Был в истории Древней Греции период, когда городами-государствами правили тираны. Тиранами назывались такие люди, которые захватывали власть в государстве насильственным путём. Тираны были разные. Некоторые славились как меценаты, мудрецы и вообще справедливые люди (хотя оставались при этом тиранами, чтоб вы помнили). Однако большинство тиранов прославилось в истории своей жестокостью, беспринципностью, коварством, человеконенавистничеством, подозрительностью, самодурством и поощрением разнообразных пыток в отношении политических противников, истинных и мнимых.
Исторически первым тираном был Фидон, правивший в Аргосе в VIII(VII) веке до н.э. Себя самого он считал десятым потомком Тимена, легендарного царя и законодателя Аргоса. О его жизни деяниях известно немного. Прежде всего, он восстановил власть Аргоса над теми городами и землями, которые до того признавали над собой власть Аргоса. Раньше аргосцы властвовали над восточным берегом Пелопонесса, от мыса Малеи до острова Киферы, на севере владычество их распространялось на Симон, Флиунт, Эпидавр и Трезину, морскими путями достигали они островов Родоса, Крита и побережья Карии, области в Малой Азии, где проживал народ карийцев. Однако со временем Аргос утратил былое могущество. Фидону удалось не только вернуть былое величие Аргосскому царству, но и расширить пределы его господства. Он подчинил аргивянам Коринф, заново покорил отпавшие города и воссоздал древний Аргосский союз.
Выводя свое происхождение от Тимена, старшего из Гераклидов, вторгшихся в Грецию и Пелопонесс вместе с племенами дорийцев, Фидон претендовал на верховную власть над всеми областями полуострова, когда-либо завоёванными Гераклом. Поэтому он всячески противодействовал набиравшей силу Спарте — в частности, отправил вспомогательное войско на подмогу Элосу, осаждаемому спартанцами. В 669 году до н.э. между Спартой и Аргосом разгорелся вооруженный конфликт, причиной которому стала борьба аргосцев и спартанцев за Фиреатиду. В этом же году произошла битва при Гисиях, принёсшая победу Аргосу, благодаря впервые применённой аргосцами гоплитской тактике (построение фалангой) и новому вооружению. Ранее, в 735-715 года до н.э. Аргос принимал участие в войне против лакедемонян на стороне мессенцев (Первая мессенская война).
Борьба Аргоса и Спарты за Фиреатиду завершилась в 546 году до н.э. победой лакедемонян. Решающее сражение произошло у города Фирей («битва 300 чемпионов»). Войска противоборствующий сторон не уступали друг другу по численность, выучке и боевому духу, поэтому командующие договорились о том, чтобы исход дела решился в схватке трёхсот лучших бойцов, выставленных соперниками. Условия поединка были следующими: биться до полного уничтожения, раненых с поля боя не выносить.
Шестьсот лучших воинов сражались целый день. К вечеру все лакедемоняне пали, у аргосцев осталось в живых двое гоплитов, которые покинули место битвы в полной уверенности, что победили. Однако один спартанец, Офриад, выжил. Тяжело раненый, он добрался до лакедемонского лагеря и вернулся обратно на поле брани, чем формально обеспечил победу спартанцам, после чего покончил с собой, чтобы его не посчитали убитым в бою.
Лакедемоняне объявили о своём успехе. Поступок же Офриада они объясняли тем, что он устыдился собственной слабости, позволив врагам уйти живыми.
Конечно же, аргивяне с таким наглым обманом не смирились. На другой день состоялось полноценное сражение, в котором аргосцы были полностью разбиты. Фиреатидой завладела Спарта.
Притязания Фидона не ограничивались территориями. Считая себя потомком Геракла, он требовал, чтобы ему был передан надзор за жертвоприношениями, которые совершались в Олимпии. Случай помог Фидону добиться желаемого. Жители Пизы, имевшие право на жертвоприношения, просили царя Аргоса помочь им возвратить эту старинную привилегию, отобранную у них покорившими их элеянами. Фидон незамедлительно откликнулся на призыв, победил и изгнал элеян и заполучил возможность руководить Олимпийскими играми, приносить жертвы и раздавать награды победителям состязаний.
Кроме того, Фидон первым из греков повелел чеканить золотые и серебряные монеты, а также ввел в обиход меры длины, жидкости и веса, названные по его имени фидоновыми. За основу были взяты меры, веса и монеты, принятые в Вавилоне. Единицей веса для аргосских монет стал вавилонский талант. Талант делился на шестьдесят мин, мина — на сто драхм, драхма — на шесть оболов. Свои монеты чеканились в двух местах: золотые в священном округе храма Аргосской Геры, серебряные (по преданию) — на острове Эгина, принадлежавшем Аргосскому союзу. Бывшие до того в качестве денег металлические палочки и обелиски определённого веса изъяли из оборота и принесли в дар богине Гере.
Умер Фидон в результате предательства или друзей, или враждебной ему партии в тот момент, когда он задумал окончательно укрепиться в Коринфе, для чего потребовал от коринфского царя отправить к нему вспомогательное войско численностью в одну тысячу самых храбрых и сильных молодых воинов. Тайной целью Фидона было желание ослабить коринфское государство и лишить уверенности коринфян в способности противостоять давлению Аргоса. Фидон задумал уничтожить коринфское войско, однако его коварному плану не дано было осуществиться. Аргивянин Аврон, посвященный в замыслы царя, рассказал обо всём командующему коринфским войском Дександру, гостившему в доме Аврона. Дександ немедленно увёл войско обратно в Коринф. Аврон ушёл вместе с ним.
Когда Фидон узнал о бегстве коринфян, то он, собрав армию, отправился вдогонку и встал под стенами города. Здесь против царя составился заговор. Фидон пал от руки заговорщиков и Коринф был спасён.
После смерти Фидона Аргосский союз распался.
В самом Коринфе тираническое правление установилось в 657 году до н.э. До этого Коринфом управлял род Бакхиадов. Бакхиады, как и Фидон, выводили своё происхождение от Геракла и причисляли себя к Гераклидам. Их правление длилось девяносто лет. Они управляли городом совместно, выбираемый среди них правитель был первым среди равных, а браки заключались только с женщинами своего рода. Основные доходы Бакхиады получали с гавани, присваивая налоги и пошлины, однако не гнушались и морским разбоем в качестве источника дополнительной прибыли. Благодаря этому злодейскому ремеслу и желанию защитить личные интересы Коринф превратился в морскую державу. Бакхиады использовали новый тип боевого корабля — триремы, создателем которого был коринфянин Амейнокл, построивший в 700 году до н.э такие корабли для острова Самос. Триремы участвовали в морской битве 664 года до н.э. когда возник конфликт между Коринфом и коринфскими же колонистами, заселившими остров Керкиру (Корфу). На суше Бакхиадам удалось подчинить своему влиянию Мегару, но ненадолго. Утрата Мегары, неудачи в борьбе с керкирскими колонистами, недовольство коринфян, обвиняющих Бакхиадов в надменности, грубости и чрезмерной роскоши стали причиной переворота, устроенного коринфским полемархом (военачальником, наделённым в Коринфе помимо собственно военных функций некоторыми полицейскими и фискальными полномочиями) Кипселом. Объединив вокруг себя недовольных, он в 657 году до н.э. сверг Бакхиадов и установил в Коринфе тиранию.
Имущество свергнутого рода было конфисковано, сами Бакхиады вынуждены были бежать из Коринфа. Став изгнанниками, Бакхиады поселились на Керкире, в Спарте, Македонии и Кавносе. По легенде, один из Бакхиадов, Демарат, осел в Этрурии, где вступил в брак с аристократкой из рода Тарквиниев. Его сын, Луций Тарквиний Приск (Lucius Tarquinius Priscus), или Тарквиний Древний был пятым царём Рима.
О рождении Кипсела существует предание, изложенное Геродотом со слов коринфянина Сокла. Отец будущего тирана, Эетион, сын Эхекрата, живший в селении Петра, вступил в брак с Лабдой, дочерью Бакхиада Амфиона. Эетион был выходцем их ахейского рода, возводившего родословную к мифическому лапифу Кенею.
Этот Кеней (Καινεύς) прежде был девушкой по имени Кенида (Καινίς), возлюбленной бога морей Посейдона. Посейдон пообещал Кениде исполнить любое её желание, и Кенида пожелала обратиться в неуязвимого мужчину. Бог исполнил просьбу Кениды. Кенея нельзя было убить железным оружием. Он принимал участие в походе аргонавтов, в Калидонской охоте (охоте храбрейших греческих воинов на Калидонского вепря) и в сражении лапифов с кентаврами, случившемся на свадьбе лапифского царя Пирифоя. Так как Кенея нельзя было поразить железом, кентавры, многих из которых он убил, окружили его и умертвили, поразив сосновыми стволами (вбили в землю). После смерти, в царстве мертвых Аиде, Кеней снова перевоплотился в девушку.
Лабда была хрома, из-за чего никто из Бакхиадов не захотел на ней жениться. Поэтому Лабду и выдали замуж за ахейца.
Так как у Эетиона не было детей ни от прежней жены, ни от нынешней, то он отправился в Дельфы вопросить оракул о потомстве. На заданный вопрос Пифия ответила ему такими словами:
Эетион, нет почёта тебе, хоть ты чести стяжал себе много,
Лабда родит сокрушительный камень; падёт он
На властелинов-мужей и Коринф покарает. //Геродот. История. Книга пятая. Терпсихора. 92
Об этом предсказании узнали Бакхиады. Кроме того, ранее, неизвестно от кого они получили пророчество, напоминающее то, что изрекла Пифия Эетиону:
В скалах приимет во чреве орёл, но льва породит он
Мощного и сыроядца: сокрушит он многим колени.
Крепок сие разочтите, коринфяне, те, чья обитель
Славной Пирены вокруг и твердыни высокой Коринфа.//Геродот. История. Книга пятая. Терпсихора. 92
Это прорицание Бакхиады раньше не понимали, зато теперь они точно знали, что делать. Как только жена Эетиона разрешилась от бремени, к ней послали десять человек для того, что умертвить младенца. Убийцы договорились умертвить ребенка в тот момент, когда счастливая мать передаст дитя им в руки. Придя в дом к Эетиону, убийцы так и поступили. Лабда отдала им новорождённого мальчика, но ребёнок, как пишет Геродот «по божественному внушению» улыбнулся. Человек, который держал дитя, увидев улыбку, не решился бросить ребенка оземь. Он передал мальчика стоящему рядом с ним, а тот следующему, а следующий соседнему и так до тех пор, пока ребёнок не вернулся на руки к матери. Посланцы Брахиадов вышли на улицу и прямо у дверей затеяли перебранку, обвиняя самого первого в трусости. Лабда слышала их ругань и успела спрятать будущего тирана Коринфа в сундук прежде, чем подосланные душегубцы вернулись завершить начатое злодеяние. Убийцы возвратились обратно в Коринф и сообщили Брахиадам, что исполнили поручение. Эетион же, опасаясь за жизнь родных, перевёз жену и сына сначала в Олимпию, а затем в Клеоны.
С тех пор спасённого ребенка нарекли Кипселом, по названию сундука, в котором он был спрятан.
Возмужав, Кипсел совершил путешествие в Дельфы, где вопросил оракул о своём будущем, на что получил следующий ответ:
Счастлив сей муж, что ныне в чертог мой вступает,
Эетинов Кипсел; царь славного Града
| Помогли сайту Реклама Праздники |