Произведение «Исход евреев из Египта» (страница 1 из 59)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 7763 +1
Дата:
Предисловие:
Исход евреев из Египта подробно описан в Ветхом Завете, многократно обсуждался веками, но, тем не менее, реальность Исхода и ныне продолжает оставаться в достаточной степени дискуссионной. Существует мнение (55.с49), что произошло несколько исходов. Так, Исход Моисея, как принято пола-гать, - это бегство порабощенных евреев из Египта, в то время как иные исходы расцениваются как изгнание (и соотносятся с гиксосами или "сирийцем Ирсу"). Надпись об одном из таких исходов сохра-нилась в папирусе Анастази VI, датируемом последними годами XIII в. до н.э.

Исход евреев из Египта


                                                    Михаил Зильберман          

                                                 Исход евреев из Египта.
   


   Предисловие.
   Содержание.
1. Некоторые обычаи египтян у ветхозаветных евреев
2. Литература и мифология Египта в Ветхом Завете.
2.1 Литература.
2.2 Мифология.
3. Учение Эхнатона.
4. Религиозная реформа Эхнатона.
5. Учение Эхнатона в Ветхом Завете.                                          
6. Моисей.
7. Моисей и учение Эхнатона.
8. Моисей - царедворец Эхнатона.
9. Моисей и гора Синай.
10. Атрибуты культовой практики египтян у евреев.
11. Десять заповедей.
12. Левиты - каста служителей культа.
13. Эхнатонизм, ессены и возникновение каббалы.
14. Феномен "Золотой телец".
15. Исход евреев из Египта.
16. Палестинские сирийцы.
17. Об установлении еврейства по матери.
     Заключение.
     Список литературы.
     
                                                                         "Если ты примешь слова мои… и наклонишь
                                                                          сердце своё к размышлению... то тогда ты
                                                                          уразумеешь правду" (Пр.2.1-3).
                                                                         "Милость и истина да не оставят тебя" (Пр.3.3).
                     
Предисловие.
Исход евреев из Египта подробно описан в Ветхом Завете, многократно обсуждался веками, но, тем не менее, реальность Исхода и ныне продолжает оставаться в достаточной степени дискуссионной. Существует мнение (55.с49), что произошло несколько исходов. Так, Исход Моисея, как принято пола-гать, - это бегство порабощенных евреев из Египта, в то время как иные исходы расцениваются как изгнание (и соотносятся с гиксосами или "сирийцем Ирсу"). Надпись об одном из таких исходов сохра-нилась в папирусе Анастази VI, датируемом последними годами XIII в. до н.э.
Дата Исхода евреев из Египта - кардинальная веха в реконструкции ряда аспектов истории древних евреев до эпохи Царей. Наиболее ранней возможной датой Исхода Моисея считается ХIV в. до н.э., эпоха правления царя Аменхотепа IV Эхнатона. Сторонники данной гипотезы связывают этот Исход с религиозной монотеистической реформой фараона Эхнатона. Так, Евсевий, один из отцов церкви, включил в свой "Канон", содержащий перечень династий фараонов, примечание к имени Сенхера (Семенхетра, Семнех-ка-ра), преемника (соправителя) Аменхотепа IV Эхнатона: "Примерно в это время Моисей вывел евреев из Египта". Однако, византийский историк Георгий Синсел, переписывая Евсевия, заметил: "Только (один) Евсевий относит к этому царствованию Исход Израиля... хотя у него нет ни одного аргумента". Весьма загадочна и сама личность пророка Моисея, обсуждение которой также не прекращается и до сего дня.

1.  Некоторые обычаи египтян  у ветхозаветных евреев.
С доисторических времён и до наших дней у многих народов Мира принято обрезание. Так, Геродот в сообщении о «темнолицых жителях Колхиды» пишет, что «египтяне и эфиопы... с древних времен проводят обрезание у младенцев». О глубокой архаичности этого обычая свидетельствует и то, что по традиции обряд обрезания совершался каменным ножом.
У древних египтян, в частности, существовал обычай (Папирус Аббот. Британский музей (48.с209)) ознаменовывать свои победы взятием боевых трофеев, символизирующих высокую воинскую доблесть ратников: победитель отрезал у убитого им неприятеля правую руку, если тот был обрезан; и половой член, - если нет. Так, в войнах с землёй Куш фараон Аменхотеп III, весьма физически сильный человек (согласно хроник), лично взял в боях в качестве трофеев 312 правых рук, что подтверждает тот факт, что у эфиопов обрезание действительно практиковалось издревле. Показательно, что после победы фараона Мернептаха над ливийцами (48.с420), египтяне в качестве боевых трофеев привезли на ослах на родину тюки с половыми членами поверженных (6359 фаллосов ливийцев; стела из Атрибиса (заметим, что числа, приводимые в/на др.-егип. памятниках, - сакральные, а не фактические)). Примечательно, что и некоторые племена из «народов моря» первой волны практиковали обрезание: среди 2370 правых рук, поднесённых Мернептаху, 1200 принадлежали акайваша (Breas ted.v3,p248; Kitchen.v4,h8). Судя по сообщению Ветхого Завета (1Цар.18. 25-27), хаибири/хабиру (ха-ибри), будучи гиксосами ("Гиксосы и их потомки"), восприняли египетские традиции в подходе к необрезанному противнику. Так, царь Саул просит Давида поднести ему в качестве предсвадебного подарка тестю 100 штук (трофейных) "краеобрезаний" филистимлян, ибо "царь не хочет вена другого".
Обряд обрезания женщин соблюдается мусульманским населением Пакистана, Сомали, Эфиопии и Судана, Египта, у племен банту в Кении, в Сьерра-Леоне, среди племен Мексики и Перу, у некоторых племен Австралии. Этот обычай доисламского происхождения, как считается, восходит к древним обрядам инициации.  (К-Д. Шруль «Сабах - утренняя заря». М. Наука. 1986). Можно предположить, что в архаичные времена рудимент пениса приносился в жертву богу-отцу, поскольку считалось, что он - "муж всех женщин", но тогда (по аналогии)  крайняя плоть (а ранее, возможно, и весь фаллос - как на вакханалиях плодородия) - достояние (дар) Великой матери, ибо она - "жена всех мужчин" (что, в частности, и проделывала Лилит, вызывая полюции).
Геродот рассказывает (2.37), что возникновение и укоренение обряда обре¬зания в Древнем Египте относится к нач. III тыс. до н.э. (изображения обряда обрезания в гробницах Древнего Царства восходят к доисторическому периоду (50.с250)). Однако, судя по скульптуре обнажённого юноши (VI династия, 2300 г. до н.э.), ещё и в конце III тыс. до н.э. обряд обрезания не считался строго обязатель-ным. Характерно, что и в Северной Сирии обычай обрезания засвидетельствован с нач. III тыс. до н.э. (что хронологически соотносится с распространением куро-аракской археологической культуры из Ана¬толии, предположительно связываемой с конгломератом хурритских племён ("Земля Ханаанейс-кая")).
Характерно, что современные копты - прямые потомки древних египтян (коптский язык, близкий к новоегипетскому, вымер для обихода и используется исключительно при отправлении церковной слу-жбы), совершают обрезание мальчиков в возрасте восьми/шести лет (72. с488, ком.14), как это было принято и у египтян (рельеф из храма Хонса в Карнаке времен Аменхотепа III). Тот факт, что праотец Авраам был обрезан в преклонном возрасте, указывает на отсутствие у "черноголовых" - жителей земли Сеннаар (предков библейских евреев), этого института. Месопотамцы, хаабиру (ха-ибри), пришли в Ханаан необрезанными, где они впервые и столкнулись с этим обрядом (акт обрезания Авраама и его домочадцев). По поводу обряда обрезания среди ханаанеев и "палестинских сирийцев" (ха-ибри Угаритского нома (географической части Сирии), расселившихся на землях Палестины) Геродот (2.104) отмечал: «Финикияне же и сирийцы, что в Палестине (древние евреи), сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян», а это (в части евреев) согласуется и с мнением Иосифа Флавия.
По всей вероятности, обряд обрезания у египтян и ханаанеев обязан своим происхождением обы-чаям их общих этнических предков (ханааней "Хен (Кен)" и египтя¬нин "Эйсирий (Осирис)" - братья (Санхунйатон "Финикийская история")), - представителей однородной археологической раннеземле-дель¬ческо-скотоводческой (для Ханаана - «протоханаанейской») культуры, зародившейся, вероятно, на этапе «В» керамического неолита ("Земля Ханаанейская").
И возникает такой вопрос: почему ок. 1243 г. до н.э потомки праарийских племён, захвативших Крит примерно в середине XV в. до н.э. (греки-ахейцы («акайваша»), протоэллины), и иных «народов моря», расселившихся на островах (так, ахейцы в течение XIV-XIII вв. до н.э. заселили  такие острова, как Родос и Крит (2.)), практиковали обрезание (индоевропейцам вообще не присущее)? По-видимому не исключено, что, ассимилируясь с доахейским населением государства Крит и многое при этом заимствуя из минойской культуры автохтонного населения, островные ахейцы, «народы моря», переняли и обряд обрезания (как известно, Крит колонизирован носителями Минойской культуры примерно в III тыс. до н.э.; однако ранее Крит были заселён мигрантами их Анатолии, а некоторые острова Крита - и ханаанеями).
Характерно, что древнегреческая мифология отчетливо высвечивает генетическую связь критян-минойцев с ханаанеями. Так, Минос («Мин» - имя одного из древнейших итифаллических богов плодородия Египта) - сын похищенной Зевсом Европы (дочери финикийского царя Агенора), рождённый на Крите и усыновлённый критским царём Астерием, женившимся на Европе. В Сидоне Европа ассоциировалась («не отличалась» (49.)) с сем. Великой богиней Астартой: её образ соотносился с небом, землёй и подземным миром (богиня Европа была наделена функциями плодородия, связанными с растительным и животным миром). Имя же «Астерий» («Астар(ий)») - наименование одного из общесемитских богов, почитаемых, в частности, в Угарите (какое-то время "замещал" Баал-Цафона).
Крайняя плоть в эпоху неолита обрезалась каменным ножом и приносилась в жертву Великой матери (подобно дарам Всеобщей матери при вакханалиях плодородия (самооскопление)). Так, Дж. Фрезер (36.) пишет, что у австралийцев, крайняя плоть, взятая при обрезании, использовалась как фетиш при молении богини Неба о дожде. Фаллос и его крайняя плоть  - «атрибуты» бога-отца, неиссякаемого источника плодоносящей силы, паредроса богини-матери в священном браке. Вероятно, поэтому в Океании хижина, в которой производилось обрезание при инициации (57.с193), сооружалась в виде огромного змея (т.е. крайняя плоть - эмблема части тела (фаллоса) Змея (в облике которого нередко представлялся бог-отец), приносимая в жертву (в дар) богине-матери ради жизни на земле).
Вполне возможно, что раннеземледельческое протоханаанейское представление о боге Балу (Баале), как (первоначально) о служителе (мужской эпифании) Великой богини-матери, богини Неба (здесь -Анат), послужило основанием для его «обрезания» («Поэма о рапаитах»). "Восьми дней (восемь - сакральное число богини Неба) от рождения пусть будет обрезан… младенец" (Быт.17).
Миф об учреждении обычая обрезания у ханаанеев изложен в "Финикийской истории" Санхунйа-тона, жреца и историка, жившего, как считается (50.), до окончания Троянской войны. Согласно этому этиологическому мифу, постнеолитический бог-демиург Эл/Илу (божество патриархальных семитов) во время какого-то ужасного бедствия, инициированного его отцом Шамемрумом (оскоплённым ранее Элом), приносит Шамемруму в искупительную жертву не только своего сына, но и свою крайнюю плоть, причём, принуждает сделать обрезание и всех своих сподвижников. По этому поводу И. Шифман (50.с252) замечает: "впечатление такое", что у ханаанеев обрезание носит характер защитной меры, призванной положить конец разящему гневу Шамемрума (эпидемии или стихийному бедствию), уми¬лостивить владыку Неба.
Примечательно, что на угаритском диалекте ханаанейского языка обозначение: "родители" и "сыновья", - производится от корня слова "резать, обрезать" и буквально значит "обрезающие" и "обрезанные" (по данным материалов, по крайней мере, ХIV в. до н.э. (50.с77)), что свидетельствует о

Реклама
Обсуждение
     10:45 03.08.2017
Один вопрос: Как вы взрастили Хабад любавич?
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама