Кончилось лето. Прозвенел первосентябрьский звонок и во 2а классе сельской школы начался первый урок. Классная руководительница Мария Ивановна (для всех Мари Ванна) медленно переводила ласковый взгляд по знакомым лицам своих учеников. «Господи, как они выросли за лето!» – подумала она и сказала:
– Здравствуйте еще раз, мои милые мальчики и девочки! Как я рада Вас видеть. Прошло лето, и я даже не могу представить, сколько с Вами интересных и веселых приключений произошло за это время. Может, кто хочет рассказать о себе или о своих друзьях?
И тут класс взорвался. Все сразу заговорили, каждый что-то рассказывал другому, кто-то размахивал руками, помогая своим словам, а кто просто молча, слушал. В общем, был шум, гам и тарарам. Мари Ванна хлопнула журналом по столу и все сразу замолчали, глядя на нее.
– Рассказывайте, но только по одному, а не все сразу. Ну, что Вы сразу притихли. Вот ты, Соня, только что громко о чем-то говорила с соседкой. Что ты можешь рассказать нам?
Соня встала, помолчала немного и сказала:
– Не знаю.
– Но ведь ты же что-то говорила своей подруге.
– Говорила.
– О чем?
– Я рассказывала, что у нас летом маленькие утята жили, – кто-то в классе засмеялся.
– А откуда они появились?– спросила Мари Ивановна.
– Ну, не у нас, а у дедушки с бабушкой жили две большие утки. И вот однажды одна из них снесла яйца, и из них вылупилось три утенка. Такие маленькие и пушистые. Мама утка сразу начала за ними присматривать, а они чуть что сразу под нее прыгали и там прятались.
– Подумаешь три утенка, а у нас их штук 20 бегает, и еще куры есть и индюки – выкрикнул Саша Савченко с соседней улицы.
– Сам ты индюк! – крикнула Соня, и в классе сразу засмеялись.
– А ты, Саша, не перебивай Соню. Ты потом о своих утятах и индюках расскажешь, – сказала Мари Ивановна.
– Вот еще! – откликнулся Саша, – Что мы утят не видели, что бы о них рассказывать! – тут кто-то хихикнул в классе, а Соня надула губы и показала Саше кулак.
– Рассказывай, Соня, рассказывай.
– Ну, вот, бабушка видит, что троим утенкам скучно и говорит дедушке, давай купим еще утят, ну, хоть штук десять. И они купили. А еще до этого дедушка угол возле сарая отгородил сеткой. Вот туда и запустили всех утят с мамой уткой. Утятки такие желтенкие, пищат, бегают, ну, такие они хорошенькие были, но только еще маленькие.
– Ути-ути-ути-ути, – быстро проговорил Саша и все в классе засмеялись.
– Да, ути-ути-ути, – ответила Соня, – а ты кар-кар-кар-кар, – и тут уже весь класс смеялся. И Мари Ванна тоже смеялась. Правда, она сказала потом: – Дети, это конечно, смешно, но пожалуйста, смейтесь потише. Нельзя же смеяться во весь голос.
– И что утка новеньких не клевала, ведь это же не ее утята были? – спросила Марина Травченко.
– Нет, не клевала. Она только походила среди них, поприсматривалась, и стала в стороне. Тут к ней ее три родненьких утеночка и прилипли. Один из них прямо под нее подлез. А новенькие утята суетятся бегают, пищат, но когда кто-нибудь из них к утке подбегал она его не прогоняла, а даже клювом как бы гладила. В общем, признала она всех утят.
– Ой! Ой! Какие страсти! Аж, страшно! – воскликнул Саша и в классе опять засмеялись.
– Да, страшно было потом, это когда соседский кот чуть не запрыгнул к утятам. Его еле успел прогнать дедушка. И пока он делал сетку над утятами, мы с Полиной прогоняли того кота от нашего дома.
– А чей это кот был? – улыбаясь, спросила Катя. Она рядом с Соней жила.
– Как чей? – закричали многие в классе. – Это кот Сережки!
– И чем же он так знаменит, что многие его знают? – спросила с улыбкой Мари Ванна.
– Да он такой же вредный, как и Сережка, – сказала Соня.
– И еще он черный, черный, как смола, – выкрикнул кто-то. И почти сразу послышались выкрики с разных сторон:
– Он у многих на нашей улице цыплят потаскал!
– Да и не только цыплят!
– Он все время у кого-нибудь что-нибудь стащит и домой несет, – проговорил толстенький мальчик Петя.
– Кто? Кот или Сережа? – переспросила, улыбаясь, Марина.
– Вот тебе Пончик и тебе Марина я потом влеплю пару горяченьких, будете тогда бегать как утята и попискивать. И тебе Соня не поздоровится.
– Ха-ха-ха! – сказала Соня. – Ты сначала догони меня, а потом посмотрим.
Тут все в классе рассмеялись, так как знали, что Соня быстрее всех на велике гоняет.
– Так, тихо, дети! Что вы расшумелись! Начали с утят, а кончили перебранкой, – проговорила Мари Ванна и снова обратилась к Соне:
– А еще про что ты можешь рассказать.
– Ой! Недавно я видела, как подрались две трясогузки.
– Так уж и подрались! Может, они просто весело беседовали, – сказала с улыбкой Мари Ванна.
– Да нет! Одна трясогузка нашла на грядке червяка и схватила его клювом. А червяк был такой длинный, длинный, что свешивался с клюва почти до земли. И только она хотела его заглотить, как вдруг другая трясогузка подлетела и схватила клювом червяка с другой стороны. Та первая как закричит:
– Не трогай! Убери свой клюв! Это мой червяк! – но только она раскрыла клюв, как вторая трясогузка потащила червяка в свою сторону и чуть не выдернула его из клюва первой. Та опомнилась, зажала кончик червяка клювом и не выпускает, и тянет его в свою сторону, тянет.
– Отпустите меня! Чего вы меня растягиваете? Я ж не резиновый. Ой! Мне больно! – закричал червяк.
– А ты помалкивай! Все равно я тебя проглочу, – проговорила вторая трясогузка. Но только она раскрыла клюв, как первая быстро стала заглатывать червяка, а вторая опомнилась и успела схватить червяка со своей стороны. Так они перетягивали червяка из стороны в сторону и обзывали друг друга разными словами. А червяк тоже кричал и возмущался, кричал и возмущался, пока какая-то трясогузка изловчилась, выхватила его из клюва соперницы и улетела.
Пока Соня рассказывала эту историю, в классе стало тихо, тихо.
– Молодец, Соня, ты так хорошо рассказала о трясогузках, что даже я заслушалась, – похвалила рассказчицу Мари Ванна, – это хорошо, что ты такая наблюдательная.
– Ой! Наблюдательная! Да врет она все! Напридумывала тут всякое! Не могут трясогузки разговаривать! – прокричал Сережка.
– Могут, Сережа, только надо уметь слушать и видеть. Вот ты, Сережа, расскажи, что интересного с тобой приключилось, или, что интересного ты видел и слышал этим летом.
– А чего рассказывать! Я на велике гонял с ребятами по разным местам.
– Ага, и на Псел ездил, и за него еще дальше, – выкрикнул кто-то.
– Сережа, это правда? Ведь без старших тебе еще рано туда ездить.
– Да я один только раз ездил. А тебе Кравченко я расскажу, куда я еще ездил, – выкрикнул Сережа и показал ему кулак. В это время зазвенел звонок.
– Ребята, Вам было интересно слушать рассказ Сони?
– Да-а-а-а! – закричали весело в классе.
– Мне тоже было интересно. Поэтому на следующем уроке вы продолжите рассказывать о своих приключениях. Сегодня это будут уроки воспоминания о летних каникулах.
|