Часто пушкиноведы посмеиваются "глубокомысленно" над романтизмом Ленского. Принято это как в средней школе, так и на университетских кафедрах , и даже в Пушкинском Доме Академии Наук. Не желают вспомнить крылатые слова: "Чему смеётесь? - Над собой смеётесь!
А между тем, в романсе Ленского из поэмы «Евгений Онегин» та же страсть и та же богословская и мировоззренческая концепция, что и в других произведениях Пушкина, только он более лиричен, интимен, задушевен.
Недаром сочинённая на эти стихи - Ария Ленского П.И.Чайковского осталась лучшей в творчестве величайшего русского композитора. Музыка уже заключена в этих молитвенных строках.
И можно с уверенностью сказать, что эта звенящая предсмертной тоскою молитва из недр русской души, этот полёт чувств, струящийся в высоту небес есть плод величайшего вдохновения А.С.Пушкина:
«Но мысль одна его объемлет;
В нём сердце грустное не дремлет…
Его стихи полны… звучат и льются…
Стихи на случай сохранились,
Я их имею; вот они:
«Куда, куда вы удалились
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.
Паду ли я стрелой пронзённый,
Иль мимо пролетит она,
Всё благо: бдения и сна
Приходит час определённый;
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход».
Неужели нужно объяснять обывателям глубочайший философский смысл этих «чепуховых» стихов? Что же, придётся попробовать, потому как приняв к сведению внешние определения в предыдущих строках поэмы, а именно: «полны любовной чепухи» и «в лирическом жару, как Дельвиг, пьяный на пиру» XX строфы и лёгкую иронию следующей за стихами романса XXIII строфы: «Так он писал темно и вяло,
(Что романтизмом мы зовём,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том)»
... посредственные критики типа В.Белинского, принялись с усердием достойным лучшего применения обличать Ленского в детской инфантильности, чужебесии и даже в мещанском самодовольстве (?).
Сам-де Пушкин охарактеризовал свой романс, яко «тёмный» и «вялый», в коем «нет нимало романтизма», и, следовательно никуда негодный, «сам себя своим романсом высек, как офицерская вдова».
И невдомёк сим «выходцам из самой толщи народа», однако с гегельянскими ухватками, что поэт, зная их порочные наклонности, попросту весело посмеялся над их казённо демократической «эрудицией», указав им «на самом деле» на «обыкновенный удел», в котором «охладевает пыл души» и на их обывательское «знание жизни».
В молитве Ленского, вглядывающегося «в глубокую мглу» «дня грядущего» прежде всего поражает истинно православное смирение пред «Законом Судьбы» и поэтическое «благословение» Природе, живущей по высшей Воле Божией.
«Всё Благо» - жизнь и смерть, бдение и сон, «день забот» и «тьмы приход».
Юный Поэт не хочет умирать, но благословляет «луч денницы» и «яркий день», в котором его уже не будет, благословляет мир, который забудет его.
Единственное, о чём просит Ленский Бога, чтобы Любовь – истинное и святое чувство не кончалось, чтобы и по смерти его самого осталась Любовь в душе его любимой.
Нет романтизма в этой предсмертной, глубоко искренней молитве «нимало», хоть и «зовём мы романтизмом» то, что не понимаем и никогда, увы, не поймём, что от нас «за семью печатями».
Так кто же эти «мы», с которыми поэт «нимало» не видит общего? – Может быть те, кто возвышенные, искренние сердечные чувства почитают «тёмными» и «вялыми», а главное, лишёнными пользы практического существования?!
Впрочем, даже в ближайшем окружении Александра Сергеевича отсутствовало понимание романтизма.
Так А.С.Пушкин в 1825 году пишет князю П.А.Вяземскому: «Кстати: я заметил, что все ( даже и ты) имеют у нас самое тёмное понятие о романтизме…».
«Литература у нас существует, но критики ещё нет. У нас журналисты бранятся именем романтик, как старушки бранят повес франмасонами и волтерианцами – не имея понятия ни о Вольтере, ни о франмасонстве» (1829 г.).
«…Андре Шенье, поэт, напитанный древностию, коего даже недостатки проистекают от желания дать на французском языке формы греческого стихосложения, - попал у них в романтические поэты» (1830 г.).
В.Белинский, комментируя поэму «Евгений Онегин», противопоставляет Ленского его русскому окружению на основании того, что поэт получил образование в Геттингене, полагая что Александр Сергеевич, поминая Геттинген, таким вот странным образом подчёркивает оторванность воспитанного на западе юноши от своего русского народа.
«Великий» критик как-будто не ведал о том, что в Царскосельском лицее юный Пушкин боготворил своего преподавателя,
получившего высшее образование в Гейдельбергском и Геттингентском университетах, Анатолия Петровича Куницына.
Строка «С душою прямо геттингентской» говорит нам лишь о том, что в Ленском была воспитана в Геттингене «ко благу чистая любовь», «негодованье» ко злу и «сожаленье» о неустройстве русского общества.
А вот стихи «Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч»,
описывают нам документально точно внешность А.П.Куницына…
«Красавец в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.
Негодованье, сожаленье,
Ко Благу чистая Любовь
И славы сладкое мученье
В нём рано волновали кровь.
Он с Лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете
Их поэтическим огнём
Душа воспламенилась в нём;
И Муз возвышенных искусства,
Счастливец он не постыдил;
Он в сердце гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.
Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждёт она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его принять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их Бессмертная Семья
Неотразимыми Лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир Блаженством одарит.
Он пел Любовь, Любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна,
В пустынях Неба безмятежных,
Богиня Тайн и вздохов нежных.
……………………………………..
Он пел те Дальные Страны,
Где долго в лоно Тишины
Лились его живые слёзы;….
Приведённые строки из VI, VIII – X строф второй главы поэмы говорят нам очень и очень много о Вере самого Пушкина, глубокой Вере в Бога Живаго и в Его Святые Силы.
Так дадим же наконец через два столетия себе труд задуматься над «избранными судьбами, людей священными друзьями», их «Бессмертной Семьёй», что «когда-нибудь озарит нас неотразимыми лучами и одарит Блаженством» наш дольний «мир».
Здесь пред нами в образе юного поэта предстали одновременно любимый преподаватель Царскосельского Лицея А.П.Куницын и его достойный ученик, сам А.С.Пушкин; они здесь оба со своей искренней, чистой, «простодушной, как сон младенца, как мысли девы» праведной Верой в существование бессмертной семьи Богов (или Ангелов).
Что же касается пропущенных нами строк X строфы: «Он пел разлуку и печаль, и нечто и туманну даль, и романтические розы, он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет», то в этом отношении Владимир Ленский ничем не отличался от восемнадцатилетнего Александра Пушкина – приведём в красноречивый пример известное стихотворение 18-летнего поэта:
«Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди забав я часто омрачён,
Зачем на всё подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон.
Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил весёлую любовь
И никого не называю милой –
Кто раз любил, уж не полюбит вновь;
Кто счастье знал, уж не узнает счастья.
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно…» (1817 г.),
Не стоит забывать, что вторую главу «Евгения Онегина» писал 23-летний поэт. Очень жаль, что из беловой рукописи по неизвестным нам причинам были из второй главы при напечатании исключены три строфы X, XI, XII. В сих строфах осуждались поэтом певцы «порочных забав, слепого наслажденья, впечатлений дней своих блажных»… Обращаясь к ним непосредственно в XII строфе Пушкин пишет:
«Несчастные, решите сами,
Какое ваше ремесло;
Пустыми звуками, словами
Вы сеете разврат и зло.
Перед судилищем Паллады
Вам нет венца, вам нет награды,
Но вам дороже, знаю сам,
Слеза с улыбкой пополам.
Вы рождены для славы женской,
Для вас ничтожен суд молвы –
И жаль мне вас… и милы вы,
Не вам чета был гордый Ленский:
Видео "Гавриилиада - причина злоключений Пушкина",
http://www.youtube.com/watch?v=8DCt5AlDLAc
Видео "К 215-летию Пушкина. Гавриилиада",
http://www.youtube.com/watch?v=nvmhl9PEEuI