Произведение «21.12 - Карачун. Измени свою жизнь.»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Темы: хлебобычайладРодкарачун
Автор:
Оценка: 4.8
Оценка рецензентов: 7
Баллы: 8
Читатели: 918 +1
Дата:
«Хлеба на Карачун»

21.12 - Карачун. Измени свою жизнь.

Карачун – Зимний Солнцеворот.
Карачун – самый короткий день в году, самая длинная ночь. Необычное, сакральное время. Любителей мистики привлекают такие дни своей загадочностью и возможностями прикоснуться к извечным тайнам мира.
Я  против любой мистики, поскольку тайны вызывают страх и неприятие. Все должно быть пояснимо и прозрачно.

Сегодня откроем тайны, которые доступны всем, кто в состоянии открыть свое сердце новому.

Говорят, что в Карачун серебряные бубенца грозной богини Мары возвещают нам древнюю, как сама жизнь, истину о том, что мы приходим в этот мир с пустыми руками, и с пустыми же руками и уходим, когда приходит срок.

Что человек – это только дух.
Что человек – только ДУХ.

Что нам ничто не принадлежит здесь, в этом мире, в этом году, в этой жизни. Но мы, в то же время, сопричастны всему сущему, что мы бессмертны.

На такой мощнейшей философской подоплеке и зиждется само знание о празднике Карачун - чудодейственная пора, когда врата меж явью и Навью распахнуты настежь.

Карачун – время, когда молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник Летнего Солнцеворота) свою высшую точку, готовится с размаху ударить по  каменной тверди  Бел-Горюч камня Алатыря.
Из него на Коляду (25 декабря) и высечет  искру Нового Огня, из которого разгорится пламя Нового Кола Года.

У многих славянских народов Карачуном  (Крачуном) называют рождественский хлеб, который считается символом богатства.
С утра, умывшись и очистившись, приступают к ритуалу выпечки хлеба. Иногда это делают  вечера, то есть ставят хлеб в  ночь.

Ставят опару (на  1 кг муки – небольшой каравай), 200 мл теплой воды, сухие дрожжи – 1 чайная ложка,2 чайных ложки сахара. Размешать и оставить в теплом месте на 20 минут.
Пока просеять муку с приговорами – просят укоротить беды, продлить радость и счастье. вселяют благость в  это действие.

Добавить в муку столовую ложку соли, или – две чайных, и 3 столовых ложки масла постного.
Когда опара подойдет чуть- чуть (20-30 мин), то влить ее в муку  и начинать месить. Даже если кажется суховато – месите. Постепенно тепло рук  и влага, что уже есть, дадут тесту нужную эластичность, но если кажется, что явно недостаточно – добавьте столовую ложку воды.

Приговаривайте: как хлеб растет, так растут мои доходы, как поднимается, так….Говорите то, что вам необходимо, программируйте свою жизнь так, как нужно. Потом, бейте тестом об стол, убивая беды, свои страхи и все, что мешает жить счастливо, потом помните его руками, представляя, что в ваших руках сейчас – вся жизнь.

Смоделируйте ее мысленно – так, как хотите. И ставьте хлеб в миске – подходить.
Миску накрыть тарелкой и полотенцем. Оставить в теплом месте. Через пару часов – обмять, опять побить. Оставить на два часа. Потом достать, обмять, но не закручивать. Подготовить лист – смазать маслом, нагреть духовку до 200г. Придать форму круглого хлеба, абсолютно плоского – пристукивайте по тесту, ровняйте сверху и по краям. Раскручивайте его по часовой стрелке, приговаривая: сколько кручусь – столько кругов счастья придет.

Потом взять острый нож, смочить его холодной водой, надсечь середину хлебы – крестом, но равномерным (10 на  10 см), глубиной около сантиметра. Это символизирует то, что вы покоряетесь Яви, Нави, Слави и Прави,- то есть принимаете Божественное провидение в свою жизнь.

Удобно крутить на донышке от разъемной формы для выпечки. На ней и ставлю в духовку.20 минут печем при 200 градусах, потом убавляем до 160-ти. И – пока хорошо станет румяный. Обычно около часа проходит.
Когда хлеб в духовке растет – у меня наступает благость на душе – и вам того же желаю.
Достаньте хлеб, снимите  на доску, накройте полотенцем, порадуйтесь ему - как приходу в ваш дом тепла и благости.

На Украине был обычай.
Чтобы семья была богата, хозяйка пекла такой хлеб в кожухе, вывернув его наружу мехом, да еще и в рукавицах!
Это как в поговорке: «Шуба лохматая – а ты будь богатая!»

Раньше такой хлеб лежал на столе, на соломе, на деньгах, зерне. Его обматывали  еще жгутом из льна, ставили рядом мед, воду…Он лежал до Нового Года, потом его делили между всеми членами семьи. Давали и скоту, как членам семьи. Остатки никогда не выбрасывали. Кусочки давались больным для выздоровления, или лежали возле входа в стойло животных, как обереги.

На хлеб – гадали. Пускали его по чистому полу, от порога к столу (крутили на ребре).
я резко против гаданий, поэтому отнюдь не рекомендую этот процесс, но так было.
Если хлеб переворачивался на верхнюю корку – это было к потере близкого. Надо сказать, что отношение к смерти тогда было иное, чем сейчас, ниже я коснусь и этой стороны.
Но, отсюда пошло знание – не класть хлеб верхней коркой на стол – плохая примета, как минимум – к ссоре.
Просто катили хлеб от порога к столу – чтоб богатство знало дорогу к столу, где собирается семья.
Загадывали – на зерно или сено. И сколько кругов сделает – столько и соберут возов того или другого.

«Как ни биться, а от смерти не отбиться»
«Домовища не ищут- само придет»
Конец жизни неизбежен. В давнину был обычай. Умирающего в эту ночь (с 21 на 22) клали на лавку, в чистой одежде, вымытого, как покойника.
Говорили: «Не знай, вернется ли его душенька с того света в свое тело, ведь она по раю и аду ходит,так тело и одежда должны быть чистыми,чтоб душа не побрезговала войти назад, когда из странствия вернется».


Для выпечки хлеба, даже если ты делаешь это в первый раз - главное - намерение, чистая душа и руки.


Когда в доме пахнет хлебом, в нем хочется жить…
Когда женщина печет хлеб – она ТВОРИТ мир своей семьи!

Испеку я хлеб домашний
Из просеянной муки.
Чтобы было в доме счастье.
И спокойно дни текли.

Замешу я тесто на ночь,
Чтоб росло, давало всем
И надежду и сохранность
Безопасности надел.

Вымешу потом, натужно.
Чтобы выгнать злую кость.
Все, что в доме людям нужно
Пусть останется, авось.


Заложу в него я счастье
Приговором и душой.
Пусть минует нас ненастье,
Будет радовать покой.

                     
Ладен быт, семья, здоровье
Счастья детям и себе,
Доброе всегда присловье
Дарят хлебу и воде.

Вновь рождается красавец-
Каравай – как божество.
Даже очень древний старец
Глядь, отведает его.

На здоровье, люди, ешьте,
Получайте толь добра!
В этом хлебе столько счастья.
Я не зря его пекла!


Здоровья, добра и благости вашему Роду!
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Есть некая цикличность вечных, не зависящих от конъюнктурных моментов тем. Одна из них связывает нас с небесной геометрией и динамикой. На уровне подсознания, видя эти естественные колебания, приходили наши дохристианские предки к своим великим праздникам. Славно, что вновь, преодолевая тысячелетия, Автор пытается соприкоснуться с душами (или духами) давно ушедших, но передавших нам это стремление к познанию вечных для человечества ритмов.

Некое начало, соединение жизни и смерти случается в этот, самый короткий день года. Карачун тебе, не подразумевая истинного смысла слова, говорят иные. Некое дно светового цикла, от которого отталкивается сама природа. Наши предки намного острее переживали этот пик природного цикла. Не подготовишься хорошо к суровой зимовке и точно, Карачун тут как  тут. Выстудит хату, подметет скудные харчи и потушит и без того слабенький огонек в очаге. Так созвучно слово с другим, напоминающем карканье безучастного ворона, прилетевшего на беду.

В тексте, как я воспринимаю, есть некий налет неоязычества. Течение это в России, увы, связано больше с  неким национализмом правого толка. Надеюсь, что Автор далек от своеобразного толкования древнего коловрата и не причисляет себя к неким славяно-ариям. Силен ныне искус иных групп, да и что таить-политиков, познать сакральную  чистоту собственной крови. И так быстро, как ядовитые поганки, растут на духовной основе наших предков человеконенавистнические идеи, говорящие о неком комплексе самого вдохновителя.

Поэтому и надо вдумчиво, как Автор, изучать дошедшие до нас крохи предыдущих знаний. Одним из источников как раз и являются древние рецепты и главный, дошедший до нас. Наличие хлеба в этот день указывает, что нипочем людям грозный Карачун, что не погаснет в очаге огонь и дети со стариками доживут до весны. Сама форма каравая связывает нас с ходом небесных объектов и главное,-с видимой трапкторией Солнца на небосводе. И так органично связывает она людей с другим символом. Подтверждая силу возрождения, пекут они на Масленицу блины.

Как показалось мне, Автор чуть не завершил некое духовное начало своего материала. Оно-то, согласитесь, хорошо. Измени свою жизнь к более духовному. Даже в нынешний, такой парадоксальный по температуре, Карачун, стоит подумать об этом.

Миру-мир.
Оценка произведения: 7
Евгений Садков 21.12.2015
Комментариев нет
Реклама