Официaльное название этой картины (как она подписана в Национальной Галерее в Вашингтоне) – “Венера и Купидоны с Зеркалом”, но чаще всего купидонов замалчивает, и остаётся просто Венера с Зеркалом. Картина датируется примерно 1555 годом, это поздний Тициан.
“В центре искусства эпохи Возрождения является возрождение классического прошлого, и в своей Венере с Зеркалом Тициана показал и своё преклонение перед античностью, и свою современность. Во время пребывания в Риме он писал про “обучение у чудесных древних камней”, которые почти ежедневно от(к)рывались в этом городе в то время. Жест его богини, с руками на груди и коленях, копирует знаменитую римской статую Венеры, которая позже была приобретена домом Медичи.
Но при этом Тициан вдохнул тепло и жизнь в далёкий для него сюжет и создал поразительно чувственную, современную Венеру. Ее гибкое тело, кажется, плавится от прикосновения амура, который пытается водрузить на неё венец любви. С одной стороны пытаясь прикрыться темно-красной бархатной накидкой, с её богатой и мягкой меховой, почти осязаемой оторочкой, Венера в то же время раскрывает и показывает своё тело. Красивая женщина, любующаяся на свое отражение – излюбленная тема любовной лирики Ренессанса, и поэты неизменно завидует зеркалу, которому открывается великолепный облик дамы.
Может сложиться впечатление, что Тициан не знал ничего про “Венер”, а потом съездил в Рим и там всё увидел, в камнях. Он действительно совершил одну поездку в Рим, в 1546 году (за десять лет до создания этой картины), но про “античность” в целом, и “Венер” в частности он знал и до этого, разумеется. А в этой связи грех не вспомнить и “Рождение Венеры” Сандро Ботичелли, написанную аж в 1486 году. Эта картина была написана (и хранилась тогда) во Флоренции, но была известна если не “всемирно”, то уж “всеитальянски” точно. П(р)оявления не только Венер, но и всего “античного наследия” в целом в то время (и в том месте).
У Платона и Аристотеля в целом у древних греков появилась богиня Афродита – любви, красоты, удовольствия и тому подобных приятностей. Aфродита была впоследствии заимствована римлянами, у которых она стала называться Венерой. Связка “Венера” – “Зеркальце” была довольно древней, ну какая же красота, если её не видно?
В истории европейской культуры есть пропасть почти в 10 веков. В которой (в пропасти) все эти и Афродиты, и Венеры были благополучно забыты (мы говорим тут только о Западной Европе и её же, западно-европейских, Тёмных Временах – так-то римские знания не были безвозвратно потеряны, часть из них перекочевало в Константинополь, часть просто отлежалось в виде “римских руин”). В этот период была создана славянами Золотая Богиня. Не могли же славяне жить в темноте веков. Но в Европе более чем на тысячу лет разговоров ни про каких Венер вестись не могло – сначала по причине простого незнания, а потом и из-за табу – христианского, поскольку ересь. Интересно, что Венера пришла из прошлого в настоящее через науку, а не через искусство – та же Венера (а с ней, конечно, и весь остальной сонм богов и богинь) сначала появилась как планета, а не как богиня сладострастия.
Почему Венера Тициана так особенно гениальна?
Это самая первая работа в мире, в которой художник использовал (создал?) так называемый Эффект Венеры (Venus effect). Который, собственно говоря, и назван так потому, что впервые его стали применять именно “на Венерах”.
На первый взгляд, Венера смотрит тут в зеркала на саму себя. Но на самом деле – в чём может убедиться любой, поиграв немного с зеркалом – она видит там не себя, а вас – тех, кто смотрит в этот момент на картину (в зеркало). То есть, именно потому, что вы видите её лицо, она его видеть не может – зато она видит там ваше. Но, может, вы вовсе и не зеркало смотрите – например, вы, может быть, смотрите в данный момент на обнажённую грудь Венеры – а она раз, и ловит вас на таком подсматривании! То есть, на тот самый первый взгляд мы тут видим обычный Зеркальный Кокон – человек (женщина, богиня) внимательно рассматривает себя в зеркале. Но на самом деле кокон создаётся совсем другой – и вы, зритель, являетесь его важной (а то и основной) частью. Это “стрельба глазами”.
После всех этих Венер с Зеркалами Тициана их появится море и у других художников. Причём, появятся не только Венеры, но и другие аллегорические фигуры.
Возможно, с Золотой Богини такого эффекта с зеркалом не получится, потому что он для Золотой Богини не актуален. Есть другой гениальный эффект, вся золотая поверхность, в том числе и серебряная одежда, отражает зрителя. Серебряная одежда, потому что первая в мире аккумулятор был сделан из золотой и серебряной монет. Материю между монетами полили уксусом, получили электрический ток. Отражение в зеркальной поверхности золота и серебра создаёт впечатление, что Золотая Богиня «реагирует» на ваше отношение к ней. Поэтому золото, как символ божественно, используют все религии мира.