Не только учителей, и родителей, но и любого здравомыслящего человека, которому небезразличны судьбы подрастающего поколения, волнует вопрос: почему уровень школьного образования неуклонно падает? Почему, чем дальше, тем хуже учатся наши дети? Ведь ни для кого не секрет, что сейчас большинство медалистов по общему уровню подготовки дотягивают, в лучшем случае, до уровня прежних троечников. И не просматривается никаких тенденций к улучшению существующего положения вещей.
Естественно, что этот процесс не может быть обусловлен одной причиной, а существует целая группа причин, одни из которых возникли недавно, другие были всегда. Поэтому такие вопросы, как не налаженная преемственность между начальной и средней школой, чрезмерная наполняемость классов и отсутствие педагогического таланта у большинства учителей, мы рассматривать не будем. Это в большей или меньшей степени присутствовало в педагогике всегда.
Обратимся к тем причинам, которые можно назвать «веяниями нового времени». Самые, на мой взгляд, важные из них, - это загруженность информацией, исчезновение мотивации, падение авторитета школы и неблагоприятные изменения в школьной программе.
Хочется отметить, что все эти проблемы — не приговор, и в какой-то степени могут быть решены, при наличии усилий и доброй воли со стороны как педагогов, так и родителей.
Первая проблема связана с резким и сокрушительным вхождением в нашу жизнь информационных технологий и, особенно, Интернета. Мои эпитеты, увы, не случайны. Практика показывает, что подавляющее большинство оказалось совсем не готово к многократно возросшему потоку информации, не способно его фильтровать и правильно усваивать. Согласно закону 80/20, на 20% полезной информации приходится 80% информационного мусора, который тормозит поиск, засоряет мозг, мешает поступлению нужного и полезного. Кто из нас, обратившись к Гуглу по одному вопросу, не обнаруживал через 15-20 минут, что читает что-то совершенно постороннее, к делу не относящееся, или, присев «на минутку», неожиданно понимает, что провел за экраном не менее 2-3 часов?
Именно загруженность информацией, поступающей к нам с телевизионных экранов, радио, газет, журналов, Интернета, не дает возможности перегруженному мозгу наслаждаться чтением, и мы, и особенно подрастающее поколение, вынуждены упускать из виду такой огромный пласт культуры, как художественная литература. Как известно, невозможно ничего добавить в полную чашку. Сначала нужно из нее немного отлить… А информация, напротив, каждый день только прибывает…
Но, если даже зрелые люди не в силах совладать с этим бедствием, то что говорить о детях? Сами они не в состоянии отделить зерна от плевел. В этом им должны помогать взрослые. И чем старше ребенок, тем выше должен быть уровень авторитета взрослого, могущего благотворно повлиять на взаимоотношения ребенка и окружающей его информации.
Первым авторитетом, безусловно, должны для ребенка быть его родители. Не пустыми словами, а силой личного примера призваны они оказывать благотворное влияние на свое чадо. Во-первых, они лучше всех знают своего ребенка, во-вторых, больше всех проводят с ним времени, в-третьих, могут оказывать влияние ненавязчиво, исподволь, незаметно, по принципу «вода камень точит».
Увы, всех этих привилегий лишены учителя, на которых большинство родителей возлагает безосновательные надежды. Я уже затрагивала вопрос о недостатке времени со стороны учителя для проведения полноценной воспитательной работы с учащимися. Но есть еще один важный фактор, который мешает учителям оказывать позитивное влияние на своих подопечных, и по большей части причиной тому являются сами родители. Я говорю о повальном падении престижа и авторитета образования, школы и, собственно, учителей, как «жрецов» педагогики.
В большинстве семей отношение к учителям самое негативное. Все совершенное школьными педагогами на семейном совете рассматривается под микроскопом, оценивается и обвешивается ярлыками, как будто учителя — не такие же люди, как все остальные, имеющие право на ошибку, а некие инопланетные сущности, абсолютно правильные и идеальные. Все их решения оспариваются, все поступки критикуются родителями. Дети копируя родителей, формируют в себе неуважительное отношение ко всем учителям без разбору; редкие исключения лишь подтверждают правило.
Самое интересное то, что в настоящее время учителя напрочь лишены возможности какого-либо воздействия на учеников, кроме слова. Слово, оно, конечно, много значит. Но не все являются мастерами слова, к сожалению. Раньше существовала система наказаний, может, и не совсем правильная, но хоть какая-то. А сейчас что? Любой ученик, если что-то не понравилось, развернулся и ушел. Никого «не празднуя». Я была свидетелем того, как опытные учителя, с 20-тилетним и более стажем не могли ничего поделать с направленным на них хамством со стороны старших школьников. Потому что учитель практически беззащитен перед своими подопечными.
Большинство же детей имеют негативное отношение к школе и учебе и по еще одной причине — из-за отсутствия мотивации. Школьное образование, к сожалению, не идет в ногу со временем, и реформы образования не учитывают требований текущего момента. Ни для кого не секрет, что большинство знаний, полученных в школе, являются чисто академическими, не имеющими практической пользы в реальной жизни. Поэтому у ребят нет желания эти бесполезные знания получать.
Важную роль в этом играет отсутствие у большинства учащихся абстрактного мышления, по моим наблюдениям, в том же соотношении 80/20, то есть на 80% ребят с конкретным мышлением приходится 20% с абстрактным. Людям, которые мыслят конкретно, ближе прикладной аспект изучаемых наук, и его они с радостью воспринимают и осваивают. К сожалению, школьная программа этого совсем не берет во внимание. Например, никакие плакаты и микроскопы не способны пробудить в основной массе учащихся 7 класса такого же интереса к амебе и инфузории-туфельке, являющихся таким же умозрительным понятием, как атомы и молекулы, как к рыбам, птицам и млекопитающим, которых они видят едва ли не каждый день в повседневной жизни.
И последняя, самая важная причина падения уровня успеваемости и усвояемости школьного материала — это такое изменение программы обучения, которое не дает возможности в полной мере формировать навыки.
Ни для кого не является секретом, что основой любой деятельности являются четко сформированные навыки. Навык — это доведенное до автоматизма умение выполнять ту или иную операцию. Приобретается он только одним способом — упражнением в течение определенного времени, которое, в общем, является индивидуальной величиной, варьируясь в определенных рамках.
Рассмотрим формирование навыка на примере обучения письму. Когда ребенок впервые берет в руки ручку, для него представляет трудность все: и умение правильно ее держать, и способность рисовать палочки и крючочки, не выходя за линии. В это время ученик напряжен, сосредоточен на своих действиях. Он не отрывает взгляда от прописи, не замечает ничего вокруг. Но проходит некоторое время, и постоянные упражнения дают свои плоды: наступает момент, когда он может, скажем, переписывать из учебника текст, разговаривая при этом с товарищем. Тот момент, когда пишущему не нужно задумываться над тем, как писать буквы, потому что он может делать это автоматически, и есть момент сформированности навыка письма. Физиологической основой этого навыка является образование устойчивых связей между зрительными образами и мышечным чувством. Эти связи не утрачиваются со временем. Даже если человек долго не практикуется в этой деятельности, он может легко восстановить однажды сформированный навык, немного в нем поупражнявшись. Как правило, на восстановление навыка тратится не в пример меньше сил и времени, чем на его формирование.
В основе обучения любому виду деятельности лежит формирование навыков. Вообще, любое занятие представляет собой цепочку последовательных операций, доведенных до автоматизма. Возьмем в качестве примера шитье. Тот, кто шьет, должен иметь навыки: продевания нитки в иголку, умения делать стежки определенного вида, закрепления окончания нити. К навыкам относятся умение решать задачи по определенному алгоритму, измерять углы при помощи транспортира, рисовать окружность при помощи циркуля.
Если же навык до конца не сформирован, ребенок путается, нервничает, так как у него нет уверенности в себе. Не до конца сформированный навык быстро исчезает, и в случае необходимости, его нужно вырабатывать заново. А с возрастом делать это все сложнее. Учитывая последовательную систему обучения, когда новый материал базируется на ранее изученном, если не сформирован начальный, базовый навык, то рушится вся система. Например, не умея решать простейшие уравнения, ребенок никогда не освоит алгебру, не умея определять валентность элементов, никогда не сможет составлять уравнения химических реакций. Эти «неумения» растут, как снежный ком, отбивая у детей желание учиться. Ведь чтобы восстановить упущенное, начинать нужно с самого начала, «с нуля».
В современной программе количество учебных часов значительно уменьшено по сравнению с той, что была еще 30 лет назад. Количество материала, напротив, увеличено. Это приводит к тому, что просто физически не хватает времени, чтобы сформировать у детей необходимые навыки. Учебных часов и домашних заданий, как показывает опыт, оказывается не достаточно для полноценной выработки базовых навыков. Взять тот же наболевший вопрос с таблицей умножения… Серьезной помехой вместо помощника здесь служит калькулятор. Неразумное тотальное его использование ведет к тому, что десяти-одиннадцатиклассники не умеют делить в столбик…
И еще одно замечание: некоторые темы в программе преподносятся по принципу: теория — практика — тематическая аттестация, вместо равномерного чередования: теория — практика, теория — практика… Времени на закрепление изученного нет совсем. В результате, в течение двух последних часов темы учащиеся должны усвоить алгоритмы решения трех-четырех задач, и сразу же проводится тематическая аттестация. Кроме самых лучших учеников, никто, как правило, не в состоянии усвоить такой объем, и учитель тут, конечно, бессилен. Менять уроки местами он не имеет права — нужно следовать программе. Заставить детей практиковаться дома он тоже не может — здесь должны ему на помощь приходить родители, которые должны с пониманием отнестись к ситуации и проконтролировать этот процесс. То есть часть работы по закреплению изученного материала родители должны взять на себя, помогая своим детям сформировать те навыки, на которые просто не хватает учебных часов, во время выполнения домашних заданий…
Если разобрать кратко по пунктам, хочу сказать следующее:
1. Родители должны контролировать и ограничивать поглощаемые детьми информационные потоки для их же блага. Стараться доносить до детей необходимую информацию в игровой или занимательной форме: существует множество
| Помогли сайту Реклама Праздники |