Первое чувство, что возникает при упоминании эпохи Возрождения – это очарование ею. Мы очарованы эпохой Возрождения. Мы очарованы её блеском и сиянием, и это очарование возникает всякий раз, как мы соприкасаемся с великим культурным наследием эпохи Возрождения, и восхищение творческими достижениями человека переполняет нашу душу.
Чем пленяет нас эпоха Возрождения в первую очередь?
Это великолепное искусство европейских мастеров, воспевающих красоту природы, красоту тела и души человека.
Это новая мысль, свободная от католического диктата.
Это возрождение веры в силы и возможности человека самому быть хозяином своей судьбы.
Эпоха Возрождения предстаёт перед нашим взором в ореоле славы и величия её грандиозных достижений. Долгие века человечество испытывает признательность и благодарность к культурным событиям и свершениям, наполняющим переход от Средних веков к Новому времени.
Эпоха Возрождения традиционно воспринимается нами как праздник освобождения человечества от мрачной затхлости католического средневековья.
Однако, наше время начала XXI века неумолимо заставляет заняться переоценкой ценностей. Мы вынуждены делать это потому, что мир подошёл вплотную к черте, отделяющей его благополучие от погибели.
Современная мировая политическая система не в силах устроить справедливую и достойную жизнь всех жителей Земли, не в силах избавить мир от конфликтов и войн, грозящих уничтожением человечества в условиях растущей научно-технической мощи.
Государства, в погоне за высокими темпами экономического развития, и бизнес, в погоне за сверхприбылями, не в силах прекратить экологическую деградацию планеты, грозящую природными и техногенными катастрофами мирового масштаба.
Низкая рождаемость коренных жителей экономически развитых стран, вызванная потребительским (либеральным) образом жизни, обрекает их на вымирание, что неизбежно приводит к изменению национального состава этих стран из-за потоков мигрантов, ищущих работу, беженцев и переселенцев, бегущих от войн и бедности, с грядущей за этим революционной ломкой самих европейских государств.
Современные мировые проблемы касаются всех жителей земли и настойчиво требуют перепроверки идейных основ земной цивилизации, требуют нового осмысления пути человечества за тысячи лет. Нам просто жизненно необходимо найти причины бедствий, которые наваливаются на человечество ежечасно, необходимо узнать «как мир дошёл до жизни такой», чтобы попытаться исправить ситуацию.
Современная земная цивилизация вся целиком вышла из культурного наследия эпохи Возрождения – мы есть духовные наследники того времени. Идеи и ценности, явившиеся тогда миру, являются поныне основой нашей цивилизации. И поэтому нам следует именно в той эпохе начать искать причины теперешних бедствий человечества.
У нас уже нет альтернативы: мы либо погибнем в войнах, разделённые непримиримыми противоречиями и различиями, оставаясь идейными наследниками эпохи Возрождения, либо попытаемся найти иные, более справедливые и миролюбивые основы построения земной цивилизации.
Историческая наука учит нас видеть в каждом событии множество сторон, как положительных, так и отрицательных. Плюсы и минусы есть у каждого явления. Более того, иногда плюсы и минусы могут меняться местами.
Но исторически сложилось так, что в эпохе Возрождения нас учат видеть только положительные стороны, практически полностью игнорируя возможность отрицательных моментов. Отрицательная возможность просто тонет в восторженных возгласах восхищённых внешним блеском эпохи Возрождения её исследователей и почитателей, что мешает оценить этот период истории человечества во всей его полноте.
Что же такое эпоха Возрождения – свет в конце туннеля или начало дороги, ведущей в ад саморазрушения и погибели?
Европейцы, начиная с эпохи Возрождения, окунулись в атмосферу свободы мысли и творчества. Вот почему эпоха Возрождения получила такую высокую оценку в трудах учёных Нового времени – именно с неё начинается шествие духовной свободы по земле, именно с эпохи Возрождения открыта дорога освобождению мысли человека. Эпоха Возрождения стала, таким образом, дверями, открывающимися в мир свободы. И если Новое время есть время раскрытия потенциала свободы, то эпоха Возрождения представляется как светоч, озаряющий этот путь освобождения человека.
Не удивительно, что все поколения Нового времени так восхищены эпохой Возрождения – ведь все они есть её идейные последователи, её духовные дети. В наших восхищённых глазах эпоха Возрождения представляется яркой солнечной вспышкой, осветившей путь людям, долгое время шедшим в мрачном туннеле средневекового католического тоталитаризма.
Какие возможности открыла человеку эпоха Возрождения? Какие идейные установки эпоха Возрождения дала человечеству? С чего началось освобождение европейского человека для творчества и разнообразных свершений?
Эпоха Возрождения началась как идейное освобождение человека от католического тотального диктата, как отказ от лживого, лицемерного, жестокого и кровавого католицизма.
Почему в средневековой Европе началась эпоха Возрождения и Реформация? Это произошло потому, что после полутора тысяч лет господства католической интерпретации учения Христа, не осталось никого среди европейцев, кто не видел бы несправедливость, лицемерие, неоправданную жестокость католической церкви.
Католицизм в Средние века настолько сильно извратил смысл слов учения Иисуса Христа, отдаляя европейцев от веры в Бога, что сделал невозможным своё дальнейшее существование в качестве морального авторитета. Католицизм, своим лицемерием, ложью и жестокостью, просто принудил европейцев заняться поисками новых основ общественного строительства. Именно кровавый тоталитаризм католицизма толкнул европейцев к переосмыслению основ человеческого существования, к пересмотру католической духовно-нравственной парадигмы средневековья.
Главнейшее достижение эпохи Возрождения – она заложила идейную основу для решительного отказа человека от веры в Бога, идейную основу возможности существования человека без Бога вообще. Это и было началом формирования духовно-нравственной парадигмы Нового времени, которое стало временем постепенного освобождения человека «от всех связывающих его пут», начиная с католической религии.
Эпоха Возрождения провозгласила способность человека самому быть хозяином своей судьбы, своего счастья на земле. Именно тогда родилась новая вера в силы и способности человека самому преодолевать трудности, не опираясь на потусторонние силы. Человек сам себе хозяин на земле и только от его собственных способностей зависит его счастье – вот главнейшая мысль, подаренная тогда человеку. Таким образом, первое, с чего начался путь свободы на земле – это отказ от веры в католического Бога, от католической религии, совершённый эпохой Возрождения.
(Следует обратить особое внимание на то, что полный отказ от веры в Бога, от религии вообще, не мог произойти ранее, во времена господства язычества, например, поскольку во времена политеизма человек не мог отказаться сразу от всех богов. Сначала нужно перейти к монотеизму, чтобы явилась идея полного отказа от веры. И только с появлением христианского монотеизма появляется возможность отказаться сразу и от единственного Бога, и от религии вообще, встав на путь полного безбожия.)
Мыслители и деятели Возрождения, конечно, ещё не смели прямо отказаться от католической интерпретации веры в Бога, опасаясь репрессий со стороны католической церкви. В поисках новых идей, оттолкнувшись от католического извращения христианства, одни мыслители Возрождения обратились к античному культурному наследию, а другие приступили к реформированию католической веры в «более правильную» систему религиозных взглядов и ценностей.
К сожалению, мало кто из мыслителей Возрождения догадался направить свои мысли к истокам христианства, к Иисусу Христу, чтобы очистить христианство от тысячелетних католических извращений. Но даже те немногие, кто вроде бы пошёл этим путём, не смогли пробиться сквозь христианские авторитеты прошлых веков и постепенно свернули на путь «развития» и «улучшения» католического христианства, превращая кровавого католического Бога в расчётливого протестантского приказчика.
Церковные реформаторы Возрождения – основатели протестантских церквей, обращавшиеся к началам христианства в поисках нового основания для веры, вводили среди своих последователей строгие моральные нормы с целью прекратить католический разврат в европейском обществе. Однако протестантская интерпретация христианства уводила людей от Христа ещё дальше, чем католицизм.
Подавляющее же большинство деятелей Возрождения, окунувшись в жизнерадостную античность, конечно, не могли всерьёз относиться к феерической языческой религии после христианского монотеизма, и попросту отбросили веру в Бога и богов «на помойку», начав постепенный переход на позиции атеизма. Так, под предлогом справедливой критики католических извращений, был совершён губительный для человечества, как показывает наша современность, отказ от религии вообще.
А вместе с отказом от католического Бога была, естественно, «выброшена на свалку истории» и католическая нравственная диктатура, уже не имевшая никакого отношения к нравственности Нагорной проповеди Иисуса Христа. Католические нравственные путы с людей были сняты, и начался долгий процесс окончательного освобождения поведения европейцев от остатков христианской нравственности, заканчивающийся уже в наше время.
А чтобы европейцы, освобождённые от Бога и Его нравственности, сразу же после этого не разорвали бы друг друга в клочья, было придумано учение под именем «гуманизм», призванное заменить религиозную нравственность свободной от веры в Бога системой норм поведения. То есть, по замыслу деятелей Возрождения, не авторитет Бога теперь задаёт нравственные нормы, а разум человека.
Гуманизм вычищает Бога из христианской нравственности – освобождает нравственные нормы от религии вообще. По существу, нравственные нормы Нагорной проповеди становятся в гуманизме не законами Бога, обязательными безоговорочно к исполнению для всех людей, если они хотят жизни вечной, а сочинением на тему «Как нам следует вести себя, чтобы немного пожить в достатке здесь и сейчас». Нравственность Христа превращается в гуманизме в один из многих прожектов по благоустройству человеческого общежития. Нравственные законы Бога, незыблемые и неоспоримые, стали в гуманизме предметом многочисленных рассуждений и спекуляций.
Потеряв веру в Бога, человек потерял и Его нравственные законы – теперь это вообще не законы, а лишь спорные «добрые пожелания». Отныне люди, свободные от Бога и Его нравственности, сами сочиняют для себя нормы поведения, руководствуясь исключительно собственными интересами. Теперь не только великие мыслители рассуждают о нравственности, но и любой и каждый волен рассуждать как ему угодно в меру своего
|
найти "стрелочников", "козлов отпущения", громоотвод. - Почему ты не достиг успеха
по жизни? - Потому что Бог этого не захотел. - А почему ты сам для себя палец о палец
не ударил, только бабочек ловил да ворон считал? - Да это Бог меня таким сделал. -
- Почему ты украл? - Черт меня попутал, не сажайте. - Почему ты убил? - Нечитстый
подначил, не казните меня, пожалуйста.