Произведение «Картины забытой скорби»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Произведения к празднику: День героев Отечества
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 29
Читатели: 1002 +1
Дата:
Произведение «Картины забытой скорби» участник на конкурсе
07.09.2016
«Bashnya»

Предисловие:
Как причудливо человеческое воображение! Казалось бы, незначительная деталь способна оживить глубоко запрятанные в памяти воспоминания и раскрасить их волшебными красками сказаний и легенд!

Сегодня я увидела стрекозу, которые довольно редко встречаются в наших жарких краях, но как много их было в моём родном городе во времена моего детства! Приятели называли этих красивых грациозных насекомых - "коромысло".  

Мне вспомнился мой  Нижний Новгород. "Царственно поставленный" на Дятловых горах, на берегу двух великих русских рек - Волги и Оки. Несомненно, главным украшением города является Кремль, заложенный в 1374 году князем Дмитрием Константиновичем.

Двухкилометровая стена включает в себя тринадцать башен - пять прямоугольных и восемь круглых. Все они бесконечно красивы, величественны, помнят множество людей, событий, войн, хранят энергетику древности, волшебства, таинства, радости, страданий, жизни и смерти. Все башни Нижегородского Кремля прекрасны, но самая любимая  с детства - Коромыслова башня.

Мне было лет пять когда моя бабушка рассказала мне несколько легенд, связанных с этой башней. И я хочу поделиться ими  с вами.

Картины забытой скорби

 
Решено было перестроить деревянный кремль в каменный. Начали строить с круглой башни. Использовали хорошие, добротные материалы, работали добросовестно. За день большая часть башни была построена. Вернулись каменщики  на утро следующего дня, смотрят, а башня развалилась. Это повторялось несколько дней.

Обратились за советом к старикам.

И тут один из них заявил, что, что для того, чтобы кремль был крепким, долговечным и не взяла его вражеская сила, надо построить его на крови первого подошедшего к месту постройки живого существа.

Неподалеку от места, где строился кремль, жила молодая семья.

"Той порой на горе, на Почайне-реке,
На посаде у церкви Кондрата,
Проживал молодец, пригородный купец
По прозванью Григорий Лопата.
Был он родом с Днепра, но нужда привела
Его в Нижний, где он поселился,
Торговал, стал богат и с полгода назад
На посадского дочке женился."

 Жена  Григория - красавица Алена, ждала ребенка. В то утро вышла Алена рано утром по воду на речку Почайну.

"Вдруг глядит - в стороне, примыкая к стене,
Яма вырыта - словно могила.
Но могла не взглянуть, не стерпелось,
Любопытство у баб уж не выбьешь никак,
Нет ли в яме кого, не лежит ли чего,
Непременно узнать захотелось.
Вот она подошла, яму ту обошла
И на дно ямы той посмотрела,
Но едва лишь затем на другое плечо
Положить коромысло успела,
Как из ближних ворот показался народ,
Все угрюмые, грозные лица;
"Эй, - кричат, - погоди! дальше ты не иди,
Молодая жена иль девица! А попотчуй водой!"


Подошла Алена к строителям. Взмахнул рукой седобородый боярин, приказал связать и бросить в яму.

"И никто не хотел, и боялся, не смел
За такую работу приняться.
И старик осерчал и на них закричал:
"Что вы стали? Живей за работу!
Надо кончить скорей, не легко ведь и ей,
Умирать никому не в охоту.
Пусть погибнет она за весь город одна,
Мы в молитвах ее не забудем;
Лучше гибнуть одной, да за крепкой стеной;
От врагов безопасны мы будем!"
И, лопату схватив и земли захватив,
На Алену он бросил в могилу".*


Замуровали Алёну живой под основание башни.

Вместе с ней положили туда и ведра с коромыслом. С тех пор и стала называться башня Коромысловой.

А муж Алены, узнав о страшной смерти жены и нерождённого ребёнка, покончил с собой - бросился в Волгу.

Мне, конечно, хочется верить, что наши предки не были столь кровожадными и, как гласит легенда позднего происхождения, суровый обычай был смягчен людьми, получивши­ми от боярина приказ закопать живой схваченную у ямы женщину с ведрами и коромыслом. Она слёзно умоляла землекопов и каменщиков пощадить ее и жизнь ребенка, которого она ждала. Те сжа­лились над женщиной и потихоньку от боярина, ведавшего этим делом, отпустили ее. А чтобы строгое поверье было со­блюдено, они поймали в траве безобидное насекомое, имену­емое коромыслом, бросили его в свежевырытую яму и быст­ро закопали. 

Следующая  легенда о Коромысловой башне связана с осадой Нижегородского кремля 1521 года отрядами Саип-Гирея и крымских татар, возвращавшиеся в Казань после неудачной осады Москвы. Москвичи под руководством опытного воина - бывшего нижегородского воеводы Хабара Симского успешно отбили их приступы. Неудача постигла Саип-Гирея и в Нижнем Новгороде.

Осадила город несметная вражья сила. День за днем отбивали защитники вражеские приступы, и начинали таять их силы. В городе кончались запасы продовольствия, а главное - воды. Истомленные жаждой жители уже думали о том, что придется сдаваться на милость победителя. Но среди осажденных нашлась одна храбрая девушка. Она вызвалась принести воду из реки Почайны измученным жаждой защитникам.

Рано утром она вышла из крепости с коромыслом и двумя ведрами. Осторожно, под покровом утреннего тумана миновала татарские патрули, спустилась к Почайне, набрала полные ведра студеной воды и стала подниматься в крутую гору.

Но тут ее перехватил татарский патруль. Завязалась короткая, но ожесточенная схватка между татарами и девушкой, вооруженной только коромыслом. Девушка сумела убить своим оружием несколько человек, но и сама была убита.

"Застучали ведра по земле,
Покатились под ноги татарам;
Коромысло в девичьих руках-
Не отдастся красная задаром!
Словно хлеб взялася молотить,
Бьет кругом направо и налево;
Расплелася русая коса,
Губы в кровь искусаны от гнева...
Стиснув зубы, кидалась она.
Разбегались три раза татары,
Коромысло - словно на току-
За ударом сыпало удары...
Шестерых им клала на песок,
Да, на грех, о сосну перешибла;
Кинулась в середку со щепой,
Раз-другой ударила и сгибла!
Как береза белая в лесу,
Срубленная под корень, упала -
Небо алой кровью облилось,
Из зари кровавой солнце встало".**


Это происшествие смутило войска врагов. "Если в этой крепости так храбры женщины, что одна из них, безоружная, убила несколько наших, то каковы же должны быть мужчины?"

Враги сняли осаду. А убитую ими девушку с почестями похоронили под башней, положив с ней и ведра и коромысло. С той поры и называется башня Коромысловой".
 
А может быть, и не закапывали под башней ни женщин, ни насекомых, а название  пошло от того, что форма её напоминает дородную женскую фигуру с коромыслом на плечах?

Или  знаменитый каменщик Касьян, чтобы помочь рабочим, соорудил "коромысло" чтобы поднимать кирпичи на стены? После завершения строительства, это сооружение оставили возле одной из башен, сооружение истлело, а стены стоят.

Красивые легенды, но самое главное, что каменная красавица - Коромыслова башня, построенная в 1511 году, радует нас уже более пятисот лет!
Послесловие:
Использованы материалы из книги Нижегородские предания и легенды / Сост. В.Н. Морохин. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. - 1971. - С. 21-34.

*Стихи: Навроцкий Александр Александрович. Родился 1839 году, учился в Военно-юридической академии. Сотрудничал в журнале "Русская речь". Автор широко известной песни "Есть на Волге утес", издал несколько книг. Умер в 1914 году.

** Стихи: Садовников Дмитрий Николаевич. Родился в 1847 году в Симбирске. Известен как собиратель фольклора Поволжья. Всенародное признание обрела написанная на его слова песня "Из-за острова на стрежень..." умер в 1883 году.

Песня: Сергей Савицкий "Коромыслова башня".
 
Реклама
Обсуждение
Гость      15:59 17.09.2020 (1)
Комментарий удален
     22:47 17.09.2020
1
Лена, спасибо большое за добрые слова!
Мне тоже кажется более убедительной версия о девушке-героине, отважной защитнице родины.
Как же я люблю Нижний Новгород!
Когда, наконец, закончится эта "бесовщина", обязательно поеду в родной город, прижмусь щекой к Коромысловой башне!

С уважением,
Наталья
     09:12 12.11.2016 (1)
Когда в октябре 2011 году была в гостях в Нижнем, мы гуляли по Арбату и дошли до Кремля. А потом поднялись выше и там была панорама Великой реки и памятник Валерию Чкалову. Красивые места! Спасибо, Наташа. Приятно было узнать легенды.
     15:58 12.11.2016 (1)
Здравствуйте, дорогая Анна! Рада Вашему отзыву!
В Нижнем Новгороде пешеходная улица называется "Большая Покровская", это в Москве - "Арбат".  Нижний Новгород действительно, необычно, "царственно" поставленный город. Мой муж обожает памятник Чкалову, он действительно, какой-то волшебный. Вдова лётчика, когда его увидела впервые сказала: "Как живой!"
     19:50 12.11.2016
Наташа! Извините. У нас в городе пешеходную улицу назвали Арбатом, поэтому я и в Нижнем Новгороде по аналогии назвала, хотя я не помнила название этой улицы.
     23:08 02.09.2016
Очень интересно читать,история переплетается с легендой,автору удачи!
     17:43 27.08.2016 (1)
"на берегу двух великих русских рек - Волги и Оки. ""В то утро вышла Алена рано утром по воду на речку Почайну."
Что за Почайна? И почему воду брали там, а топились в Волге? 
Мне можно уже не отвечать. Прогуглила. И в результате узнала, что текст - не более чем реферат, и то не сказать, чтоб удачный. Информация неполная, обрывочная. Чтобы наступила какая-то ясность - надо дополнительно в инет лезть. 
     21:39 27.08.2016 (1)
Сидоровна, потому и брали воду в Почайне, что в Волге то и дело топились. Страшновато брать воду-то, коли мимо тебя утопленник плывёт. А Почайна, видать, там и починается, мелководна, в ней разве что спьяну утонуть можно. Ну, а народ на ту пору аккурат был тверёзый и водки, выдуманной Д.И.Менделеевым, не знающий.
     21:48 27.08.2016
Дык, про Почайну у автора - ничего. Мол, город на Волге, да Оке. А тут вдруг Почайна... Это я сейчас уже про нее прочла. По сути это скорее ручей был, чем река. И сейчас она в трубе бежит. Но какая-то информация про эту Почайну должна бы быть в тексте, если вокруг нее сюжет закручен.))) Утонуть народ умудряется и там, где воды по колено.
"Считается, что имя ей дал Юрий Всеволодович, основатель города. Напомнила она ему Киев - там между гор к Днепру спускалась такая же небольшая, чистая речушка - Почайна. Он и дал нижегородской речке такое же имя. Имя старинное, русское, со смыслом. Почайна - от слова "чаять" - "поджидать". Место для дозоров, для застав - самый первый рубеж города на Дятловых горах."
"Город Нижний Новгород, кстати, был основан не на слиянии Волги и Оки, а Почаины и Волги. "
И вы, таки, уверены, что водку Менделеев выдумал?
     17:29 27.08.2016 (1)
1
Интересны и  страшны  старинные  обычаи. И  почти  все на  крови  замешаны. Я знаю  предание  где  замуровывают  в  стену жену  принесшую  обед молодого  каменщика. Дёшево  ценилась  жизнь  человека.
     21:41 27.08.2016
За что замуровали-то? Пересолила? Компот забыла? "Родимую" в перемётной суме не принесла?
     21:39 27.08.2016
Жалко  женщин. А  может  быть это  просто  чьи-то выдуманные  истории.
     14:55 25.08.2016
1
Прочла с огромным интересом! Спасибо автору от всей души!
Как мало мы знаем о мире вокруг нас, о том, что окружает нас с детства.
И, конечно, же я как и автор хочу думать, что предки наши не были столь кровожадными и пощадили жизнь молодой женщины и ее нерожденного ребенка.
Но, как часто мы встречаем такие сюжеты в сказаниях и других народов.Примером тому - грузинская легенда о Сурамской Крепости, которая стояла после того, как в нее замуровали единственного сына вдовы, причем ей нужн было отдать его добровольно!
Или румынская легенда о мастере Маноле, который строил дворец для господаряи должен был замуровать в нее прекрасную свою жену Анну...
Увы, жизнь человеческая недорого ценилась в прошлые времена. Считалось, одним больше, одним меньше.Женщины рожали много. Кто выживет - выживет,кто умрет - умрет. Соответственно было отношение и к взрослым людям.
Недорого жизнь человеческая ценится исейчас в так называемом цивилизованном обществе...
А вообще самая страшная былина на мой взгляд - это сказание об Авдотье-Рязаночке. Помню, на меня она произвела невероятное впечатление.
Как у одной женщины из Рязани - Авдотьи татары взяли в плен сразу мужа, брата и сына.
Она оказалась неробкого десятка и отправилась к хану молить его о милости. Хан, подивившись на ее смелость, согласился отпустить пленников. Но!!! Только одного из троих!
Выбирать предоставил Авдотье.
Она залилась горючими слезами,металась как раненая птица, но потом собралась с духом и сказала твердо:
Я в другой раз могу замуж выйти - значит мужа другого добуду!
Я в другой раз могу сына родити - значит сына другого добуду!
Только брата я не добуду. Брата человеку негде взяти!
Помилуй же брата мово!

Хан, поразившись ее стойкости и мудрости, отпустил всех троих!
Но меня поразила сама идея. Так, чтоя запомнила слова Авдотьи наизусть, хотя прошло ужебольше тридцати лет, как я прочитала это сказание.
То есть, отбор был очень жесткий и практический. Ведь она не знала, что хан помилует всех троих, значит сознательно отдала на смерть сына и мужа.
Реальность была такова. Любви в нашем понимании видимо тогда не было. Ее понимали по другому. Поэтому часты были явления, когда брат женился на вдове умершего брата(чтобы работница не уходила из дому. И кроме того, ведь если бы она вышла замуж за кого-то другого, надо было бы дать ей какое-то добро с собою. Чтобы добро не уходило из дому)
Ох, заговорилась!!!
Спасибо вам огромное! Необыкновенно интересно!
Реклама