Произведение «Пила» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Новелла
Произведения к празднику: День PR-специалиста
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 39
Читатели: 2353 +1
Дата:

Пила

                                                                                                                                                                            Резвость – норма жизни!

0.

          Пила? Да её вообще нашли в канаве, что перед фасадом нашего местного очага культуры.
          Кто нашёл? Участковый наш. Кто же ещё?
          Однако – обо всём строго по порядку.

1.

          Один старичок, довольно резвый и политически подкованный, решил отпилить себе ногу и посмотреть, что из этого получится. Пошёл он потихонечку в сарай за электропилой, которая носила какое-то абсолютно не выговариваемое фирменное название. Пилу эту подарила Митридату Матвеевичу давняя подруга, с которой когда-то в незапамятные и потому особенно подозрительные времена, лет двадцать шесть тому назад они вместе работали в геологических партиях, кочуя по безбрежным степям Приднепровья, Приамурья, Приднестровья и Тамбовщины.
          – Бери, Митридатушка, – ласково глянув на пролетавшего мимо полумёртвого вальдшнепа, проговорила Валерия Кирилловна. – Я совершенно уверена, что этот инструмент тебе непременно пригодится! Ты у нас человек деловой, а таким, занятым да серьёзным, никакой предмет без надобности не бывает. Бери! На длительную память! Крепкого тебе здоровья и успехов в труде!
          Затем они с Валерией Кирилловной выпили трёхзвёздчатого коньячку и закусили тунцом, которого, как помнят все поклонники кубинского бородача в свитере, ловил-ловил старик в синем-пресинем море, да и – упс! – не поймал! Но Митридат Матвеевич и Валерия Кирилловна закусили другим тунцом, пойманным. А перед тем – выпили. А вскоре и самый этот День Парижской коммуны, то есть праздник, который они так любили отмечать всей шумной компанией, подошёл к завершению, гости поразбрелись кто куда, но ещё долго, даже, пожалуй, неприлично долго  вспоминали гостеприимство хозяина…
          Хотя, надо уточнить сразу: всё это было лет пять-десять назад, а не двадцать шесть, как наврано выше. Было и прошло, а сегодня – шёл Митридат Матвеевич поглядеть: и где это у него там лежит-полёживает подарок Валерии Кирилловны, а? Не поела ль его ржа? Не затупились ли цепи кованые?
          Зашёл Митридат Матвеевич в сарай (а сарай у него был добротный, ещё в эпоху натуральных материалов выстроенный, когда ни о каких синтетических заменителях и слыхом не слыхивали), зашёл он, значит, в сарай, осмотрелся, приметил стул, недалече от верстака находящийся, подошёл и сел прямо на него, на колченогого.
          Вспомнилось Митридату Матвеевичу, как с шурином, с Алипием Севастьяновичем Пантофель-Нечецким частенько покупали они две-три бронебойных бутылочки портвейна и любили выпить, поговорить о непростом житье-бытье, о прошлых подвигах, тех, что быльём поросли, но и планы-перспективы обсудить заодно – это они тоже любили.
          Припомнил Митридат Матвеевич, как попивали они портвейн с Алипием Севастьяновичем в один славный августовский вечерок, и как раз на том стуле, где сидит сейчас Митридат Матвеевич, сидел тогда его шурин, и как вдруг покачнулся он, повалился, упал и умер.
          Многое вспомнил Митридат Матвеевич. Всё и не рассказать. Да и незачем.
          Но: время – деньги. Нечего сидеть. Надо было приниматься за поиски подарка Валерии Кирилловны.
          Искал, искал, весь в пыли перепачкался…

2.

          На следующее утро сидела-посиживала Валерия Кирилловна у себя в дому, на диванчике, слушала радио. Издалека передавали оперу Руджеро Леонкавалло «Паяцы». И давно уже. И когда действие подходило к кульминации, и клоуны начали выяснять, кто из них сильнее всех любит главную героиню, услышала Валерия Кирилловна осторожный стук в дверь, повернула косматую голову и увидала на пороге дорогого приятеля своего Алипия Севастьяновича. Хотя вообще-то он был Азарий. Но это не судьбоносно.
          – Здорово, сватья! – гаркнул Азарий Севастьянович, входя.
          – День добрый, – певуче отозвалась Валерия Кирилловна, продолжая вслушиваться в радиоголоса. «Принесла нелёгкая!» – подумала она.
          – А что, не видала ли ты Митридата нашего Матвеевича?
          – Да мудрено видать-то его, – прокричала в ответ Валерия Кирилловна, стараясь перекрыть верхнее «ля» Канио.
          – Что так? – полюбопытствовал Азарий Севастьянович, оглядываясь.
          – Да ведь повесился он…
          – Это зачем же? – спросил Азарий Севастьянович. – И когда?
          – А вчера вечером, – сказала Валерия Кирилловна. – Зашёл в сарай, пилу искал. Увидел крюк, а с него верёвка свисает. Хорошая верёвка, крепкая…
          – Ну и?..
          – Сделал петлю, да и повесился. Чего ж ей без толку болтаться, верёвке-то…
          – А как же нога? – спросил Азарий Севастьянович.
          – Что – нога?
          – Отпилил?
          – Нет, не успел, – ответила Валерия Кирилловна, заглянув на всякий случай под диван.
          – И то славно. С ногой-то – оно всё-таки лучше, – проговорил Азарий Севастьянович, задумался, закурив, вышел, а Валерия Кирилловна вновь увлеклась радиотрансляцией музпроизведения одного из отцов-основателей веризма.
          Вообще говоря, Пуччини был самым-пресамым любимым её композитором. Ну, пожалуй, только Хампердинка она любила сильнее. И Нильсена ещё. И поэзию Ричарда Крэшо – её тоже очень сильно обожала Валерия Кирилловна. Потому, как только выпадала свободная минутка, она бросала все свои дела, даже если это была жарка ростбифов, и скорей спешила насладиться Гёльдерлином. Фиг поймешь зачем…

3.

          Вышед, Азарий Севастьянович задержался на крылечке.
          Он рассматривал небо, медленно и зловеще багровеющее… Где-то в отдалении от прочих бытийствующих предметов пела неведомая насекомоядная птица. То ли из трогонов, то ли из тинаму – Азарий Севастьянович никак не мог сообразить.
          «Знатная певунья! – всё-таки подумал Азарий Севастьянович. – Точнее, певец… Хорошо-то как, господи!».
          Пантофель-Нечецкий спустился с крылечка, метнул окурок, ловко угодив в отдалённую, крашенную пронзительно-зелёной краской мусорницу, и двинулся по направлению к магазину «Инструменты» районного потребительского общества, пайщиком которого состоял со времён монреальской Олимпиады. Спешил он к душеньке Клавдии Робертовне, которой уж год как не было. Практически нигде.
          Подойдя к зданию, Азарий Севастьянович подумал: «Эх, пила не пила! Баян – тоже инструмент!» и дёрнул дверь, которая открылась.
          То, что предстало его взору, описать трудно. Но попробуем.
          В магазине ярко горела люстра, озаряя мощными световыми потоками заваленный товарами прилавок. А на полу…
          Сестрица Клавдии Робертовны – вот кто лежал на полу! Возлежала она тут, видимо, уже давно.
          Мертвецки пьяная.
          Так решил Азарий Севастьянович.
          Оказалось, что лежала она просто мертвецки. Но не пьяная.
          Она вживалась в роль, которую ей предстояло исполнить на премьере спектакля, уже девять лет репетируемого дружным коллективом их сельского Дворца культуры. В пьесе этой была роль радикально настроенной путаны, но Харита Робертовна от неё отказалась – типаж был не тот. По совету Валерии Кирилловны дебютантка остановила свой выбор на исполнении роли комической старухи Скуфейкиной – совершеннейшей рамоли.
          И вот сейчас, пытаясь постигнуть сверхзадачу предстоявшего ей исполнения, Харита Робертовна прикорнула на полу.
          Когда-то в юности она увлекалась кувырками вперёд – они у неё отменно выходили, но сейчас, хотя силы ещё не окончательно оставили её, она старалась отказываться от предложений совершить это гимнастическое упражнение. Не делала его ни в собесе, куда еженедельно любила захаживать, ни в стоматологическом кабинете, где работала её сестра, ни на трамвайной остановке, откуда каждую третью субботу месяца отправлялась она в гости к Фалалею Гремиславовичу.
          Не исполнила она свой шикарный кувырок и на похоронах Забубённова – друга юности Митридата Матвеевича.
          Амвросий Забубённов тоже любил захаживать в магазинчик «Инструменты». Покупатель он был такой, репутация которого давала повод не отказывать ему в этом невинном развлечении. Но однажды Амвросий перестал активно участвовать в заключении договоров купли-продажи. Потому как полностью скончался.
          А Харита Робертовна, перестав находиться в мертвецком состоянии, ожила. Детей у неё не было. Особенное, только ей присущее седьмое чувство (по причине его наличия она даже была взята на специальный учёт краевым прокурором и состояла под усиленным наблюдением областного архитектора) подсказало Харите Робертовне, распростершейся на полу, что в помещение вошёл кто-то чужой, тем более что, войдя, Азарий Севастьянович громко вопросил: «Тут есть ли кто-то?». Харита Робертовна, упредив его дальнейшие расспросы, быстро поднялась и шмыгнула за прилавок:
          – Что тебе? – приветливо спросила она вошедшего.
          – Да мне бы хлебца… ржаного… буханочку, – миролюбиво откликнулся Азарий Севастьянович. – Если вас не затруднит, конечно.
          – Конечно! – кивнула Харита Робертовна. – Охотно! Но хлеб вчерашний.
          Азарий Севастьянович помолчал, вздохнул, однако от первоначального замысла не отказался, негромко заметил:
          – Что ж, значит, у меня будет возможность вернуться в прошлое.
          – Зачем тебе туда? – машинально спросила Харита.
          – Полагается. И предусмотрено.
          – Тюфяк ты, – заметила Харита. – Универсальные сущности не пересекаются с миром абстракций субъекта. И я легко могу это доказать.
          – Надо ли? – осторожно поинтересовался Азарий.
          Харита Робертовна, не обращая внимания на его вполне объяснимое сомнение, договорила:
          – Но могу доказать и иначе, а именно: нисколько не моргнув глазом. Вы какой способ предпочитаете?
          – Первый. Раз ты такая неугомонная, тогда давай уже, доказывай. – Азарий Севастьянович присел на опрокинутое ведро, вытащил из запятнанного шеллаком сюртука пачку ментоловых «Benson & Hedges», прикурил и не без удивления затянулся. – Валяй! Я готов.
          – Чудненько! Так вот… – Харита Робертовна чихнула («Бывай здорова!» – «Благодарствую!»). – Во-первых, я безвозмездно расскажу одну историю, а, во-вторых, там видно будет. Итак, история.

4.

          – Удивительнейший труд нашего времени «De inventione elementorum chemicorum», сопоставимый по значению разве что с «Codex Seraphinianus» (который, впрочем, издан был лишь десятью годами спустя), вышел в свет незадолго до трагического происшествия с тридцать пятым Президентом государства, традиционно рассматриваемого в качестве stronghold of democracy. Вышел он в издательстве «Учпедгиз», уже предчувствовавшем грядущее переименование. Книга, созданная Диогеновым…
          – Кем? – спросил Азарий Севастьянович. – Диогеном?
          – Диогеновым. Не слышали о нём? Диогенов. Не Эсхилов, не Гераклитов и даже не Платонов и не Сократов, а Диогенов. Неужели не слышали?
          – Признаюсь, нет.
          – О-о! Это интересно. Так я тогда не без удовольствия вам расскажу. Слушайте же!
          – Вже

Реклама
Обсуждение
     23:08 18.02.2021 (1)
Читала рассказ, как продиралась через дебри тернии к звёздам.
Текст к тому же утяжеляет обилие сложных имён, а встречаются
 таковые и в других ваших рассказах.
Имена (если они выдуманы автором)  должны вписываться
в канву повествования, где-то и характеризовать героя,
 а не выпирать из него досадными тяжеловесными глыбами.
Особенно это касается  юмористического (иронического, шуточного) 
произведения.
Вспомните героев  А. Чехова:  Пришибаев,  Очумелов,
Тлетворский, Кисляев, Шарамыкин, Овсов, Сигаев, Запойкин,
Панихидин... Уже от одних фамилий смешно. А имена с отчествами
есть у него и сложные, "навороченные", но их немного. А в наше
время подобных имён и того меньше.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Не затупились ли цепи кованные -  кованые (прил.)
...крашеную пронзительно-зелёной краской - крашенную (прич)


     10:00 19.02.2021
Да-да, исправил ошибки.
     01:07 14.06.2020 (1)
Всё это замечательно и прекрасно. Но я стала знакомиться  с  творчеством Красилова всё больше и больше. И нашла много интересного. Например, рассказ «пила», Это  неуклюжее сочинение .  К чему такие нелепые имена: Алипий, Азарий, Митридат…. От этого рассказ не становится лучше.
Особенно прекрасно написано «крашеную пронзительно-зелёной краской мусорницу». Это насколько надо быть несообразительным, чтобы такое написать. «крашеную краской», «пронзительно-зелёной». Ни один уважающий себя писатель так не напишет. А Красилов написал. 
Рассказ про любовь и бедность. «И одет был Даниил Иванович подобающе: во фраке, в гетрах. Что-то ещё на нём было, но сейчас уже не вспомнить.» автор не помнит, что надето на его персонаже?
«погода на первомай всегда бывала прохладною» -  именно «прохладнОЮ».
Фельетон про город траволты. «Ребёнок нелепо вращал ушами.», - механическая белиберда;
«и извлекла на ней несколько пассажей.» -  семантическая белиберда. Вот такие несуразицы создал Красилов. Правильно говорят, что человек извлёк из кармана платок, а по-красилову будет «извлёк на кармане платок». 
     01:12 14.06.2020
Непосвящённый.

Исправьте, знаток посвящений.
     00:52 24.07.2014 (1)
1
исключительная вещь! спасибо!
     01:00 24.07.2014 (1)
1
Артём, дело в том, что Геннадий Герасимович Диогенов и Яков Рувимович Вилькин - не вымышленные персонажи.
Ну, а остальное...
Впрочем, маркеты торговой сети "Хозтовары" тоже много где имеется, верно?
     08:55 24.07.2014 (1)
1
про Вилькина слыхали даже продавцы отделов хозтовары.
но ведь это типично для  российского человека: стать не тем кем был и быть не тем кем хотел))

но мне понравилось как неискушенному читателю. с вашего позволения добавил в избранные.
     21:15 12.12.2018
Где ж Вы, Артём Квакушкин...
Не хватает...
     07:18 18.10.2014 (1)
В этом эпохальном романе более всего понравилась финальная точка.! Она не такая объёмная как все остальные букаффки.
     21:13 12.12.2018
Это не роман...
     12:49 24.07.2014 (1)
1
упс... а вот и я, в труселях и шляпе...
1. надорвал красоту сравнения, и ничего не получилось... это я про старину Хема...
2."полумёртвого вальдшнепа" не понял...
3. из абзаца мы понимаем, что выпивают они у дамочки, но тогда "гостеприимство хозяина" куда деть... не правильно изложил действие...
4. "цепи кованные"... на эту штуку цепи не куют, хорошие производители закаляют сталь... если не китайцы...))
5. "время – деньги" - ? совсем не в тему, какое такое денежное время у старика, не понятно...
6. вот таким стилистическим вкусняшкам : " Искал, искал, весь в пыли перепачкался…сидела-посиживала" нужно развитие в "языке"... вспомни сказки Степана Писахова, как он там прибаутит... ты или так или так, определись со стилем...
7. вот такие обманки," а не двадцать шесть, как наврано выше", " Всё и не рассказать. Да и незачем.", "Хотя вообще-то он был Азарий.", не оправданны, и только утомляют...
8. упоминание в тексте мало знакомых авторов, без объяснения их творчество, это чистое пазёрство... да и не всегда красиво...
9. рассказ о "«De inventione elementorum chemicorum» " выглядит точно так, как в реале сюсюкают взрослые люди, или как старик с крашенными волосами, бабка с бантиками... но это на мой вкус... вообще, все эти Нохуданосоры Имбасовичи и Випикетрии Рубодановны, только усложнили текст... новаторского в этом нет ничего, а забава автора не оправданна...
10. финал с пилой коассный, если бы не начало... точно так можно под обложкой Детектив можно тиснуть Любовный роман... один раз пройдёт, тираж не раскупят, а другого раза уже не будет... читатель очень долго помнит обман...
Вывод: написано хорошо, видно что автор старательно пытался уловить ему нужный стиль и передать, но игра в лукавый смысл не удалась, на мой взгляд, хоть и писал целых два года... в этой форме, очень хорошо работал Мамлеев... задумка не плохая с пилой надо признать, но обыграть нужно было как-то по- другому, не так в лоб... а вообще, я бы сжал рассказ... много наносного...
Александр, на своей странице ты написал, что тебе нравиться язык... а какой ты предпочитаешь, в сметане, заливное, или копчёный?
     13:13 24.07.2014 (1)
1
Замечательно!
Юрий Витальевич и сейчас работает. Хотя и болеет.
И Мамлеева я очень люблю.

Вспомнил. В школе нам как-то давали мозги с каким-то гарниром. Долго разглядывал.  Есть я их не смог. И язык тоже не люблю.
     14:01 24.07.2014 (1)
привет, Юрию Витальевичу... старая гвардия... пусть выздоравливает...
а мозги мозгам, рознь, тут вы правы... некоторым и гарнир не помогает...
доброго здоровья!
     01:05 17.01.2016
1
Вот Юрий Витальевич и умер...
     00:55 17.01.2016 (1)
Скажу чрезвычайно просто и наивно: Мне нравится это "купание" автора в разнообразных словесно-смыслово-гротесковых кульбитах и тройных сальто с многочисленными переворотами и пируэтами.
Моё почтение!
     00:58 17.01.2016 (1)
1
Доброй ночи, Олег.
Сейчас сам его перечитываю.
И сам уже чрез свои дебри пробираюсь.
     01:01 17.01.2016
Да не надо через них продираться! Просто улыбнуться от удовольствия...
     18:00 03.11.2014 (1)
1
Искал, искал, весь в пыли перепачкался…
     18:03 03.11.2014 (1)
3
Патамушта там пылюка была...
Борешься, борешься с нею - никоего успеху!
     18:10 03.11.2014 (1)
1
     18:19 03.11.2014
3
Не ревите.
     00:16 18.10.2014 (2)
Саша! Я - в недоумении... Писать два года такую херню... Написано - не плохо, но и не шедевр... Сухарев все правильно тебе - расписал! И к чему эти твои заумничанья, любишь - блеснуть интеллектом, так это  на любителя... Где то, даже с Кафкой переплетается, но настолько нудно и тяжело пробираться сквозь заросли твоих умничаний...  Честно, у меня сложилось двойственное впечатление...  
     01:03 18.10.2014 (1)
1
Бармен! Я - в недоумении... Все мы пишем всякую херню. Только, кто-то от чистого сердца, а кто-то фальшиво.
     12:08 18.10.2014
Да я , не про то... Времени угрохано много... Весь пар - в гудок ушел... И концовочка - разочаровала...
     00:23 18.10.2014
Уже объяснял я, Игорь, что я не интеллектом блистаю. Пишу так, как мне интересно, и поэтому, возможно, будет интересно и читателю. А может, и не будет. Ничего сверхинтеллектуального я ни в этой вещи, ни в других не выдаю. Что до качества же... Может, и неудачное произведенье вышло. Опять-таки повторю, что вполне допускаю возможность оценивания моих текстов и с помощью "не понр.". Не возражаю, не жалуюсь в этом случае.
     11:44 13.09.2014
1
Пилу не допилил...
..а за «Первое  знакомство» (на личной страничке) ставлю четыр, ибо разгон хороший,а финал — извис, говоря подобно, вроде как, генералу СлащОву.
...кланяюсь набок.
     17:17 24.07.2014 (1)
Ах!   Да за одни только имена вам Большая лингвистическая медаль, а уж всё остальное...  
     20:41 24.07.2014
Спасибо!
Медаль - это да, это замечательно.
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама