Предисловие: В чём наше предназначение?
Мы поднимались вдвоём с учителем по серпантину каменной лестницы, уходящей под самые вершины гор. Поднимались мы уже очень долго, я даже сбился со счёта часов и дней, а учитель, учитель и вовсе их не считал, по крайней мере, я ни разу не заставал его за этим занятием. Видимо, учитель был далёк от арифметики.
Мы изредка останавливались, чтобы отдохнуть, выпить по глотку воды из опустевшей фляги, или поговорить. Разговоры мешали подъёму, сбивалось дыхание и идти становилось тяжелее. По этой причине я пользовался каждым коротким привалом, чтобы задавать учителю свой очередной вопрос. Я никогда не переставал удивляться тому, как учитель на любой мой вопрос находил, как казалось — единственный правильный ответ. Видимо это и называют истинным просветлением.
— Учитель, а есть ли жизнь после смерти? — спросил я присев, утирая рукавом стекающий по лбу пот.
Учитель посмотрел на меня и широко улыбнулся. Присев на ступеньку повыше он сказал, обводя рукой окружающие нас вершины:
— Жизнь это океан, смерть — это маленькая лужа на берегу этого океана. Всё что ты видишь вокруг себя — есть жизнь. У всего живого есть своё предназначение. Если у тебя нет предназначения — значит, ты вероятно мёртв...
— Как это, учитель? — переспросил я.
— Предназначение — есть жизнь! Бывает, что среди живых людей есть мёртвые. Их легко узнать по померкшему взгляду, сердце у них бьётся тихо, движения их медленны. Эти люди потеряли своё предназначение, или не исполнили его.
На ближайшую ветку дерева, растущего на самом обрыве скалы, присела огромная ворона и уставилась на нас своим блестящим глазом.
— Ты видишь это дерево? — спросил учитель.
— Да учитель...
— А ворону?
— Вижу учитель.
— Вполне возможно, что предназначение этого дерева — это быть опорой для птиц, а может быть именно для этой вороны.
Я посмотрел на ворону и она, как будто услышав нас, взмахнула крыльями и полетела прочь, противно каркая на ходу.
— Всё имеет своё предназначение! — продолжил учитель.
— А какое моё предназначение? — спросил я.
— Ты скоро узнаешь о нём! — хитро улыбнулся старик и поднялся, чтобы продолжить свой путь.
Мы побрели дальше, вверх по каменным ступеням.
Вокруг нас нависали облака, сквозь которые то там, то здесь выглядывали пики скал или одинокие вершины деревьев. Воздух был так необычайно свеж, что хотелось дышать глубоко и часто.
Через какое-то время мы подошли к месту, где лестница в очередной раз заходила на новый виток и на ступеньках лежали крупные камни — следы прошедшего когда-то обвала. Лестница в этом месте была серьёзно разрушена. Пять или шесть ступеней были полностью снесены, обнажая каменную твердь горы. Мы остановились перед неожиданно появившимся препятствием.
— Ну вот! — как будто обрадованно произнёс учитель.
— Учитель, как мы пройдём дальше? — спросил я.
— Мальчик мой, дальше мы с тобой уже не пойдём. Ты дошёл до своей цели!
— Но как? — удивился я.
— Дальше я пойду один, это мой путь. А ты поможешь мне добраться до следующей ступени.
Я покорно встал под нависающей ступенью, и учитель стал карабкаться по мне. Моя спина прогнулась под весом тяжелого тела. А учитель, наступив мне на плечи, ловко забрался на ступеньку и присел на ней для последнего разговора со мной.
— Это и есть твоё предназначение мой мальчик — рассмеялся он, болтая ногами в воздухе.
— Как это? — опешил я.
— Да, поверь мне, у людей есть два основных предназначения — или быть ступенью для других, или наступать на эти ступени.
— Выходит, я исполнил своё предназначение, и жизнь моя теперь будет пуста? — в расстроенных чувствах произнёс я.
— Нет, мой мальчик, у человека обычно не одно предназначение, а целое множество. Когда-нибудь ты вернёшься сюда со своим учеником, и он станет для тебя ступенью, а ты пойдёшь дальше.
— А что там дальше, учитель?
— Этого никто не знает мой мальчик, можно только догадываться, только догадываться...
Учитель посмотрел по сторонам, провёл рукой по своей лысой голове и продолжил:
— Возможно, я тоже стану для кого-то лишь ступенькой...
Он поднялся, отряхнул свою одежду, и гордо подняв голову, пошагал вверх, туда где среди остроконечных вершин терялось оранжевое солнце.
— Прощай мой мальчик! Мы обязательно ещё с тобой увидимся! — крикнул он мне на прощанье и его босые ноги зашлёпали по каменной лестнице.
|