Я долго говорить не буду, ибо вы все торопитесь. Вот, если вдуматься, нередко верующего человека называют фанатиком. Есть и иные словечки на ту же гордую букву "ферт", что стоит, уперевши руки в боки. Например, фундаменталист, все вы такое слово слышали, в совокуплении с эпитетом "исламский". Не будем трогать иные веры, а посмотрим, что же выйдет, если к этим фырчащим словам приложить предваряющее слово "христианский".
Христианский фундамендалист - что есть сие? Каков фундамент христианства? В фундаменте Церкви краеугольным камнем, как о том и говорит христианская вера, является сам Христос. Скажете, слишком много слов одного корня, так что получается тавтология? Так ведь и "христианский фундаментализм", выходит так, что тавтология, если заменить безличное имя фундамента на приличествующее имя собственное. Выходит - "христианское христианство".
Ну, а христианский фанатизм? Тут сложнее разобраться сразу! Что такое фанатизм по существу? Рвать и метать, наподдать неверному, задать взбучку вероотступнику... Может ли быть фанатичное несение креста, фанатичное смирение, фанатичное обращение в веру? Чувствуется в этих словесных сочетаниях какая-то фальшь, хочется их еще и еще раз повертеть в руках: нет ли где трещины? А ведь несение креста, смирение (стяжание духа мирна), воцерковление - разные имена смысла жизни христианина.
Перво-наперво, нести крест фанатично - несусветная чушь. И это ясно из той простой истины, что настоящий крест человеческой жизни нелегок, танцуя его по улицам не пронесешь, да и с упорным ожесточением - вряд ли тоже.Упадёшь не раз и встанешь не раз. Ну, а если вставать после падения - фанатизм, то благословенны такие фанатики!
Фанатичное смирение - и вовсе уже невообразимый китаврас. Какой уж мир в душе, коли рожа крива? А разгладился лик от чудовищного напряжения - куда делся фанатик? Тут уж полный антагонизм и несовпадение смыслов!
Вот про "фанатично веровать" - тут уж и сам пан Невзоров на палочке из своей конюшенки прискачет! Ну, так! Веровать фанатично - плохо. А какое начало и какой край у этой плохизны? Что тревожит пана Невзорова? То, дорогие мои, что не просто "фанатично веруют" (ну как это поймёшь, да и какое дело, кто как сам в себе верует?), а хватают и фанатично обращают в веру других.
Следовательно, чтобы не быть в глазах пана Невзорова религиозным фанатиком, не надо обращать никого в веру. И точно так! Пусть ещё атеист похлопает в недоумении своими глазками! Никого мы в веру обращать не должны. Потому, что и не можем. Обращает единый Бог. А мы при этом можем служить только наглядным примером верующего человека. Плохой пример подаем - не помогут ни пинки, ни подзатыльники, ни пудовая свечка, ни Типикон в башку. Никого мы сами по себе не обратим!
Следовательно, миссионер - не тот, кто красно бает да рясою трясёт, а тот, кто изумляет чистотой своего жития. Почитайте жития святых миссионеров, и сами в этом убедитесь. Как и сказал преподобный Серафим: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи!" А преподобный Амвросий добавил: "Можно жить в миру, да только не на юру, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - моё почтение!" Вот это и будет настоящий христианский миссионер!
Люди учёные и начитанные, конечно, скажут: а как же Иоанн Златоуст побуждал своих прихожан улавливать в церковные праздники идущих на зрелище, мужчинам брать под белые руки мужчин, женщинам - женщин, и вести обратно в храм на праздничную службу? Ну, улавливали-то не всех подряд, а только своих. Да и что было бы хорошего, если бы не уловили? Выиграли в футбол - напились пива, и почали куролесить с флагом на колеснице во всю ночь, мешать людям почивать. Проиграли - снова напиться пива и скорбеть до зари велиим гласом, скитаться в пустыне жизни с синяком под глазом, которым верного пути не осветишь. А ночью, дорогие мои, для здоровья телесного и душевного надобно спать! Спокойной вам ночи и доброго дня!
Алле Петровне Ажановой, лучшей прихожанке Фабулы, посвящаю я свои проповеди!
А смысл христианского миссионерства - свидетельствовать, то есть объяснять неверующим и иноверцам правильное христианское вероучение. А хороший миссионер должен знать заблуждения тех кому он проповедует, чтобы более понятно объяснять.
пример: святитель Николай Японский сначала несколько лет изучал язык и культуру Японии, потом уже начал миссионерить и переводить Библию на японский язык.