«Если мы собраны в единую силу, а противник разобщен на десять частей
то мы нападем на него с превосходящей в десять раз мощью».
Сун-цзы. «Трактат о воинском искусстве»
Оглавление
Введение
Глава 1. Ищу Человека
Глава 2. Рембрандт во плоти
Введение
26 августа
Яркий свет и ведро воды, выплеснутое в лицо. Я очнулся и затряс головой, пытаясь вернуть себе возможность видеть.
Получилось плохо. Две мощные лампы, направленные прямо в глаза, не располагают к хорошему обзору.
- Кто ты? Кто тебя послал? - с прежним нажимом в очередной раз вопросил голос, вещающий из-за световой завесы.
- Иван Жилин. Никто не посылал. Мне надо поговорить с Седым, - в очередной раз с прежним терпением ответил я.
Хотя, надо признать, сейчас, после двух часов непрерывного допроса, терпение давалось мне со всё большим трудом. Тем более, что во рту постоянно ощущался привкус крови.
- Кто тебе сказал про Седого?
- Это не важно. Мне надо с ним поговорить.
- Кто тебе сказал про Седого?
Повторный вопрос был сопровожден профессионально поставленным ударом в печень. И я, мучительно согнувшись, начал думать, что совершил ошибку, придя в этот негостеприимный дом.
Но вернемся немного назад.
Глава 1. Ищу Человека
«Упреждающее знание нельзя получить от демонов или духов, нельзя получить
из явлений или небесных знамений; оно должно быть получено от людей, ибо
оно есть знание подлинного положения противника.
Сун-цзы. «Трактат о воинском искусстве»
23 августа
Первое, что я сделал, уволившись из Всемирного Совета Безопасности, это сел и написал план. Теперь, когда я был лишен возможности использовать ресурсы могущественной международной организации, моим оружием могли быть только скорость и точность. Говорят, «один в поле не воин». Это не верно. Даже малой силой можно произвести большое действие, если приложить эту силу к нужной точке и в нужное время.
Исходя из этого простого соображения, я пришел к выводу, что мне необходим информатор. Человек, который знает в этом городе всё и всех, хорошо ориентируется в расстановке сил, не утратил способности мыслить самостоятельно и, главное, ненавидит существующий порядок. Впрочем, любой, кто еще не утратил способности мыслить, должен ненавидеть данный порядок по определению. Априори.
Я мысленно перебрал варианты.
За три дня, проведенных в Городе, у меня было много встреч с разными людьми. Наиболее перспективными для моих целей казались следующие:
1. Загорелый мужчина с мощными мышцами. Тот, что в баре увещевал публику не связываться с наркотиком. «Много на свете дряни, а это уж всем дряням дрянь, понимаешь?», - объяснял он.
2. Три молодых парня в одинаковых каскетках, сдвинутых на глаза. Длинный, приземистый и пьяный. Судя по всему - студенты университета (по местной терминологии - интели). То есть те, кто уже сейчас самостоятельно и изо всех сил борются с царящими в городе нравами.
3. Круглоголовый рыбарь, напарник сгинувшего в поисках острых ощущений Эля.
4. Шофер фургона, тощий человек в комбинезоне и в черных очках с мощной оправой. Который помимо предметов ширпотреба разводил книги. Классные книги, надо признать.
5. Амад. Смуглый полный человек в белом, в круглой белой шапочке набекрень. Тот, что стал в Городе моим первым гидом и покровителем.
Кого из них выбрать?
Подобно разведчику Штирлицу из незабвенного фильма «Семнадцать мгновений весны», который на квадратиках бумаги рисовал шаржи на изучаемых субъектов, я разложил перед собой пять листиков из блокнота.
Поскольку художник из меня никакой, вместо портретов я надписал бумажки. Получилось так:
«Загорелый из бара», «Интели», «Круглоголовый рыбарь», «Шофер с книгами», «Амад».
Чтобы выбор был объективным, я скрупулезно вписал в карточки плюсы и минусы каждого персонажа.
«Загорелый в баре».
В принципе, человек занимался полезным делом. Причем, с определенным риском - могли ведь и по зубам дать.
С другой стороны, девчонка с челкой назвала его «паршивым шпиком». Что это значит для меня? Он - сотрудник полиции? Или агент интелей? Полезно это для моих целей или наоборот?
Кроме того, меня он прямо (имея в виду принадлежность к спортивному клубу) спросил: «Ты «Носорог»? Может он просто выискивает крепких парней, чтобы привлечь их к участию в футбольных побоищах? И заинтересован, чтобы потенциальное сырье не разбазарило попусту свои полезные свойства?
В общем, с этим персонажем не всё ясно. Прежде, чем принимать решение об его использовании, требуется собрать дополнительную информацию.
«Интели»
Ребята вполне перспективные. Но имеют два крупных минуса. Во-первых, я не знаю, где их искать, во-вторых, слишком уж они заряжены на насилие. Пьяный, помнится орал что-то вроде: «Нужно рвать! Стрелять! Всех стереть с лица земли!»
Исторический опыт показывает, что были уже попытки использовать методику «нет человека - нет проблемы» для решения любых вопросов быстро и эффективно… Сейчас, например, можно окружить этот городок танками и установками залпового огня типа «град». Потом залить напалмом, а тех кто уцелеет, расстрелять из пушек и пулеметов.
Безусловно, это коренным образом решило бы весь комплекс местных проблем. И с наркотиками было бы покончено, и с бездуховностью… Но…
Короче, здесь тоже много неясного, и безусловно записывать данных представителей интеллигенции в союзники я бы не спешил.
«Круглоголовый рыбарь»
Парень явно не глуп и многое о жизни знает. Но он нашел свое место в этом мире и вряд ли захочет общаться добровольно. Информацию из него придется выколачивать, а для этого потребуется время и место. И транспорт. Не поволоку же я его связанного через весь город на такси.
Можно, правда, пообщаться непосредственно во владениях рыбарей. Заманить в тоннель старого метро и там, под видом очередного испытания…
Скверно только то, что все происходящее там снимается на камеру. И, может быть, даже передается в прямой эфир. А оставлять документальные свидетельства своих поисков я бы не хотел.
«Шофер с книгами»
Самый перспективный персонаж. Конечно, он доведен до последней крайности и может быть необоснованно резок с глуповатым туристом, который явится к нему с расспросами.
Но, судя по всему, он один из немногих, кто в этом городе пытается проводить некое подобие программы восстановления и развития человеческого мировоззрения в этой стране.
Да, он действует бессистемно, да в одиночку… Но ведь делает что-то! Пытается!
Думаю, с ним надо встретиться в первую очередь.
«Амад»
Загадочный тип.
Вырос в этом городе. Со всеми вокруг знаком.
Сначала был в банде малолетних хулиганов. Шесть месяцев отсидел за хулиганство. Потом служил в полиции. Наверняка не трус.
Столь извилистый жизненный путь свидетельствует, что человек он ищущий. Пробовал в жизни то и это.
Амад достаточно образован. Читал, например, Хемингуэя… И хотя прикинулся незнающим: «Кто? Хемингуэй?», в разговоре непроизвольно продемонстрировал недюжинное знание творчества этого непростого писателя. Вам, например, известно, где и при каких обстоятельствах Эрнест написал свою «Пятую колонну»?
Словом, с Амадом я хотел бы встретиться в числе первых. Если бы не одно «но».
Дело в том, что я собираюсь бороться с существующим в городе порядком. А Амаду это не нужно. Он нашел свое место в здешнем раю и всем совершенно доволен.
Предложить такому идти на баррикады, рисковать жизнью?
Зачем? Он хорошо зарабатывает, вкусно ест, сладко спит…
Скорее он согласится бороться с тем, кто покушается на его уютный мирок. То есть со мной.
Оторвавшись от бумажек с именами, я взглянул на часы. 19.30. Вечер 23 августа. До акции назначенной интелями на 28-е оставалось четыре дня.
А до акции, которую спецвойска Всемирного Совета Безопасности собираются проводить против интелей и того меньше.
Надо успеть.
Я встал, одел чистую гавайку, считающуюся здесь особо модной, слегка взлохматил волосы и собрался идти.
Куда?
А вы, уважаемый читатель, куда бы вы направились в первую очередь?
(продолжение следует)
Повесть братьев Стругацких «Хищные вещи века» заканчивается тем, что главный герой Иван Жилин принимает решение остаться в нравственно прогнившем обществе и бороться за возрождение в нем общечеловеческих ценностей.
Авторы рисуют готовность героя идти до конца и сражаться столько, сколько потребуется. К сожалению, они ничего не говорят о том, что именно Иван Жилин будет делать, и как именно попытается возрождать идеалы. А ведь это главный и самый интересный вопрос.
В данной повести сделана попытка на него ответить.