисленные осыпи.(6)
Скалы Этрета
Название Этрета появилось в 90-х годах XVIII века. Раньше эта местность называлась Strutat, Estrutat, Estretal, Estretat. Предполагается, что наиболее старое из них - Strutat - происходит от скандинавского имени Стырь или Стур, которое с течением времени видоизменилось в Этрету. Нынешнее название иногда трактуют как "Хутор заходящего солнца"(6)
За свою историю скалы Этрета восхищали многих известных людей.
Сюда приезжали писать картины художники Делакруа, Коро, Мане, Моне, Боден. После поездок по нормандскому побережью, предпринятых Моне в 1882-1883 гг. была создана картина "Скалы в Этрета" (1885-1886). (7)
Моне не прекращал поиска новых техник в живописи, и в этой работе использовал рельефный мазок – прием, позволяющий передать блики на морской глади, тонкие вибрации солнечных лучей, вызывающие ощущение тепла, прозрачную атмосферу облаков. Одновременно усиливается их контраст со статикой скал, очертания которых имеют замысловатые формы.(8
Этрета изображена на полотнах Поленова. Здесь подолгу жили и работали Дюма, Гюго, Мопассан, построил виллу композитор Оффенбах.
Жаль, что по всему берегу Этреты не пройти с легкостью. Отправляться на прогулку к скалам надо во время отлива, иначе не дойти к красивейшим местам. Не забудьте узнать у местных жителей расписание прибоев, иначе вы рискуете остаться на каком -нибудь островке. (9)
(1) скалы Этрета - одно из самых живописных мест на Алебастровом берегу Франции в двух часах езды от Парижа (181 км.по прямой)
(2) по мотивам притчи с сайта: http://www.grc-eka.ru/sonnik/pritcha-lezhali-dva-kamnya.html
(3) Ги де Мопассан, отрывок из романа "Жизнь"
(4) Сергей Трохименко "Стихи.ру"
(5) Игорь Саротин “Справедливость жизни” http://progressman.ru/2010/03/spravedlivost/
(6) читайте: http://anashina.com/etretat/
(7) Фердинан Виктор Эжен Делакруа ( 1798-1863) - французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.
Жан Батист Камилль Коро (1796-1875) - французский художник пейзажист.
Эдуар Мане(1832-1883) - французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.
Оскар Клод Моне (1840-1926) — французский живописец, один из основателей импрессионизма
Жак Боден (р.1951) живёт и работает в Париже. В отличие от других современных гиперреалистов его картины отличает желание исказить реальность
(8) картина Моне "Скалы Этрета" хранится в Пушкинском музее изобразительных искусств в Москве
(9) читайте и смотрите фото на сайте: http://review-planet.ru/2011/06/skaly-v-etreta/
| Помогли сайту Реклама Праздники |