Произведение «В поисках истины: «Мастер и Маргарита»»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Оценка: 4.6
Баллы: 6
Читатели: 601 +1
Дата:
Предисловие:
В соавторстве с Генриеттой Шутман

В поисках истины: «Мастер и Маргарита»


      Во все века здравомыслящие люди пытаются понять, в чём смысл их существования. Поиски истины велись с незапамятных времён. И, безусловно, продолжаются и будут продолжаться в веках.
      Философы и учёные стремились вывести законы и формулы, объясняющие суть всего, что нас окружает. Человек чем дальше, тем меньше понимает самого себя: кто я? Зачем я здесь: Моя роль во Вселенной важна или я – безликая песчинка, что пришла ниоткуда и уйдёт в никуда?
      Михаил Булгаков  в романе «Мастер и Маргарита» также ставит перед собой эту сверхзадачу: разобраться, в чём смысл жизни. Писатель глубоко переживает  кризис современного ему (а теперь это понятно, что и нам, читателям) общества и пытается помочь людям выйти на истину дорогу судьбы.
      Мы себе представляем две пары главных героев в тесной взаимосвязи:
Понтий Пилат и Иисус Христос – это одна исторически связанная пара и Мастер и Маргарита – другая пара.
      Обычно у читателей не вызывает сомнений глубокая духовная связь двух образов: Иисуса и Мастера. Оба они, каждый в свою эпоху, пытаются разобраться в основных законах бытия. И им обоим власти, враги и завистники всячески препятствуют в этом.
      Сейчас возникнет вопрос – а где же вторая параллель в романе?
Присмотритесь к образам Понтия Пилата и Маргариты. Да, отставим, тему о разности полов; в данном случае это различие не принципиально. Продолжим рассматривать эти образы с точки зрения их социального статуса: оба они материально обеспечены и получают практически всё, что пожелают. Понтий Пилат – правитель Иудеи. В его руках неограниченная власть над судьбами людей.  Воины, слуги, женщины для него как вода в океане.  Деньги тоже текут рекой от непомерных налогов.  Понтий Пилат, тем не менее, несчастен. По крайней мере, так описывает его Булгаков. Правитель Иудеи далеко не глупый человек. Он не действует безрассудно, казня налево и направо тысячи людей. Но, в случае Иисуса из Назарета, он забывается или намеренно отключает свой разум и действует по навету. Кроме того, он не хочет вступать в противоборство с мудрецами Иудеи. Сотрудничество с ними Риму и ему на руку, пока…
      Всё-таки Понтий Пилат задумывается над идеями Иисуса и хочет разобраться сам до тонкостей. Постоянная головная боль, как она описывается в романе,  отдаляет от него эту возможность. Мы понимаем, что Булгаков акцентировал внимание на этой боли, как на мучительном процессе мышления римского правителя. Он ничего не понял в учении Иисуса, приказал его казнить. В конце романа мы видим, что философские беседы между Понтием Пилатом и Иисусом продолжаются, как теперь модно говорить, в другой реальности и конца им не видно.
      А теперь немного рассмотрим образ Маргариты. Скучающая красавица, ничего не делающая целыми днями, живущая на полном обеспечении любящего мужа, не знает, чем бы ей заняться. Мужа она не любит, детей у неё нет, так что любовь и страсть, если они всё-таки имелись в её ленивой душе, искали своего выхода. Опять же, у Маргариты не было бытовых проблем, она была предоставлена сама себе. Как маленький капризный ребёнок, она искала новую игрушку, которая развлекала бы её как можно дольше. Получается, что она тоже была несчастной: имея всё, она страдала… Чем не параллель с римским наместником?
      Кто ищет, тот всегда найдёт: и Маргарита нашла Мастера. Вот тут и пришёл конец её душевному спокойствию и сердечной лени: она страстно влюбилась. Предмет её страсти оказался очень странным, в её понимании, человеком. И ей захотелось его понять, чтобы любить полнее и быть любимой.  В конце романа Маргарита соглашается уйти вместе с Мастером из жизни, чтобы везде быть с ним рядом. После смерти они попадают в ту же реальность, где находятся Понтий Пилат и Иисус. У них есть теперь шанс разобраться в своих чувствах и понять, в чём же смысл человеческого существования. Но мы этого от них уже не услышим, у каждого из нас свои пути-дороги…

17.01.13.





Реклама
Обсуждение
     04:23 14.04.2016 (1)
Случайно нажала на "жалобу"-извините.
Читала с интересом,но мне показалось,что это слишком упрощенный подход -разбор двух пар в произведение.Очень неоднозначны их образы и характеры,особенно Маргариты,вышла замуж очень рано за хорошего человека.Как формировалась ее душа,ее мысли,ее желания - ничего неизвестно,стремительная готовность любить,все бросить.Нет.Жизнь на два дома,тайная страсть,а потом решение стать ведьмой.Не самое ли логичное было сначала уйти от мужа и начать новую жизнь.Слишком легко и радостно она соглашается на все предложения Сатаны.Мастер так слаб и неуверен рядом с ней,просто разбит и раздавлен после написания романа.У меня вообще общее ощущение в незавершённости романа,в недоправленности что ли,если бы автор жил,были бы еще редакции романа...
     07:29 14.04.2016
Благодарю Вас за отзыв! Наше эссе - скромная попытка разобраться в характерах и судьбах этих двух образов. Конечно, роман Булгакова - многослойный и разноплановый. И каждый образ романа имеет свою сложную задачу. Мне представляется это произведение необъятной  вселенной с множеством миров. В романе переплетаются эпохи и судьбы. Каждый характер не ординарен. Мы лишь прикоснулись к тайне, но не разгадали ее. Возможно, нам удалось "приоткрыть завесу" авторского замысла. Во всяком случае, мы так хотим думать.


С уважением, Фрида.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама