Сюжет романа в первой его части привязан к «Тени ветра». Это сразу меня подкупило. Все - таки готический роман, или лубочная готика? Но оказалось, это мистический детектив. Причем, первая часть его совершенно зачаровывает. Как всегда, оторваться невозможно.
Женские образы Кристины и Исабеллы – пленительны. Они в высшей степени поэтичны.. Как всегда, любовь и дружба, и предательство – тесно сплетены друг с другом. Речь большинства героев многозначительна, пафосна и цветиста. Вообще испанская патетика весьма колоритна и живописна.
Равновесие пластических масс, четкая линия силуэта, ясность композиционного решения при описании города, – все это соответствует архитектонике старой Барселоны. Какая же она Колдунья, эта старая Барселона! Она стоит за спиной каждого героя, она вся рытвинах, в руинах, она клоака, и упоительная Муза, мудрая сивилла.
Но вторая часть начинает утомлять. Во – первых, писатель - самоучка, который толком то нигде не образовался, долго и нудно рассуждает как заправский талмудист о религии, о богословии, о вере, и с кем, с самим Патроном. И даже философствует на том же уровне…
Самые лучшие страницы этого романа – размышления о книгах, о текстах, о том, как пишутся книги. «…Душу в обмен на книгу… Но стоит ли это делать, если в самой книге уже душа и книга, по сути бессмертна?» Есть два потрясающих места в романе – в них словно аккумулировалось тепло семейного очага. Это Книжная лавка и Кладбище забытых книг. Если посмотреть под особым углом, то данный роман Карлоса Руиса Сафона не про трудную историю писательства, а историю Книжной лавки, ее обитателей и отдельную судьбу чудесной книги под названием «Большие надежды».
В начале второй части некоторые персонажи сгорают в адском пламени. Уже произносят имя Люцифер, уже в комнатах пахнет серой и фосфором, а наш Давид Мартин, как непонятливый телок – ничего не понимает. Ходит по кладбищам, по склепам, все ему откровенно рассказывают о мистических событиях. Суют носом как котенка в очевидное - невероятное, но он – не понимает… Упрямый теленок! И свою подругу Кристину до самой ее смерти Давид не понимает. О, малодушный! Какое-то нечуткое сердце. Ведь любящие сердца всегда так чутки…
Финал малодушный. После множества смертей, в которых он повинен, Давид Мартин уподобляется изгнанному ангелу, и так же не стареет. События из его книги материализуются в звериное лицо последней войны, а в финале он, как благословение и месть принимает от Патрона подарок – жизнь маленькой девочки Кристины.
Все же, несмотря на все, Сафон, как фокусник заставляет мучиться, переживать, сердиться на него, волноваться, испытывать настоящие страдания. Он желанный друг для нас читателей, он подарил нам причудливый волшебный мир…
| Помогли сайту Реклама Праздники |