В начале 2012 года на сайте Проза.ру появился автор Александр Рубаха (http://www.proza.ru/avtor/alexandrrubaha).
За без малого три истекших года он впечатлил читательскую аудиторию огромным количеством публикаций, достигшим на конец этой недели (02.11.2014) весьма внушительной цифры в 1359 штук. Разумеется, я не мог пройти мимо такого феномена и решил присмотреться к творчеству столь плодовитого автора. Надо сказать, автор Рубаха примерно с одинаковым усердием публикует и прозаические произведения, и то, что, по его мнению, является выдающимися образцами стихосложения.
Скажу честно, что осилить основной труд этого автора, который он без устали рекламирует в каждом своем произведении, независимо от жанра и формата, сил и желания у меня не хватило. На 1700 страниц в формате «Word» не у каждого здоровья хватит. Да и тематика вкупе со стилем изложения почему-то не вызвали интереса. Поэтому, отдав должное усилиям автора и износу его компьютера при наборе столь масштабного текста, я решил воздать еще одно должное его поэтическому творчеству, благо оно не столь внушительно по объему каждого отдельно взятого произведения, хотя и впечатляет общим количеством столбиков, написанных в рифму.
.
Особое внимание привлекло стихотворение «Жертвенность» (http://www.proza.ru/2014/10/31/1831), так как, по моему разумению, оно является программным произведением исследуемого автора, фиксирующим его достижения и определяющим курс его творчества на будущее. Итак, приступим…
Смотрим первый катрен:
.
«Достиг в стихах больших высот.
С Пегасом даже стал я дружен.
Все круче творческий полет.
Уже читатель и не нужен»
.
Вроде бы, написано четырехстопным ямбом и с размером и ритмом автор в этом катрене дружит не хуже, чем с самим Пегасом. Заметим попутно, что применена перекрестная система рифмовки с чередованием мужских (с ударением на последнем слоге) и женских (с ударением на предпоследнем слоге) рифм. Размер – 8-9-8-9 выдержан. С точки зрения формы упрекнуть автора не в чем. А вот по содержанию вопросы есть.
Во-первых, непонятно, какие высоты автор считает «большими» и на чем основывается его столь безапелляционное заявление. Набрав в Гугле «Александр Рубаха», я увидел только ссылку на его страницу на сайте Проза.ру.
Само по себе, это, конечно, неплохо, но авторов на нашем сайте больше 205 тысяч, и на какой высоте парит уважаемый Александр нам неизвестно. В известном же всем рейтинге Панкина мне его обнаружить не удалось. Оставим на совести Александра Рубахи и дружбу с Пегасом. Говорит, что дружит? Окей, я ему верю. Спросить у Пегаса о взаимности все равно не могу. «Крутой творческий полет» стал для меня неожиданным фразеологическим оборотом. Про крутое пике слышал, а вот про крутой полет как-то не приходилось. Ладно, будем считать это авторским неологизмом Александра Рубахи.
Но вот последняя строка этого катрена меня буквально потрясла: «Уже читатель и не нужен»! То есть, я зря пришел, зря читал? Автору-то читатели не нужны. Он вполне самодостаточен и парит где-то там на недосягаемой высоте, поплевывая на всех нас с вами. У меня начали зарождаться серьезные подозрения о реальной гениальности автора. Но тут я подошел ко второму катрену.
.
«Ко мне подходит часто сын.
И, как обычно, не один.
Вопрос с надеждой задает :
«Ты не забудешь про народ ?»
.
Здесь автор по неведомой мне причине отказался от первоначально заданного размера и системы рифмовки. И что же мы видим? Размер изменился на 8-8-8-8, а система рифмовки из перекрестной превратилась в параллельную. Все рифмы стали вдруг мужскими. По моему разумению, маститый автор, который «достиг в стихах больших высот» позволять себе такого не должен. Возникло даже некоторое сомнение, что автор открывал хотя бы один учебник стихосложения. Но не исключаю, что его друг Пегас сказал ему, что можно и так.
Со смыслом во втором катрене еще интереснее. Похвально, конечно, что сын автора не забывает отца и часто к нему приходит. А вот почему не один, и с кем именно приходит, для читателя остается загадкой. Даже если предположить, что автор использовал здесь прием эллипса, и какое-то слово пропущено, то никаких светлых мыслей по идентификации этого пропущенного слова у меня лично не возникло. Не ясно также, почему сын беспокоится о народе. То ли он его представитель (депутат, может?), то ли народ это тот, с кем он пришел к великому поэту «не один»… Непонятно, и на что, собственно, сын вместе с народом надеется.
На этот вопрос автор уверенно отвечает в третьем катрене:
.
«В его словах слышна тревога.
Есть озабоченность во взоре.
Все знают, я поэт от Бога.
Люблю резвиться на просторе»
.
Здесь мы с изумлением и восторгом наблюдаем третью метаморфозу размера: 9-9-9-9. А рифмы все поголовно стали женскими. Параллельная система рифмовки снова сменилась на перекрестную. И при этом автор утверждает, что он «поэт от Бога»… Наверное, этот нестандартный ход ему подсказало божественное провидение. Оставив на совести провидения прыжки размера и рифмовки, я перешел к анализу смысловой нагрузки.
Чем встревожен и озабочен сын, пока остается неясным. Чего, спрашивается, ему беспокоиться, если родитель, как всем известно, «поэт от Бога»?? Ключом к пониманию, наверное, является последняя строка: «люблю резвиться на просторе». Должен признаться, что к моему пониманию этот ключ не подошел. Увидеть связь между тревогой сына и резвящимся где-то на просторе папой мне не удалось. Впрочем, сыну виднее. Наверняка он лучше знает, как резвится автор. Но в четвертом катрене наш выдающийся поэт несколько проясняет причины озабоченности родного сына:
«Нет для меня границ и правил.
Я предрассудки все оставил
Для тех, кто глубоко внизу.
Им покажу еще “козу”.»
.
И снова мы видим новацию размера: 9-9-8-8 при сохранении параллельной системы рифмовки. При этом, в первых двух строках строфы использованы женские рифмы, а в последующих двух – мужские. Однако… Я, кажется, начинаю понимать, как наш автор «резвится». Мало того, что он начисто лишен предрассудков, чихать хотел на границы и правила (в том числе, правила стихосложения), так еще и в одном произведении у него размер, ритм, система рифмовки скачут как та самая коза, которую он грозится всем показать. Кстати, присутствие козы в этом катрене тоже не вытекает из предыдущих строф. Как говорится, «вдруг, откуда ни возьмись, появилось за(ши)бись». Кому покажет, как покажет, за что покажет… Короче, одни вопросы.
Но дальше автор охотно отвечает сыну, а заодно и читателю, который ему совсем не нужен:
.
«Охотно я отвечу сыну.
Ему спасибо за вопрос.
Народ, конечно же, не кину.
Работать буду на износ.»
.
Тут я снова удивился изобретательности автора. Размерчик-то опять подпрыгнул: 9-8-9-8. И рифмовка у нас снова перекрестная. Женские рифмы весело сменяются мужскими. И плевать, что раньше было все не так. «Границ и правил» у автора действительно нет. Вынужден ему поверить. Радует так же и то, что кидать истомившийся в ожидании его гениальных произведений народ автор не собирается. По всему видно, что таких выдающихся стихов он «сотворит» еще немало. Перспектива, честно говоря, не очень радостная, потому что в следующей строфе даже малыши просят его больше не писать:
.
«Себя не стану я жалеть.
Пока не скажут даже малыши :
“Сгоришь, как свечка, скоро ведь.
Не надо ! Больше не пиши”.»
.
Здесь чувствуется, что автор себя совсем не жалеет. В каждой строфе он выдает новую вариацию размера. Что мы имеем в этом замечательном четверостишии? 8-10-8-8! А что с системой рифмовки? А/Б/А/Б. То есть, перекрестная, но теперь построенная на мужских рифмах. Очень похоже на дрожащее пламя совсем уже догорающей свечи…
И, наконец, автор извлекает из глубины своего сердца финальный аккорд, расставляющий все точки над «i» и оставляющий глубокий след в измученной душе читателя:
«Хотя и трудно это будет.
Позывы к творчеству сильны.
Но должен я пойти навстречу людям,
Чтоб чувства не было у них вины.»
.
Здесь в инновационном подходе к размеру автор превзошел самого себя: 9-8-11-10. Очень мажорно здесь звучит перекрестная рифмовка Б/А/Б/А (женская/мужская рифма) , что выгодно оттеняет финал от предыдущего катрена. Сильные позывы к творчеству видны, как говорится, невооруженным глазом. Но у меня лично возникли позывы совсем иного рода, когда я дочитал это произведение маститого (как он сам себя характеризует) автора до конца.
.
В целом я могу дать следующую оценку этого произведения:
Очень слабое по форме и содержанию. Идея произведения заключается в самовосхвалении автора и претензии на выдающийся талант в стихосложении. Однако, реализована эта идея из рук вон плохо, так как автор или вообще не знаком с правилами стихосложения в силлабо-тонической системе, или настолько ими пренебрегает, что эффект от прочтения возникает обратный поставленной автором задаче. Отторжение вызывает и пренебрежение автора к читательской аудитории, оснований для которого в данном произведении не видится никаких. «Стихотворение» напрочь лишено и таких особенностей поэзии как образность и метафоричность. Единственный образ лирического героя, созданный автором, вызывает скорее отвращение, чем сочувствие и восхищение.
Я бы мог, конечно, написать пародию на это «произведение», но вряд ли бы у меня получилось сказать, в данном случае, лучше, чем это сделал классик пародийного жанра Александр Иванов:
.
Не писал стихов
И не пиши!
Лучше погуляй
И подыши.
За перо
поспешно
Не берись,
От стола
подальше
Уберись.
Не спеши,
не торопись,
Уймись,
Чем-нибудь,
в конце концов,
Займись.
Выброси к чертям
Карандаши.
Полежи,
в затылке почеши.
Суп свари,
порежь на кухне лук.
Выпей чаю,
почини утюг.
Новый телевизор
разбери –
Посмотри,
что у него
Внутри.
Плюнь в окно
И в урну попади!
В оперетту вечером
Пойди.
Вымой пол,
Прими холодный душ,
Почитай
на сон грядущий
Чушь...
Что-нибудь,
короче,
Соверши!
Не писал стихов
И не пиши!
___
Вот такое впечатление у меня осталось после прочтения стихов Александра Рубахи. Аргументированные возражения приветствуются, потому что я всего лишь изложил собственную точку зрения.
Полемику, развернувшуюся под этой статьей на сайте Проза.ру, можно прочитать по ссылке: Полемика
Она тоже познавательная и по-своему интересна.