Произведение «Литературная критика. За и против»
Тип: Произведение
Раздел: Без раздела
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 587 +1
Дата:
«Пушкин и Натали»

Литературная критика. За и против

_______________________________________________________________________________________





Художника или писателя делает критика и реклама.
Верно ли это утверждение?
Отчасти, это действительно так. Об этом писал еще Э.Хемингуэй.
То есть имя писателю или поэту создают литературные критики и менеджеры, но если он хотя бы
раз поддастся на их лесть и обещания, то больше он никогда уже не будет писать хорошо и правдиво.

Именно таким образом чаще всего и убивают писателя, а сиюминутный коммерческий или иной какой успех,
– это слишком мизерная плата за так и не появившиеся на свет хорошие и долговечные произведения.
Здесь нет временных рамок, настоящее искусство вечно. Даже если писатель или художник зарабатывает своим
трудом достаточно много денег, то в могилу он их с собой все равно не заберет. А успех, как приходит, так и уходит.

Придет время, когда над такими «признанными мастерами кисти и резца», как Церетели или Глазунов будут
смеяться, смеются уже и сейчас, но большинство пока все же верит в их мастерство и исключительность.
И исключительность тоже может быть разной.

Проблема еще и в том, что людей знающих и понимающих литературу и искусство всегда очень мало,
они – это точно такие же гении, как и сами творцы прекрасного. А в мире чистогана и как бы узаконенного
нарциссизма, и вся рать критиков, литературоведов и менеджеров от искусства сориентирована на этот
сиюминутный коммерческий успех.Казалось бы, только законченный идиот будет ежедневно смотреть
по ТВ «мыльные оперы», и, тем не менее, идиотов почему-то меньше не становится, а им на смену приходят
другие идиоты, и другие времена.
Такое искусство недолговечно, это как автомобиль, взятый на прокат, – покатался и забыл.
Есть такая поговорка: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Покупая всякую дрянь,
мы бесцельно расходуем деньги, потребляя продукцию литературного, кино- или художественного рынка
низкого качества, мы разбазариваем еще и свою душу.

Примерно тоже происходит и с художником, и по прошествии нескольких лет, едва ли кто-нибудь и вспомнит,
какой замечательный мастер слова, кисти или музыкальных фиоритур мог из него получится.

Помни, взыскательный художник,  – работая на массового потребителя, на широкую публику, ты неизбежно
будешь вынужден потакать и ее дурному вкусу. Тоже касается и дизайна, и вообще всего.
Но именно так и происходит. Литературная критика и реклама, жадные до славы искусствоведы убивают
художника. Они снова и снова требуют от него чего-то чуждого его восприятию мира, или: «Пусть будет
в вашей манере, я прошу и даже настаиваю на этом, но так, чтобы это нравилось публике!
Остальное уже наше дело…»

Что касается Мастерства, то теория и техника стихосложения или, скажем, ваяния и зодчества имеют весьма
отдаленное отношение к собственно мастерству. Учебники по стихосложению гении еще в юности читают
не как учебники, но открывают окно в окружающий их и прекрасный мир, как девушка с замиранием сердца
читает душещипательный роман.
Все досужие разговоры о титанических усилиях в работе, о постепенном восхождении к Вершине, –
это только хорошее успокоительное средство для тех, кто эту вершину никогда не покорит. Они не идут ни в какое
сравнение с минутами несравненной радости от видения окружающего мира и пребывания в этом внезапно
открывшемся мастеру, и прекрасном мире. Это и называется Вдохновением, все остальное ерунда. Гению сама
Природа говорит, что он – гений, и ему совсем не обязательно об этом еще и рассказывать.
Остальные сами себе это придумывают, пытаясь сравнивать себя с другими, но ориентируется они, как правило,
на далеко не лучшие образцы. И еще, сейчас каждый сможет написать «как Пушкин», но только Александр Пушкин
смог это сделатьдва века назад. Пушкин стал Поэтом в шестнадцать лет…

Мастеру не нужны прижизненные издания с «золотым обрезом» или даже какой-нибудь литературный портал.
Единственная его цель, – это работа, творчество. А сделать что-то очень хорошее можно в любых условиях, даже,
казалось бь, и в невыносимых. Ненависть и друзей, и врагов, это как огонь и вода, именно они и закаляют сталь.

Похвалы радуют, преждевременные лавры развращают. Но есть такой уровень мастерства, когда даже разговоры
о нем становятся бессмысленны.

         
 
 











.
Реклама
Обсуждение
     01:07 06.03.2016 (1)
Замечательно!!! Действительно, хорошее не нуждается ни в менеджменте, ни в рекламе. В этом и чудовищный парадокс нашего времени.
     02:02 06.03.2016 (1)
Константин, боюсь что старик Хэм все же прав - так было всегда.. Сиюминутный кажущийся успех и тем более - стремление к нему, губят автора. А "единожды солгав - кто тебе поверит"? - это более чем правильное утверждение.
     08:39 06.03.2016
К сожалению это так. Потому и живем во лжи!
     23:02 05.03.2016 (1)
да... это точно... но хорошо ли "вариться в своём котле", на этот вопрос я пока не нашёл ответа... с одной стороны - да, творческое одиночество порою - кайф, а с другой - чувствуешь как кончается "кислород", и идёшь к таким же как и ты... вот и ваши заметки я бы не прочитал не "вынырни" из реала... сложно найти середину - постоянно впадаешь в крайности...
     23:38 05.03.2016
Владимир, никто и не варится в своем котле. Речь идет о критике, в частности литературной и о литературном же менеджменте. Если под творческим одиночеством понимать нелоумение толпы, то здесь вы правы. А в остальном творчество - это весь мир. Злые языки зачастую оказывают услугу, а не причиняю автору какой-нибудь вред. "Война , это более высокое состояние души человека, чем затянувшийся мир", благополучие напротив делает душу дряблой и мягкой как перезрелый помидор"
(Не дословно - Л.Тихомиров).
Реклама