Произведение «Бульдозерное искусство и тяга народа к прекрасному»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Темы: историяРоссиянародочередивыставкаажиотажпублика
Сборник: Помарки на полях истории современности
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 29
Читатели: 1306 +2
Дата:
Предисловие:
Мемуары. 70-ые.  
Посвящается автору Надюша, посетившему выставку Валентина Серова на Крымском Валу.

Бульдозерное искусство и тяга народа к прекрасному

  Если вы помните, в СССР существовало так называемое «Бульдозерное искусство». Это пошло от пустыря, на котором собрались художники-нонконформисты. Это те, которые не признавали социалистический реализм. Или по форме, или по содержанию. Сейчас многие из них знамениты. А тогда для власти они были просто хулиганами. И когда нонконформисты на одном из московских пустырей расставили свои творения, на них пустили бульдозеры. Жертвы были среди полотен.
  Потом власть немного остыла. После крохотных выставочек в залах, о которых знали избранные, решила показать всю эту мерзость народу, чтобы он, исплевавшись, вернулся в лоно соцреализма.  Отвели для такого дела Дом культуры ВДНХ. Залов там не было, были небольшие кабинетики.  Естественно, не было никакой рекламы. За час до открытия ВДНХ мы с женой прошли через боковые ворота на территорию главной выставки страны по своим служебным документам. Подошли к этому самому Дому культуры и оторопели, увидев очередь человек в сто. Напоминаю, что публику в это время на территорию ВДНХ ещё не пускали.
  Простояли мы час до открытия и ещё час пока не подошла наша очередь. Зальчики малюсенькие и в дверях каждого стоял милиционер. Его задачей было не давать посетителю вернуться в предыдущий зал, а гнать вперёд. Это было разумное решение. Ибо, когда в час дня, примерно, мы вышли из Дома культуры, очередь растянулась на километры. Люди сидели на раскладных стульчиках и траве. А вдоль этой очередищи ездили милицейские машины и мегафонили: «Не стойте напрасно. Пропускная способность залов 100 человек час. Не успеете. Выставка закрывается в 18 часов».
  Вот такая была тяга к искусству в советское время.
  Впрочем, это показывало, что государственная система тотальной идеологии пошла к закату. Часть народа истово и уже открыто хотела другого. И готова была простоять день в очереди, чтобы это другое только увидеть.
        Позднее эту экспозицию приютил прораб перестройки историк и публицист Юрий Афанасьев, И её можно было видеть на Миусской площади в стенах созданного им Гуманитарного университета. 
       PS. Для Москвы времён расцвета застоя очереди к прекрасному были привычны. Стояли в них, когда давали Джоконду. Стояли ради роскошной выставки «Москва – Париж». Много чего ещё было в музее на Волхонке. А вот выставку «Москва – Берлин» смогли открыть лишь в новое время. Уж слишком сходным было искусство двух стран в известную эпоху. Решились показать и золото Трои. И директриса музея Ирина Антонова уверяла журналистов, что оно (золото Шлимана) всегда здесь лежало. Просто в эти залы мало кто заходил. 
 
Послесловие:
Данный опус является ответом на дискуссию «Очередь и искусство», развернувшуюся в связи с неожиданным ажиотажным наплывом посетителей на выставку Валентина Серова.  
Смотри ранее
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК
Выставка СЕРОВА. Ответ Читателю.
Реклама
Обсуждение
     03:38 02.02.2017 (1)
Фантастические времена были, Александр! Творцы-нонконформисты чувствовали себя тогда СУПЕРЗВЁЗДАМИ!  За стихи и картины сажали, за  рок Юрия Шевчука несколько дней подряд допрашивали в КГБ, Жанну Агузарову прямиком с "квартирника" впихнули в дурдом! А что сейчас? Кому нужны нонконформисты, кроме узкого круга их ценителей?.. Власть может грохнуть, но горлопана-политика или докучливого журналиста, а поэтов и художников уже никто и в упор не видит! Остаётся одно - прибить мошёнку к брусчатке Красной площади!
     09:12 02.02.2017
1
Я не такой уж знаток живописи, хотя порой, в незнакомом ранее музее, удаётся угадать автора по творческой манере. На мой взгляд, та очередь была и определённой формой протеста. Тогда же было и время очередей. 
А акционизм, наверное, отношения к искусству не имеет. Самые известные у нас акционисты -  это движение "Фемен". Но, не сверкай они голыми титьками, то были бы просто хулиганками. А тут сразу женский протест. 
     11:54 21.05.2016 (1)
2
Вы, действительно, считаете, что все эти люди были там из-за тяги к искусству?)))) Клип про "лабутены" видели? Они вечны.))))
     15:07 21.05.2016 (1)
Вопрос немного наивный. Конечно, не считаю. У меня и текст-то ироничный. Это была и форма протеста, и гонор, дескать, я побывал. Потом эту экспозицию забрал Юрий Афанасьев и я её вновь видел в уже в стенах его Гуманитарного университета. Я б не сказал, что всё это шедевры. Но часть художников стала знаменитостями.
В те годы очереди на художественные выставки были обычным делом. Что "Джоконда", что "Москва - Париж". Последняя была эстетической бомбой, конечно. Да, почти на все экспозиции из-за кордона были очереди на Волхонке. Были очереди и в Третьяковку.
Брежневщина - это эпоха очередей. Вплоть до очереди на анкету в партию. Если ты не слесарь.
     15:11 21.05.2016 (1)
1
стала знаменитостями.
Для этого вовсе не обязательно обладать каким-то талантом в живописи или вообще - искусстве. Главное - захотеть.)))
     15:28 21.05.2016 (1)
Бесспорно. Искусство вообще очень спорное явление. А живопись особливо.
Ну, одного хотенья мало. Конкуренция сильная. Надо что-то придумать своё или попасть в струю интересов публики.
Помните громокипящего Глазунова. Какие очереди были на его вставки.
Тут у меня внучка-третьеклассница заявила, что хочет посмотреть "Алёнушку" и "Чёрный квадрат".   Поехали в Лаврушинский. А уж в следующее воскресенье - на Крымский Вал. В Лаврушинском народ был, а на Крымском Валу залы были пустынными.
     15:33 21.05.2016 (1)
2
Надо что-то придумать своё или попасть в струю интересов публики.

Ага. Гениталии гвоздем прибить к брусчатке на Красной площади, тоже, говорят, искусство.))) Или сочинение про Губернатора написать и стихи про Президента. Главное - настойчивость при достижении цели.)))
     16:22 21.05.2016 (1)
Ну, прибитые гениталии - это, конечно, художественный акт. Но поджог двери Лубянки еще более.
Акционизм тоже имеет место быть. Но это ближе к театру.  И хулиганству. Но перфоманс стал популярен.
Я не помню имени, но некий американский художник, вернее скульптор, придумал новый оттенок синего цвета. И красил так свои скульптуры. И стал знаменит.
Но есть феномен "Чёрного квадрата". Что это такое? Спорить можно до бесконечности.
Симон Ушаков, считается первым, применил в иконе перспективу. Он не столь знаменит (как Рублёв, например) но в историю живописи вошёл намертво.  
А стихи президентам и губернаторам пишут, наверное, во всех странах, где таковые существуют. А уж монархам.  Вспомните Михайлу Ломоносова. И миллиардерам пишут. Думается, что и наши олигархи не обойдены вниманием художников и поэтов.
Художник тоже кушать хочет.
Третьяковка и Эрмитаж, Лувр и Метрополитен набиты портретами сильных мира сего тех времён.
     16:31 21.05.2016 (1)
2
Да можно быть сколько угодно талантливым художником или поэтом, но никто не будет об этом знать. Надо именно иметь желание стать знаменитым и достаточно настойчивости для этого. (хотя исключения, конечно, есть). Мало написать до тошнотности льстивое произведение про Губернатора и Президента, главное - добиться, что бы об этом узнало максимум людей! Недостаточно приколотить мошонку гвоздем к брусчатке, надо сделать это на Красной площади, предупредив заранее журналистов!
У большинства знаменитостей или были пиар-менеджеры (как вариант - жены и др. родственники), или они сами обладали достаточной харизматичностью и упорством.
     17:01 21.05.2016 (1)
Мало написать до тошнотности льстивое произведение про Губернатора и Президента, главное - добиться, что бы об этом узнало максимум людей!

В этом варианте главное, чтобы герои узнали  и им понравилось.
А всяко бывает. Кто-то умирает в безвестности. И его картины находят на чердаке.
Кто-то ходит в орденах. Но потом его картины постепенно перемещаются в запасники.
Кто попадает под запрет и его творчество с боем возвращается к публике.
В мои студенческие годы Третьяковке разрешили выставить Кандинского. Одно полотно. И они хитрили. Меняли картины.
Думается, что в аппарате Путина хранится много папок с поэмами про него. Вряд ли ему их показывают. Если потребуется, то закажут.
     17:59 21.05.2016 (1)
1
герои узнали  и им понравилось.
Вряд ли ему их показывают.

Так Автор прямым текстом и заявила, что не особо рассчитывает быть прочитанным Главным, вполне достаточно подчиненных.))) А те не рискнули положить в папку под таким напором. Все равно доберется через какую-нибудь щель. Не на "Прямой линии", так еще где-нибудь. Моники, вперед!
     18:26 21.05.2016 (1)
1
У меня такое ощущение, что Путин всё же пока не падок на лесть. Для него важнее чувство власти.
В любом случае это не Брежнев. Тот раз, говорят, плакал, когда ему  соратники не хотели дать очередного героя. Или речь шла об ордене Победы, на который он прав не имел по статусу награды.
     18:47 21.05.2016 (1)
2
Тут с вами абсолютно согласна. Впечатление адекватности. А вот подчиненные... особенно на местном уровне - совсем другое дело.))))
     19:02 21.05.2016
1
В этой части... да.
В нашей богоспасаемой Чукотке не было ни одной смены начальничка по регламенту.
     14:56 21.05.2016 (1)
Думаю часть шли из любопытства, чтобы посмотреть работы прогрессивных художников, тогда  народу вообще, хотелось всего почитать, посмотреть, поесть. Запретное всегда, такое манящее для человека.
     15:30 21.05.2016
1
Конечно. И большая часть шла ради того, чтоб увидеть запретное.
     16:06 25.01.2016 (1)
2
Поняла Вас, Александр! Рада нашей виртуальной встрече через годы, через расстоянья.
В моё время журфак был прямо под филфаком, по два этажа мы занимали очень старого, пропитанного историей здания.
     16:17 25.01.2016 (1)
Журфак сейчас - через бывшую Герцена.  А те корпуса, судя по всему, забрал бывший ИВЯ, а сейчас Институт стран Азии и Африки.
Мы про факультет не забываем. Он про нас тоже.
     21:06 26.01.2016 (1)
2
Какие знакомые слова, имена. Сейчас мало кто знает, что такое ИВЯ, это давно - ИСАА.
В 55-ом, когда я поступила, этого факультета не было совсем. Потом, к новому году где-то, на доске объявлений появилось приглашение желающих записаться в группы по изучению восточных языков. Набор шел очень туго. Из нашей комн. в общ. на Стромынке записалась одна русская девочка на китайский.
Потом начали волевым порядком собирать группы. Видно, было распоряжение сверху с контрольными сроками и цифрами, как положено. Так из нашей комн. узбечку с нашего русского отделения перевели в группу арабского. Мы сдружились уже и расставаться не хотели, рыдали все. Нас успокоили: девчонки из ИВЯ будут жить вместе с нами.
Факультет был очень маленький из нескольких крошечных групп по 6-8чел, находились они тогда в том же крыле, что и столовая. Каким стал факультет теперь, известно; думаю, сейчас на восточные языки никого насильно не записывают:). Но так было.
     21:20 26.01.2016 (1)
Сейчас это ИСАА - Институт стран Азии и Африки. Конечно, со скукоживанием России и задачи там скукожились. Но вся публика, окончившая тогдашний ИВЯ была на работе толковыми людьми.
     21:23 26.01.2016
У нас сохранились, как ни странно, студенческие связи. Кстати, прошлым летом 7 числа пришло человек 30.
     00:44 25.01.2016 (1)
2
Да так оно и было. Люди знали и тянулись к знаниям! Особено к пргресивным в философии,
исскустве, истории.
     01:01 25.01.2016 (1)
1
Да, было время, когда гуманитарные знания были в почёте.
     06:44 25.01.2016 (1)
2
Мы были самой читающей нацией в мире!
     09:10 25.01.2016
2
Эх, если бы ни это "были"
Реклама