Время собирать камни… Эту библейскую мудрость часто теперь приходится слышать. Полностью осуществился план Даллеса.
Россию опустили «ниже плинтуса», своими же руками наивные россияне всё распилили, разобрали, растащили, распродали, разорили и т.д. и т.п.
Уж кажется не осталось ничего Святого. Но ведь жизнь-то продолжается, растут и рождаются дети. Хорошие дети. И придётся всё-таки камни собирать. И нам, и нашим детям. Нужно торопиться.
Неподалёку от Красного Холма, что в "Тверской Сибири" на окраине области, лежит в руинах Святыня – Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Через считанные дни исполнится 550-лет со дня его основания. Ещё в конце прошлого года администрацией района заявлена большая юбилейная программа:
«Торжественное открытие выставки, посвященной Антониеву монастырю, в местном краеведческом музее; литургия в Николо-кладбищенской церкви в День памяти преподобного Антония Краснохолмского; премьерный показ нового документального фильма о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре в межпоселенческом Доме народного творчества; творческая встреча со съемочной группой этого фильма; проведение конференции в Краснохолмском краеведческом музее «Святыни краснохолмской земли»; организация выставки о краснохолмском монастыре в областном краеведческом музее, проведение пресс-конференции, ; организация выставки документов из фонда Николаевского Антониева монастыря в государственном архиве Тверской области; организация археологических раскопок на территории Антониева монастыря; издание буклета, посвященного Антониеву монастырю; издание книги-сборника статей о монастыре; проведение бесед в учебных заведениях района, посвященных истории Антониева монастыря. Цель всех этих мероприятий - привлечение широкого внимания к истории монастыря, к его святыням и бедственному нынешнему состоянию его архитектурных памятников»
Владимир БЕЛЯКОВ, «Сельская новь» (Красный Холм) 23 ноября 2010г.
Но когда районные депутаты спросили главу района В.Ю. Журавлёва о том, как будут отмечать историческую дату, Виктор Юрьевич ответил, что денег в районном бюджете нет и не предвидится… Уж если не нашлось денег на пожарную сигнализацию в сельских клубах и на новогодние праздники они стояли закрытыми , и по этой причине в них били стёкла, то уж не до жиру…
Разрушать монастырь с энтузиазмом принялись ещё в 30-е годы, ну а потом всё пошло по инерции. Еще в начале перестройки в келейных корпусах жили люди и радовались теплу и уюту. Но однажды из кабинетов местного «белого дома» прозвучала команда – выселить. Ну а коли здания не нужны ни власти, ни церкви, то и люди распорядились по-хозяйски…
Сначала краеведы занялись загадочной историей Ситской битвы, а затем и историей монастыря. Возникло множество вопросов.
Почему монастырь понадобилось строить именно в этом болотистом месте при слиянии двух рек? Знаменитый мужской Краснохолмский монастырь(1461-1930 гг), что в трёх километрах от города Красного Холма, пожалуй единственный из подобных архитектурных ансамблей, был возведен на искусственной насыпной площадке между реками Неледина и Могоча у их слияния.
Площадка имеет высоту в 2,5 сажени , длину 67 сажень , и ширину 45 сажень. Возникает закономерный вопрос, зачем в основание монастыря нужно было завозить 1,5 тысячи вагонов земли по 60 тонн и что - то засыпать? Не с целью ли сокрыть место сражения? А может монастырь сознательно, с целью прославления Русского воинства строили «на крови»?
Кто же основал Холмский монастырь, который в разные времена величали и Бежецким, и Антониевым очевидно с единственной целью скрыть подлинных его владельцев и строителей?
Само название : Николаевский-Антониев уже наводит на размышления. Прежде всего вызывает удивление наименование монастыря в честь двух святых : Святителя Николая архиепископа Мирликийского и некоего инока Антония?
В России известно три десятка мужских Николаевских монастырей и больше дюжины женских, но, ни один из этих монастырей не удостоился чести освящаться сразу во имя двух святых.
Никто не знает подробностей жития Антония Краснохолмского, так же, впрочем, как и Нектария Бежецкого, пришедших в наши места в одно, и тоже время, но не ведавших друг о друге. Это тем более странно, потому как недалеко от Твери в середине XV ст. был и другой Нектарий, житие которого достаточно известно.
Умалчивает история и о том, кто же пригласил монахов из Белаозерья в свою вотчину? Князья Холмские, Тверские или князья Московские?
По летописям, тем, что сохранились, известно, что в 1461 году, за год до смерти Василия Тёмного, отписывают (бесхозные?) бежецкие земли Великому князю Андрею Угличскому и с этой исторической даты начинается история монастырей в Бежецке и Холме.
Нектарий приходит из Кирилло-Белозёрского монастыря в Бежецк и основывает там Введенскую пустынь в то же самое время, что и Антоний, пришедший из того же монастыря, основывает под Красным Холмом Николаевскую пустынь в том же 1461г.
Летописец XVII ст. Николо – Антониевого Краснохолмского монастыря поминает ктитором и основателем монастыря своего современника доброхотного пожертвователя из рода Нелединских-Мелецких, но не Андрея Угличского и не князей Холмских, и не князей Сицких, и не бояр Шереметевых, князей и бояр не только связанных дружбой, но и семейными узами: все потомки Андрея Константиновича Шереметя – Иван, Василий и Борис присутствовали на свадьбе Василия Даниловича Холмского и любимой дочери Ивана III Софии (Феодосии) Ивановны 13 февраля 1500г.
Они находились среди ста других боярских детей в поезде с женихом… История умалчивает о приданном Софии, о богатствах и имениях Холмских князей. Остались лишь воспоминания об их владениях на севере в бывших землях Великого Новгорода, более чем в ста верстах к западу от Красного Холма: волость Лощемля на Мологе и волость Кострецы на притоке Волчины - Тифине в Вышневолоцком уезде Тверской губернии (данные краеведа Ю.М.Смирнова).
Ктитором же Николаевского Антониева монастыря вопреки всему называют некоего Афанасия Нелединского-Мелецкого, коий согласно «Разрядной книге» Бекетова являлся дружинником Андрея Константиновича Шереметя.
Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» (т.VI стлб.87, прим.201, М.1989) цитирует «Разрядную книгу»: «… по его Государеву изволению распущены из княжеских дворов и из боярских служивые люди, и тут им имена, кто чей бывал, как их поместил государев писец Дмитрий Китаев….Мустафины, Татьянины, Нестеровы, Нороватые, Нелединские: те шереметевские послужильцы 5 семей».
Исследователи, изучавшие происхождение рода Нелединских-Мелецких: БугановВ.И. «Разрядные книги последней четверти XV- нач. XVIIв.в., как исторический источник» М.1962; Бычкова М.Е. «Родословные книги XVI-XVII в.в. как исторический источник» М. 1975; она же, «Польские традиции в русской генеалогии XVIIв.» (журнал «Советское славяноведение»,1981,№5), установили, что в конце XVII столетия Нелединские-Мелецкие при помощи подложных грамот со ссылкой на легендарного выходца из Польши Станислава Мелецкого пытались доказать древность и знатность своего рода.
Палата родословных дел, куда Нелединские-Мелецкие представили свои документы, признала Родословную их фальшивой, установив, что Станислав Мелецкий, из Польши никуда не выезжал. (Исаков В.З. Примечания к «Памятникам литературы древней Твери», Тв.2002г. стр.248-250).
Вероятно, фамилия Нелединских-Мелецких образовалась от местных гидронимов, речек Неледины и Мелечи, притоках реки Могочи, на которой стоит Краснохолмский Николаевский монастырь.
Это предположение высказал ещё в конце XIXв. историк А.К.Жизневский (« Древний архив Краснохолмского Николаевского монастыря» М. 1879).
Однако Мелецким-Нелединским до сих пор по привычке продолжают приписывать воеводства и наместничества в Вологде, Устюжне, Бежецке, Угличе, Ржеве, Нижнем Новгороде… ???!
Возвышение Нелединских связано скорее всего с опричниной, именно тогда в XVI ст. Нелединские получили вотчины от Иоанна Грозного в районе Удомельских озёр, в уделах князей Холмских (Рюриковичей) и бояр Юрьевых (Романовых).
На этом фоне обладание Нелединскими землями Бежецкого Верха столетием позже казалось вполне правдоподобным… Но где бы и когда ни писалась история Краснохолмского монастыря начинается она с доброхотных даров странствующему монаху Антонию, родовитыми Нелединскими, которых в конце XV столетия здесь не было и в помине…
Итак, в 1461г. некий старец Антоний основал Никольскую пустынь и построил деревянный храм. И уже в 1481г. приступил к строительству белокаменного Никольского собора на месте деревянного??!
Вспомним, что белокаменный собор в монастыре, основанном Сергием Радонежским построили через сто лет после его смерти, а Антоний Краснохолмский (Холмский) за год до своей смерти в 1481 году, пригласив итальянских мастеров, начал строительство белокаменного Никольского собора?!
Кто же такой Антоний: безымянный монах, или родовитый боярин принявший монашество на склоне лет? А может быть это сам Дмитрий Красный, сын Ивана Всеволодовича Холмского и Анастасии Дмитриевны Донской?
Конец XV века - это конец истории Холмского княжества.
А белокаменные храмы монастыря и его крепостные стены были возведены во время княжения славного сына князя Дмитрия Юрьевича Холмского «болшего боярина Московского» Данилы Дмитриевича, победителя новгородцев в битве при р. Шелони 1471 года, предводителя русского войска в стоянии на р. Угре вместе с Иваном Молодым в 1480, взявшего Казань в 1487 году.
Его сын Василий Данилович так же был «болшим боярином Московским» и воеводой Московским и царь Иван III-ий отдал ему в жёны свою любимую дочь Феодосию.
Это бракосочетание 1500 года отмечено как наиболее представительное и богатое в русских летописях и у Н.М. Карамзина. Данила Дмитриевич Холмский привёз с собою в Москву в 1487 году (более чем за 60 лет до взятия Казани Иваном Грозным) татарских мурз? и с того времени лобная площадь перед московским Кремлём стала величаться Красной.
Не в честь ли отца нашего славного Холмского воеводы – Дмитрия Юрьевича Красного покраснел пустырь перед Кремлём?! Кто победил на Шелони ? Кто покорил ливонцев в 1477г.? Кто выстоял на Угре? Кто взял Казань?
- Данила Дмитриевич Холмский после удачных военных походов, скорее всего имел огромные богатства (во всяком случае не меньшие чем у Андрея Горяя Угличского ) и мог вложить их в строительство каменных храмов, тем паче, что знатному воеводе Московскому Даниилу царь приказал не отъезжать со двора и отказаться Верноподданической Грамотой от наследственных имений.
Но не мог же Иоанн III запретить боярину основать монастырь и начать строительство белокаменного собора, подобного московскому в своей родовой вотчине...
Может быть, недаром второй по времени белокаменный храм был освящен в честь покровителя
| Помогли сайту Реклама Праздники |