Описание и анализ геополитических процессов, сами по себе- не могут дать удовлетворительного ответа на вопрос- что в действительности происходит в мире?
Начавшаяся после Второй мировой войны формирование национальных государств, в странах Западной Европы, под патронажем США и Англии, привело к созданию единого экономического пространства, экономической и политической стабильности в этих странах, и возможность разрешать экономические противоречия, не прибегая к военной силе.
Образование национального государства- достижение консенсуса между главными экономическими классами, и создания надгосударственных (наднациональных) институтов, способствующих мирному разрешению противоречий между крупными капиталистическими союзами- привели к образованию транснациональных корпораций (ТНК), утративших национальные черты, и, имеющих обьектом своего влияния- всю планету, а не только ее отдельные регионы.
Этот процесс, экономически и политически способствовал распаду СССР и социалистической системы.
Как в геополитическом, так и в идейнополитическом отношении, страны Запада избавились от своего главного конкурента.
Глобальной транснациональной экспансии Запада, был дан, то,что называется- зеленый свет.
Идеология потребления стала господствующей, и любая попытка сохранить традиционные ценности, безоговорочно обьявляется мракобесием.
Такая стратегия ТНК происходит из их наднациональной природы, для которой национальные и государственные границы являются препятствием для свободного движения капиталов- для захвата новых потребительских рынков, а так же рынков дешевой рабочей силы и источников сырья.
Стратегией и целью государственно-монополистического капитализма была борьба за новые рынки сбыта и источники сырья. Это было распостранение капиталистических отношений по планете, переход стран третьего мира от прямой колониальной зависимости, к неоколониальной, где бывшим колониям отводилась роль младшего партнера.
Таким образом, слаборазвитым странам, представлялась возможность для развития, хотя и в жестко контролируемых рамках.
Теперь, на место экономического- встает квазиэкономическое принуждение, которое фактически является внеэкономическим.
Транснациональный капитал, не просто капитал, переросший национальные рамки- это произошло еще в начале двадцатого века, и стало причиной двух мировых войн. - Но это капитал, который стремится разложить все исторически сложившиеся общественные отношения, посредством их коммерциализации.
Национальное государство оказалось лишь куколкой, где сформировалась новая сила, которая теперь сбрасывает, ставшую ненужной, материнскую оболочку.
На его место встает государство нового типа- Глобальное государство, которое не имеет очерченных границ, но только центр и перефирию.
Относительно устойчивый центр, и находящуюся в состоянии перманентного хаоса периферию.
Это постисторический (а может быть, и постчеловеческий) проект.
Общественная формация, исчерпав ресурсы своего развития, начинает мутировать.- Это значит, что капитал выходит из под регулирующего контроля системы социальных отношений, и начинает, как раковая клетка пожирать весь общественный организм.
Периферия- это деградирующий придаток управляющего центра, население которого является избыточным.
Это означает, что оно (население) не может быть востребовано в качестве рабочей силы, и в силу этого не способно сформировать платежеспособный спрос.
Центр- социальное пространство, где достигается относительное равновесие между спросом и предложением, источник инноваций, и сфера массового потребления.- Оазис посреди пустыни, всеобщей деградации и упадка.
Современный системный кризис- это кризис перехода, то есть становления Глобального государства, и распада национальных государств.
В этом смысле,распад национальных государств, является всемирным процессом дезинтеграции, подчиняющим мир целесообразности капиталистического накопления.
Это абсолютная власть капитала встающая над историческими и культурными традициями, предстаёт, как вневременная, внеисторическая истина бытия, сущность которого оказывается выхолощенной, поскольку отрицается вся совокупность социальных, и даже природных связей между людьми, за исключением тех, которые положены природой капиталистического накопления.
Феномен абсолютного отчуждения человека от его исторической сущности.
Это человек мира, поскольку он непосредственно связан с другими людьми глобальной сетью социальных коммуникаций- информационных и транспортных. Но в тоже время, это связь потребителей глобального рынка, отрицающих свои культурно-исторические особенности.
Такой тип личности можно назвать абстрактным, то есть выхолощенным до убожества.
В определенном смысле, этот тип личности находится за пределами этических и нравственных определений, поскольку зависит от заданных установок, почти в той же мере, как компьюторная программа.
Такого рода" идеала", в реальной жизни невозможно достичь по той причине, что человек не может быть детерминирован интересами исключительно материального порядка.
Транснациональные корпорации- это наднациональные образования, для которых национальные приоритеты и культурно- исторические традиции, являются факторами сдерживающими массовое потребление, и таким образом ограничивающие сверхприбыль.
Для ТНК, национальное государство становится регрессивным фактором, подлежащим упразднению.
Вместе с крушением национального государства, распадается и социальный консенсус.
Наплыв внешнего пролетариата ("внешний пролетариат"- термин А. Тойнби) в современную Европу, является подтверждением тому.
Являясь по своему социальному положению люмпенами, они разрушают архитектуру социального (классового) партнерства.
При этом мигранты не становятся резервной армией труда, как это было в условиях классического капитализма.
По своему положению они напоминают плебеев древнего Рима- деклассированную социальную группу, требующую долю общественного богатства, для поддержания своего физического существования.
И поскольку эти люди не могут быть вписаны в социальный консенсус национального государства, то на него не распостраняются и его законы.
Внешний пролетариат становится мощным фактором, этот консенсус разрушающий.
Являясь по своей социальной природе продуктом социального распада, мигранты не могут быть вписаны в архитектуру западного общества, подобно тому, как продукты органического распада не могут прижиться в живом организме.
Существует расхожее мнение, что мигранты переносят на новую почву свои традиции и обычаи. Это не совсем так.
Эти социальные образования так же мутируют, как западное общество и во многом под его влиянием.
Продуктом этой социальной мутации является исламский фундаментализм.
Мигранты не становятся частью европейской постмодернисткой цивилизации, но они уже и не являются частью восточного традиционного общества.
Они противопоставляют себя, как восточной (исламской) традиции, так и европейскому постмодернизму.
Страны Запада превращаются в Территории так же, как и страны не западного мира.
Отличие лишь в том, что на этой Территории находится управляющий центр Глобального государства, который может быть перенесен в другой регион мира так же,как головной оффис любой транснациональной корпорации.
Могут ли национальные государства трансформироваться настолько, чтобы противостоять процессу перманентного распада?
Проблема в том, что ТНК являются органической составляющей национального государства. Это часть которая переросла целое, и более в нем не нуждается.- Национальное государство перестало соответствовать экономическим и политическим реалиям. Эта форма исторического бытия человечества изжила себя.
Становление капитализма сопровождалось формированием наций, то есть социальным синтезом этнических и субэтнических групп,
живущих на одной территории, говорящем на одном или родственном языке.
Смешение красок этой социальной палитры, отозвалось грандиозным культурным взлетом, получившим название- Эпоха Возрождения.
Наука, искусство, политика, философия- освободились от пут религиозной схоластики, и обрели новый смысл.
Это было триумфальное шествие цивилизации, каким бы противоречивым и жестоким оно не было.
Промышленность(мануфактура) и торговля - обьеденяли народы, часто посредством насилия и прямого грабежа.
Но это несмотря ни на что, был процесс социального синтеза, дающий новые возможности человечеству, и открывающий новые горизонты.
У синтеза и рапада есть одно общее- распад проходит по тем же соединительным линиям, по которым когда-то осуществлялся синтез.
Первой "ласточкой" был распад СССР, затем Югославии, потом распад ближневосточных государств, далее Украина, как арена противоборства западных ТНК и России, стремящейся вырвать себя и народы бывшего СССР, из исторического небытия.
Наконец, Европа, ставшая историческим могильником для миллионов арабов и африканцев, которые в интересах ТНК, превращены в социальные экскременты, грозящие затопить такую лощеную, пахнущую дорогим парфюмом, Европу.
| Помогли сайту Реклама Праздники |