Как правильно воспитывать детей? Этот вопрос беспокоит человечество с незапамятных времен. Не решен он однозначно и в наш просвещенный век.
Одни родители пускают процесс на самотек, ничего, как-нибудь сами научатся, мы-то выросли, а с нами никто особо не занимался.
Другие окружают ребенка таким тотальным контролем и вниманием, что бедное чадо не выдерживает возложенных на него непомерных нагрузок.
Когда нужно начинать заниматься с ребенком? Какие формы воспитания и развития предпочтительнее? Эти и другие вопросы беспокоят многих родителей в наше нелегкое время научно-технического прогресса и информационных технологий.
Ответ на эти вопросы не может быть однозначным. В каждом конкретном случае нужно подходить к ребенку индивидуально, с учетом многих факторов. Здесь имеет значение не только возраст, но и окружение ребенка, уровень его развития, его предпочтения, особенности его характера, темперамента, особенности его восприятия окружающего мира. Существует множество воспитательных методик таких выдающихся педагогов психологов, как Монтессори, Никитины, Сухомлинский и многие другие. Можно воспользоваться любой из них, а можно взять из каждой самое лучшее и создать собственную синтетическую методику. Но на каждом шагу нам встречаются мелкие повседневные проблемы, которые не предусмотришь ни в одной методике. Здесь нужно полагаться на собственную житейскую мудрость и знание определенных психологических закономерностей. К сожалению, нас не готовят к тому, как быть хорошими родителями. Вот и приходится собирать знания по крупицам, проверяя их на собственном опыте.
Что же нужно учитывать при воспитании детей заботливым родителям?
Первое, и самое главное, что оказывает громадное влияние на формирование ребенка — это люди, с которыми он общается с первых дней жизни, и чаще всего это его родители. Тот пример, который родители подают ребенку своим поведением, буквально впечатывается в психику малыша и становится той канвой, по которой ребенок, как по шаблону, строит свои взаимоотношения с миром. Поэтому так важно, чтобы родители по возможности демонстрировали ребенку доброжелательное отношение к окружающему.
Необходимо не просто что-то делать, а вовлекать в этот процесс ребенка. Например, вы решили помочь вашей маме приготовить ужин.
1. После обеда вы говорите: «Ну что, понравился тебе обед? Наша бабушка очень вкусно готовит. Давай поблагодарим бабушку за вкусный обед».
2. Вечером вы продолжаете: «Смотри, сейчас наша бабушка будет готовить ужин. Мы тоже с тобой будем его кушать, поэтому давай поможем ей». Если ребенок в хорошем настроении и ничем не занят, то скорее всего он с радостью согласится. Предложите малышу какое-нибудь посильное занятие под присмотром, а в конце пусть бабушка поблагодарит вас за помощь.
Это требует не так много времени и сил, зато дает замечательные результаты. У ребенка вырабатывается внимательное отношение к окружающим, чувство благодарности, желание помогать другим, уважение к чужому труду. Кроме того, у него будут постоянно формироваться навыки выполнения каких-то поначалу простых и односложных занятий, которые постепенно будут усложняться. Большое значение имеет и то, что навыки формируются незаметно, без больших усилий, в легкой, игровой форме. Позитивное настроение во время занятий не отбивает у ребенка охоту, а достижение видимых плодов деятельности и легкая похвала вырабатывают правильное отношение к труду. Когда ребенок доволен результатами своих действий, он будет сам стремиться к деятельности, его никогда не будет нужно к ней принуждать.
Второе важное условие — это внимание, которое взрослые оказывают малышу. Чем больше внимания — тем лучше. Даже если вы очень устали, торопитесь или чем-то заняты, постарайтесь все же найти возможность выслушать ребенка и хоть как-то поучаствовать в его занятиях. Нельзя забывать, что проблема ребенка, какой бы незначительной и бессмысленной вам ни казалась, для малыша является не менее сложной и важной, чем для вас ваши взрослые проблемы. И это умение справляться со своими проблемами в детстве он перенесет во взрослую жизнь. В то же время нельзя жертвовать всем во имя ребенка. Напротив, нужно приучать его к тому, что в некоторых случаях (но далеко не всегда) ему придется и подождать желаемого. При этом нужно спокойно и доброжелательно объяснить ребенку, почему вы сейчас не сможете уделить время, пообещав в самое возможное ближайшее время выполнить его просьбу. Очень важно, чтобы обещание всегда выполнялось точно в срок, причем нужно обязательно акцентировать на этом внимание малыша.
Например, ребенок лепит из пластилина лошадку, а у него не получается, и он просит вас помочь ему.
1. Не раздражайтесь. Вспомните, что вы для него — самый близкий и родной человек. К кому же и обратиться ему, если не к вам?
2. Если вы очень заняты, скажите об этом ребенку, но не в форме отказа, например: «Подожди немного, видишь, я сейчас глажу для папы рубашку. Но скоро я закончу, и помогу тебе». Это учит ребенка уважать чужие интересы и быть терпеливым.
3. Когда закончите свои дела (это не должно быть слишком долго), сообщите ему об этом и о том, что теперь пришло время заняться его делами. Вы можете подойти к ребенку, погладить его по головке, и сказать бодрым тоном: «Я просто уверена, что у такого умного мальчика, как ты, должна получиться очень хорошая лошадка». Этим вы продемонстрируете свою уверенность в его силах.
4. Если и после этого ребенок будет жаловаться, не делайте за него всю работу сразу. Найдите картинку лошади, покажите ее ребенку, посоветуйтесь с ним и незаметно направьте его на выполнение первого шага. Если у него по-прежнему ничего не получается, не ругайте его, просто слегка подправьте и предложите продолжить самому. Когда ребенок выполнит этот этап, посмотрите на его изделие, спросите у ребенка, нравится ли ему самому, что, по его мнению, не так и что бы он хотел переделать. Потом подправьте его изделие и дайте ему продолжить. И так последовательно, этап за этапом, ведите его до тех пор, пока он не поверит в свои силы и не сделает хоть что-то сам. Это придаст ему уверенность в себе.
5. В конце обязательно похвалите ребенка и выскажите надежду, что в следующий раз у него получится еще лучше.
Может показаться, что этот процесс занимает много времени, но это не так. Эти несколько минут, потраченные на вашего ребенка, а также многократно повторенные в последующие дни и годы вашей жизни, сформируют у него правильную жизненную позицию и обеспечат ему самоуважение и уверенность в себе.
Третье — чем бы вы ни занимались с ребенком, обязательно учитывайте его интересы и предпочтения. Не заставляйте ребенка делать то, чему он слишком сопротивляется, не начинайте ничего нового, когда он в плохом настроении. В то же время нельзя и всецело перекладывать на ребенка выбор занятий и принятие решений. Ребенок еще не знает многих вещей, а многих даже боится по той же причине незнания. Если вы считаете, что это может быть нужно или полезно для ребенка, найдите подходящие аргументы и постарайтесь его убедить попробовать. В 50% случаев вопрос решается позитивно (то есть это нравится ребенку), в противном случае вы получаете твердую уверенность в том, что это не подходит вашему ребенку, и переключаетесь на другие варианты. Если же ребенок настаивает на выборе, не сбивайте его сразу, он сможет убедиться в том, что ошибся, позже, когда испробует выбранное. Он должен понять, что имеет право на ошибку.
Характерные сценки у книжного прилавка.
1. Молодая мама подходит с трехлетним ребенком к столу с книжками и говорит: «Ну, выбирай, что хочешь». По внешнему виду можно выбирать игрушки, но не печатную продукцию. Ребенок, который еще не умеет читать, может руководствоваться только внешним видом книги. Это формирует у малыша способность в дальнейшем судить о вещах не по содержанию, а по форме. По наблюдениям, 9 из 10-ти девочек в возрасте от 6 до 12 лет выбирают раскраску по картинке на обложке, и только одна из каждого десятка заглядывает внутрь.
Поэтому, если вы решили что-то купить ребенку, не решайте вопрос сами, но и не перекладывайте его решение целиком на малыша. Лучше всего заранее обсудить этот вопрос с ребенком, остановившись на двух-трех вариантах. Придя с ним в магазин, покажите ему подходящие на ваш взгляд варианты и предложите малышу сделать выбор из них, если нужно, коротко объяснив и продемонстрировав суть каждого варианта. Например: «Вот это новая сказка, которую мы с тобой еще не читали. Помнишь, я тебе рассказывала, про мальчика, который не хотел умываться, и от него убежала вся одежда? Хочешь узнать, что произошло с ним потом? А это - раскраска с твоим любимым персонажем Чебурашкой. Вчера мы смотрели, мультик о том, как он построил домик для друзей. И вот здесь нарисованы и домик, и все его друзья. А это аппликация — здесь нужно вырезать и наклеивать картинки. Если мы ее купим, то у нас будет и самосвал, и паровозик, и кораблик, и самолетик. Посмотри внимательно и реши, что ты больше хочешь сегодня делать: слушать сказку, раскрашивать картинки или вырезать и клеить». Ребенка увлечет процесс выбора, он научится чувствовать свои желания, а не загонять их внутрь, не будет бояться брать на себя ответственность за принятие решения. После того, как ребенок определится с выбором, необходимо его похвалить, показать ему, что вы уважаете его мнение и его право принимать решения.
2. Мама предлагает ребенку выбрать книжку. Ребенок смотрит на столик, видит самую яркую обложку и радостно показывает на нее: «Хочу эту». Но оказывается, что это - банальная брошюра с пословицами и поговорками для школьников, и мама брезгливо морщится: «Нет, эта тебе не нужна». Ребенок не понимает, почему такая яркая книжка не понравилась маме. Но других критериев выбора он не знает, ведь искусству выбирать надо учить, как и всему остальному. И на предложение мамы сделать выбор еще раз, он уже более робко показывает на другую красивую обложку: «Вот эту». Но и этот выбор мама отметает, потому что аналогичная книжка у них уже есть. Ребенок окончательно сбит с толку, он огорчен, начинает капризничать, а мама возмущена до глубины души его поведением: она предлагает ему подарок, а он в ответ капризничает, неблагодарный! Так мало-помалу, с самого раннего возраста начинает расти между родителем и ребенком стена непонимания, а все из-за того, что ребенок не понимает, чего же от него хотят.
3. Мама предлагает ребенку выбрать книжку, и ребенок просмотрев все, что предложено, останавливает свой выбор на одной. «Хочу про Машу и медведя». Но мама не довольна: «Может, выберешь что-нибудь другое? Надоела уже эта твоя Маша! И так целыми днями смотришь про нее мультики!» Ребенок покорно перебирает книжки и показывает на сказку про трех поросят. «Не нужна тебе эта сказка! Здесь про злого волка! Выбери что-нибудь другое». Ребенок достает книжку про гадкого утенка. «Это не интересная сказка! Ты ее не поймешь! Выбирай быстрее, у меня нет времени ждать!» Ребенок озадаченно смотрит на маму. Что ему делать? «Ну ладно, давай купим уже про поросят», - соглашается потерявшая последнее терпение мама.
| Помогли сайту Реклама Праздники |