Произведение «Вход во Святилище» (страница 1 из 6)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 1431 +1
Дата:

Вход во Святилище

Удивительно, что я выуживаю из глубины веков древнегреческого мудреца Эмпедокла и пропагандирую его мировоззрение. Обычно к античности  современная наука относится хоть и с деланным уважением, всё-таки очень и очень критически обозревает достижения музейной ветхости. Но оглядывая ряд растущих до бесконечности чисел — единицы, десятки, сотни, тысячи...  - я понимаю, что подробности и детали во множестве, а изначальная суть всё же в единицах. Как можно кратковременному человеку в разделившемся множестве охватить все науки, всё познать, - невозможно! Невозможно и бестолково искать здоровья у врачей, которые специализируются на отдельных органах, когда секрет исцеления в общем знаменателе, а рвётся лишь там, где тонко, - попробуй, заштопай все прорехи! Поэтому мне симпатичны мудрецы-энциклопедисты, зрящие в корень, впрочем, и достигшие высот узкие спецы интересны.

Там ни быстрых лучей Гелиоса узреть невозможно,
Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря:
Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился
Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.
Нет ни рук у него, что как ветви из плеч вырастают,
Нет ни быстрых ступней, ни колен, ни частей детородных:
Равный себе самому отовсюду был шар или Сферос.
Но как скоро Вражда возросла и окрепла средь членов,
К почестям вспрянув высоким, когда совершилося время,
Клятвой великою им предреченное порознь обоим…
Дрогнули члены у бога один за другим по порядку.
После того, как Вражда в глубочайшие недра пучины
Путь свой направила, в центре же вихря Любовь воцарилась,
Все они (т.е. стихии) там воедино сливаются, мало-помалу
С разных сторон собираясь; из смеси же их происходят
Все бесконечные сонмы подверженных тлену созданий.
Часть их (т.е. стихий) однако большая, черед соблюдая с другими,
Смеси бежит, одержимая окрест лежащей Враждою.
Ибо она не вполне отступила ко внешним пределам
Круга, но частью осталась и частью лишь вышла из членов.
Сколь постоянно она ко-вне удалялась, настолько
Кроткий, бессмертный порыв неповинной Любви приближался.
Прежде нетленное в образах тленных тогда появилось,
Жизненный путь изменивши, из чистого стало нечистым.
Так из смешенья стихий бесконечные сонмы созданий
В образах многоразличных и дивных на вид происходят.
К крайним пределам Вражда отступала при их единеньи.
                                                                (Эмпедокл).

  Я привожу фрагменты из поэмы «О природе» древнегреческого мудреца, поэта, пророка, целителя. На первый взгляд наивное и упрощённое представление о Космосе, но и пророк Исайя, не будем забывать, ещё более незатейлив:  ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ: НЕБО - ПРЕСТОЛ МОЙ, А ЗЕМЛЯ - ПОДНОЖИЕ НОГ МОИХ; ГДЕ ЖЕ ПОСТРОИТЕ ВЫ ДОМ ДЛЯ МЕНЯ, И ГДЕ МЕСТО ПОКОЯ МОЕГО?(Исайя 66:1)  С нынешними астрономическими познаниями и бесчисленными гипотезами несравнимо, но и для современной науки космос по-прежнему  загадка. Эмпедокл тоже опустил невидимые глазу подробности, а запечатлел суть, обобщённость. Я бы даже светоносный Сферос назвал Сферосом-спиралью. Бога никто никогда не видел, но по творениям Его можно познавать и самого Творца. А все творения Божии — крутящиеся спирали. Улитка, циклон, расстраивающийся город, циклический год, циклическая неделя, суточный цикл... Почему ствол дерева круглый, а крона сферическая? Потому что оно вращается, кружится. Всё, что кружится, трудится, принимает форму круга, спирали: облако, яблоко, обруч, облачение, облик... тот же корень имеет и слово «благо». Так что поначалу угловатые космические тела, причудливые глыбы льда, постепенно округляются и горячеют, приобретают темперамент. Корни и крона у дерева - это начала и концы спирали, ствол же его - сердцевина. Раскручивая ежегодно начала и концы спирали, ствол кольцуется, мужает, совершенствуется. Те же самые процессы и в ДЕРЕВне, но развитие в ней происходит не годами, а поколениями — дедами, отцами, внуками. ДРЕВность и родословное древо ещё более обильны пращурами и потомками. В человеке-спирали вместо ствола туловище с сердцем, а голова и конечности — раскручивающиеся витки. Изнурение человека в делах и отдых — это кружение и покой, свойственный всем творениям Господним. Круговорот воды в природе,  система кровообращения, солнечная система — тоже спирали с центром в море-океане, в  сердце, в солнце. То, что «солнце» однокоренное со словом «соль», что море солёное, ствол мощный, а сердце мудрое, это говорит о совершенстве, гармонии центра спирали, тогда как о краях этого не скажешь. Тем не менее края, последние, неблагообразные члены в творении Святилища весьма необходимые, ибо это делатели, производители, жнецы, инструменты, исполняющие замысел сердца.
  Да, как видно у Эмпедокла, Любовь, а по Евангелию брачный чертог спальных покоев спирали, посредством центробежных энергий перерастает во Вражду, разделение. Но то же самое запечатлено и в дереве: центростремительные корни создают ствол, центробежные ветви его разбазаривают. В море точно такой же круговорот: центростремительные реки наполняют море, а прохудившиеся подземные потоки и испарения не дают ему переполниться. У человека голова с волосами, что мочковатый корень, создаёт туловище, а потом оно разделяется на руки, ноги, сосцы и репродуктивные органы, через которые, как и на ветках дерева, зреет плод. Принято говорить, что всякое разделение от сатаны, но так лицеприятно реагируют, когда надо умножать и соединять, - про созидательную любовь тоже можно наговорить, что это гормоны, обман, сеть и т. д. Короче, как написано у Сираха: КОГДА НЕЧЕСТИВЫЙ ПРОКЛИНАЕТ САТАНУ, ТО ПРОКЛИНАЕТ СВОЮ ДУШУ(Сирах 21:30). Сам Христос о времени прекращения брачного чертога, когда отнимается Жених, произносит подобающий торжественный спич: КРЕЩЕНИЕМ ДОЛЖЕН Я КРЕСТИТЬСЯ; И КАК Я ТОМЛЮСЬ, ПОКА СИЕ СОВЕРШИТСЯ! ДУМАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО Я ПРИШЕЛ ДАТЬ МИР ЗЕМЛЕ? НЕТ, ГОВОРЮ ВАМ, НО РАЗДЕЛЕНИЕ; ИБО ОТНЫНЕ ПЯТЕРО В ОДНОМ ДОМЕ СТАНУТ РАЗДЕЛЯТЬСЯ, ТРОЕ ПРОТИВ ДВУХ, И ДВОЕ ПРОТИВ ТРЕХ: ОТЕЦ БУДЕТ ПРОТИВ СЫНА, И СЫН ПРОТИВ ОТЦА; МАТЬ ПРОТИВ ДОЧЕРИ, И ДОЧЬ ПРОТИВ МАТЕРИ; СВЕКРОВЬ ПРОТИВ НЕВЕСТКИ СВОЕЙ, И НЕВЕСТКА ПРОТИВ СВЕКРОВИ СВОЕЙ. СКАЗАЛ ЖЕ И НАРОДУ: КОГДА ВЫ ВИДИТЕ ОБЛАКО, ПОДНИМАЮЩЕЕСЯ С ЗАПАДА, ТОТЧАС ГОВОРИТЕ: ДОЖДЬ БУДЕТ, И БЫВАЕТ ТАК;  ИБО ОТНЫНЕ ПЯТЕРО В ОДНОМ ДОМЕ СТАНУТ РАЗДЕЛЯТЬСЯ, ТРОЕ ПРОТИВ ДВУХ, И ДВОЕ ПРОТИВ ТРЕХ:  И КОГДА ДУЕТ ЮЖНЫЙ ВЕТЕР, ГОВОРИТЕ: ЗНОЙ БУДЕТ, И БЫВАЕТ. ЛИЦЕМЕРЫ! ЛИЦЕ ЗЕМЛИ И НЕБА РАСПОЗНАВАТЬ УМЕЕТЕ, КАК ЖЕ ВРЕМЕНИ СЕГО НЕ УЗНАЕТЕ? ЗАЧЕМ ЖЕ ВЫ И ПО САМИМ СЕБЕ НЕ СУДИТЕ, ЧЕМУ БЫТЬ ДОЛЖНО?(Лука 12:50-57)
  У Эмпедокла про крещение и крест, написано однозначно: это перетекание противоположностей одна в другую, через которое осуществляется восхождение к Богу.

Там находились: Земля и высокого Солнца богиня,
Также кровавый Раздор и Гармония с ликом степенным,
С ними Краса, Безобразие, Медленность и Торопливость,
Милая Ясность и Сбивчивость, с взором угрюмым и мрачным,
Смерть и Рожденье, крепительный Сон и от сна Пробужденье,
Мертвый Покой и Движенье, Величие пышное, Низость,
Также Молчанье и Глас знаменательный.
Горе, о горе тебе, злополучный и жалкий род смертных:
Распрей и тяжких стенаний исполнен твой век с колыбели!
                                                                                  (Эмпедокл).

Причём, это не одноразовое перешагивание через негатив, как того хотелось бы сатане, он-то как раз и не спешит в центр спирали, к Богу, а восходящим в горние чертоги далеко не одну бездну надо преодолеть и не на один перевал вскарабкаться. Тут даже одной жизни мало, необходим тот же спиралевидный метемпсихоз, как называли древние греки реинкарнацию.

                                                          ...в мире сем тленном
Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти:
Есть лишь смешенье одно с различеньем того, что смешалось, —
Что и зовут неразумно рождением темные люди.

Что бы за смесь ни явилась на свет: -  человек или птица,
Дикий ли зверь или куст, —всё равно неразумные люди
Родившимся это зовут; когда ж разрешится
Смесь на части свои, — говорят о губительной смерти.
Древний обычай храня, и я сам ему следовать буду.

Глупые! как близорука их мысль, коль они полагают,
Будто, действительно, раньше не бывшее может родиться
Или же нечто вконец умереть и разрушиться может.
Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно;
Также и сущему сгинуть нельзя, ни подумать об этом, —
Ибо оно, куда ни поставь, там и вечно пребудет.

Нет во Вселенной нигде ни излишка, ни места пустого.
Нет во Вселенной нигде пустоты: и откуда ей взяться?
Мудрый муж никогда в своем сердце того не помыслит,
Будто жизни предел в том, что жизнью зовем мы, положен
Смертным добрым и злым; и что прежде, чем плоть сотворилась,
Были все люди — ничто, и в ничто они все разрешаться.

  В Библии и Коране написано, что Бог творит мир из земли, из воды...  Древними философами видимый мир признаётся эманацией, истечением из Бога, продолжением Его. Но этот процесс, когда Единство дробится, проистекает во множество, противоположен эволюционированию, совершенствованию. Принято называть путь к Богу, к полноте - светлым, ровным, гладким, обратный путь к скудости — тёмным, кривым. Христос призывает любить и то, и другое: во-первых, Единого Бога, во вторых, множество  богов(Псалтирь 81:6), то есть частиц, истечений из Единого, независимо от того, друзья это или враги.  По философии получается, что жизненный круговорот из Единства растекается на первоэлементы — землю, воду, воздух, огонь.

Речь моя будет двоякая: ибо — то в множества недрах
Крепнет Единство, то множество вновь прорастает в Единстве,
Тленного также двояко рожденье, двояка и гибель:
Эту рождает и губит всеобщий порыв к Единенью —
То же, разладом питаясь, в нём вскоре конец свой находит.
Сей беспрерывный обмен никак прекратиться не в силах:
То, Любовью влекомое, сходится всё воедино,
То ненавистным Раздором вновь гонится врозь друг от друга.
Так, поскольку единство рождается без перерыва
В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, –
Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах.
Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.
Выслушай слово мое: возращает учение разум.
Как я и раньше сказал, поясняя предел рассужденья,
Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах
Крепнет Единство, то множество вновь прорастает в единстве,
Огнь, и вода, и земля, и воздуха высь без предела,
Вне их Вражда смертоносная, всем равновесная порознь,
В них же Любовь, в ширину и в длину одинакая всюду.
К ней ты умом возносись, покидая очей ослепленье.
Смертные членам своим врожденной ее почитают,
В ней дружелюбия, подвигов дружных находят источник.
Радостью и Афродитой богиней ее величая.
Но ни один смертный муж не познал, что она обегает
Недра стихий; ты же выслушай речи нелживой теченье.
Все они равны и все одинаково древнего рода,
Всякой, однако ж, иное дано назначенье и всякой
Свойство иное; господствуют вечно они по порядку.
К ним ничто не прибавится, в них ничто не иссякнет:
Если бы гибли они беспрерывно, их ныне б не стало.
Что и откуда тогда бы вселенную снова воздвигло?
Где ж и погибнуть бы им, если места от них нет пустого?
Так, всё те же они; проницая, однако,

Реклама
Реклама