Произведение «Не так страшен чёрт, как его малюют. Баба Яга, как образ прекрасной богини древнего православия.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 14
Читатели: 2433 +1
Дата:
«Йога Баба»
Предисловие:
Реферативный вариант проэкта.

Не так страшен чёрт, как его малюют. Баба Яга, как образ прекрасной богини древнего православия.

Введение.

    С раннего детства я люблю читать книги. Самыми первыми книжками, конечно были сказки. Самым интересным героем русских сказок, для меня всегда была Баба Яга. Я не испытывала никогда по отношению к ней страха или неприязни. Мне всегда нравилась эта знающая старушка, порой даже хо­телось походить на неё – всё знать, всё уметь и волшебством обладать, пони­мать зверей и птиц. Мне никогда не верилось, что такой умный человек , мо­жет быть злым. А какова же на самом деле Баба Яга? А кто она такая? По­чему она, то зла, а то добра? Откуда всё знает? Давайте попробуем разо­браться в этих вопросах.

Цели:

1. Дать характеристику противоречивого образа Бабы Яги в русских народ­ных сказках.

2. На примере образа Бабы Яги показать, как христианство дискредитировало образы древнеславянских богов.

3. Доказать, что с начала перестройки в России, возрос интерес населения к истории развития России, её древней культуре, религии, философским уче­ниям.

Задачи:

1. Изучить историко – мифологические источники, рассказывающие о Бабе Яге.

2. Изучить народные литературные источники, рассказывающие о Бабе Яге.

3. Изучить постперестроечные литературные источники, рассказывающие о Бабе Яге.

4. Составить анкету и провести опрос среди разновозрастных групп населе­ния на знание Бабы Яги и отношения к ней.

Объект:

1. Баба Яга, как мифический персонаж.

2. Баба Яга, как сказочный персонаж.

3. Баба Яга, как представитель высших богов древнеславянского правосла­вия.

Предмет:

1. История России.

2. Мифология.

3. Литература.

4. История религии.

Актуальность:

Показать смену отношения к Бабе Яге в разный период развития России. До­казать возрастание положительного отношения к Бабе Яге, как представи­телю высших богов древнего православия, в постперестроечный период в России в связи с развитием демократии, свободы религии, возврата к искон­ным корням славянского православия.

Новизна:

Рассмотрено отношение к Бабе Яге в разное время, в разном политическом строе в Росси.

Рассмотрен образ Бабы Яги, как древнейшего божества.

Даны новые толкования некоторых слов.

Практическая значимость:

Заинтересовать широкие массы населения историей становления и развития России. Разбудить интерес к изучению древней культуры и религии России.

Выступить с докладом перед широкой публикой.

Методы:

1. Работа с литературой.

2. Анкетирование населения России.

3. Математическая обработка результатов опроса.

4. Консультации специалистов.

                                                                1. Кто такая Баба-Яга.

    С детства каждому человеку в России знакома Баба-Яга. В самых первых сказках дети знакомятся с образом злой ведьмы, живущей в лесу, которая с удовольствием кушает маленьких детей (Сказка «Гуси - лебеди). Узнают, что служат ей волшебные гуси-лебеди. Ребёнок растёт и далее знакомится в сказ­ках с той же Бабой Ягой. Образ обрастает подробностями. Вырисовывается уродливая старуха с одной ногой, вторая нога – костяная. Детально обрисо­вывается и жилище – избушка на курьих ножках, обладающая каким-то ра­зумом, она понимает речь, может передвигаться. В одних сказках избушка очень махонькая, Баба-Яга лежит из угла в угол и носом в потолок упирается, а в других – это уже избушка и с печкой и со столом, и даже с кладовкой. И окружение в разных сказках разное. Это и забор из человеческих костей с че­репами на столбах, засовы в виде человеческих рук, а может и просто одна избушка на опушке или на болоте. То есть мы понимаем, что, где то есть и страшный забор, но, так как избушка на курьих ножках не только дом, но и средство передвижение, поэтому, чтобы её отыскать, нужно постараться, она и там и тут может оказаться. Постоянными спутниками Бабы Яги являются вещие вороны, иногда гуси-лебеди. Баба Яга пешком не ходит – она летает в ступе, издающей ужасный шум, заметает свой след помелом. И чем больше сказок прочитано, тем больше образ вырисовывается совсем и не такой страшный. Мы знакомимся с Бабой Ягой – помощницей, готовой и знаниями поделиться и дорогу показать куда надо, да и подарить что-нибудь полезное, а далее, ещё интереснее – Баба-Яга-то оказывается ещё и мать и дети у неё есть, что стоит Василиса Премудрая, самая умная из сказочных героев. А по­том, Баба Яга предстаёт перед нами в образе воительницы – этакая бога­тырша с огромным арсеналом оружия и простого, и волшебного, да и повое­вать сама горазда, защищая правду матушку от нечисти. Ну, и поделиться добрая Баба Яга своим оружием готова с добрым молодцем, которому по­мощь нужна. А кинематограф, вообще всех и всё как обычно запутал. Здесь Баба Яга и милая добрая старушка, и злой монстр, и оборотень с разными лицами, и девушка-красавица, и учительница, да и много всякого другого. Ну, и какова же на самом деле, эта самая Баба Яга. Давайте попробуем разо­браться.

                                                      2.Откуда пришла Баба Яга.

    Есть много версий, откуда мог появиться такой персонаж. Каждая из ги­потез имеет право на жизнь. В этой главе рассмотрим Бабу Ягу, как заносный тип из других стран, привнесённый в славянскую культуру из других культур и религиозных обрядов, а также фантастические версии.

    Итак, откуда ж пришла к нам Баба Яга. Рассмотрим самые, на мой взгляд, интересные версии.

1) Баба Яга родом из Индии.

    Исследователь А. Подъяпольский выдвинул теорию происхождения Бабы Яги из Индии. Если рассмотреть избушку на курьих ножках, можно предста­вить дом на сваях, в топких районах Индии, где дома, чтобы их не затапли­вало при разливе рек, ставили на сваи. Да и дощатый пол избушки, вряд ли сможет уберечь жильца в русские холодные зимы. А в Индии поднятые дома защищают также от ядовитых змей. К Бабе Яге приходят за советом, за зна­ниями. В Индии учителей называпют – баба, вот и первое слово в имени Бабы Яги. Одно из философских учений Индии – йога. Итак в переводе с санскрита баба йога – учитель йог. Возможно на Руси баба йога перефрази­ровалось в Бабу Ягу.

2) Баба Яга родом из Африки.

   Писатель Т. Климов, в своей книге, «Имя моё – легион», описывает сле­дующую историю. В Анголе существовало племя людоедов – Ягга. Королеву племени уважительно называли королева Ягга. Одна из королев Нцинга, имеет такую историю, отравив брата-короля, захватила единолично власть, став баба Ягге. В качестве счастливого амулета, она постоянно таскала в мешке кости своего брата. После прихода португальцев в Анголу, в старости королева приняла христианство. История её жизни красочно описана в книге монахов-капуцинов брата Антонио де Гаета и брата Дживанни де Монте­кугго. Книга попала в Россию вместе с миссионерами, и, здесь, из рассказа о негритянке-людоедке, и появился в русской сказке странный персонаж «Баба Яга – костяная нога».

3) Баба Яга – инопланетянка.

    Учёный Ю. Росциус выдвинул гипотезу инопланетного происхождения Бабы Яги. Металлическая ступа из металла, издающая ужасный грохот, и помело заметающее за ступой след – чем, не инопланетный летательный ап­парат, металлический, в форме ракеты, а реактивные двигатели всегда из­дают громкий шум и оставляют в небе рассеивающийся белый след. Да и из­бушка маленьких размеров без окон, без дверей, похожа на небольшой лета­тельный аппарат для посадки на планету. Забор, с охранной сигнализацией – светящиеся глазницы черепов. Черепом раньше называли оболочку любого круглого предмета или сам круглый предмет. А вспомним, как в сказке де­вушка принесла череп с огнём мачехе от Бабы Яги, а он мачеху и её дочерей спалил. Очень похоже на действие лазерного оружия. Да и сам облик Бабы Яги – необычный и страшный, чем не облик инопланетянина?

4) Баба Яга родом из Сибири.

    В Сибири, коренные народы – остяки и вогулы – исповедовали культ Зла­той Бабы. Для этого божества в лесу ставились специальные домики – «Уры», ставились они в непроходимых местах – урочищах. Ур ставился на высокие столбы, чем не избушка на курьих ножках. Внутрь ура помещали куклы Златой Бабы – иттрамы. Одевали куклы в национальную одежду – ха­латы, мехом или перьями наружу. А называлась эта одежда – яга или ягушка. Вот и появилась баба в яге или Баба Яга.

5) Баба Яга из Древней Греции.

    Одноногость Бабы Яги указывает на её змеиное происхождение. Плюс она охраняет вход в царство мёртвых. Сразу вспоминается древнегреческая дева-змея Ехидна, ещё её называли Ора. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила сына Скифа, от него пошёл род скифов, а скифы считаются древнеёшими предками славян. В некоторых языках, Ора, как и яга значит – «сила, мощь». На Руси часто встречаются обереги-змеевики в виде змеевидной Бабы Яги.

    Также некоторые авторы сопоставляют Бабу Ягу с греческой Гекатой – трёхликой богиней смерти, колдовства, охоты и ночи. На родство с Гекатой указывает трёхликость Бабы Яги – в сказках она и похитительница, и дари­тельница, и богатырша-воительница.

6) Баба Яга родом из Чехии.

    Чешская Ежибаба – страшилище для детей – богиня смерти, губящая тела и души людей. Этнографы установили её связь с обрядом посвящения подро­стков во взрослую жизнь. Они должны были «умереть», побывать в потусто­роннем мире и «воскреснуть».

3. Баба Яга - славянка.

    Есть несколько версий славянского происхождения Бабы Яги.

1) Баба Яга родом из Костромы.

    Древние народы, жившие на территории современной Костромской об­ласти, называли одиноких старух-знахарок, живших в избах на краю леса, язами. Старухи эти считались колдуньями и ведьмами. Отсюда двойное зна­чение слова «язвы» - болезнь и вредный человек. Избушки язы ставили на разлапистые корневые пни и, поэтому, они очень напоминают избушку на курьих ножках. Одна такая избушка сохранилась до наших дней.

2) Ягибиха – древнее божество с змеиным хвостом, богиня смерти, стерегу­щая вход в подземный мир мёртвых. Она встречала души умерших и прово­жала в царство мёртвых. Избушка поворачивается – входят из мира живых – выходят в мир мёртвых.

3) В Белоруссии, по данным М.И. Без-Корнилович, в древности  за рекой По­лотой, на Озере Воловое, стояли капища Перуна и Бабы Яги. Таким образом, можно сделать вывод, что если капище Баба Яги стояло рядом с капищем Перуна, то Бабу Ягу приравнивали, как и Перуна к высшим богам, возможно спутницей Перуна она и была. Если это так, стоит сделать небольшой экс­курс в историю становления близких религий – индуизма, зороастризма и инглиизм (русского ведизма). Рассмотрим аналогии Бабы Яги с Индийскими богинями высшего порядка.

    И так, индийская богиня Дэви и её троичный облик – Кали – Дурга – Тара и аналогия с русским ведическим православием.

Первая ипостась Дэви – богиня Кали – страшная, уродливая богиня времени и разрушения, вид её ужасен. В руках она держит череп, голову её украшает гирлянда из человеческих голов, на шее – ожерелье из змей, пояс – из мёрт­вых тел. Вспомним Бабу Ягу – забор из человеческих костей, черепа на кольях, засовы из мёртвых рук и чёрный сморщенный лик. Да и положение у Бабы Яги, как и у Кали – между двух миров.

    Дурга – хранительница мира Яви – грозная воительница – в сказках, одна из ипостасей Бабы Яги тоже богатырша-воительница.

    Тара – Сила

Реклама
Обсуждение
     23:51 05.03.2017
1
Сегодня уже время позднее, чтобы читать столь объёмный труд). Загляну завтра. Думаю будет интересно. Благодарю.
Гость      20:11 16.08.2015 (1)
Комментарий удален
     20:07 20.08.2015
Каждому своё ближе!
     22:01 21.07.2015
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама