Произведение «Взять или дать?» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 1110 +1
Дата:

Взять или дать?

    Время собирать камни…  Эту библейскую мудрость часто теперь приходится слышать.  Полностью осуществился план Даллеса.    
        Россию опустили «ниже плинтуса»,  своими же руками наивные россияне всё распилили, разобрали,  растащили, распродали, разорили и т.д. и т.п.  
       Уж кажется не осталось ничего Святого. Но ведь жизнь-то продолжается, растут и рождаются дети.  Хорошие дети.  И придётся всё-таки камни собирать.  И нам, и нашим детям.  Нужно торопиться.
       Неподалёку от Красного Холма, что в "Тверской Сибири" на окраине области, лежит в руинах Святыня  – Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь.  Через считанные дни  исполнится  550-лет  со дня его основания.  Ещё в конце прошлого года администрацией района заявлена большая юбилейная программа:

        «Торжественное открытие выставки, посвященной Антониеву монастырю, в местном краеведческом музее; литургия в Николо-кладбищенской церкви в День памяти преподобного Антония Краснохолмского; премьерный показ нового документального фильма о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре в межпоселенческом  Доме народного творчества; творческая встреча со съемочной группой этого фильма; проведение конференции в Краснохолмском краеведческом музее «Святыни краснохолмской земли»; организация выставки о краснохолмском монастыре в областном краеведческом музее, проведение пресс-конференции, ; организация выставки документов из фонда Николаевского Антониева монастыря в государственном архиве Тверской области; организация археологических раскопок на территории  Антониева монастыря; издание буклета, посвященного Антониеву монастырю; издание книги-сборника статей о монастыре; проведение бесед в учебных заведениях района, посвященных истории Антониева монастыря. Цель всех этих мероприятий - привлечение широкого внимания к истории монастыря, к его святыням и бедственному нынешнему состоянию его архитектурных памятников»  
    Владимир БЕЛЯКОВ, «Сельская новь» (Красный Холм) 23 ноября 2010г.

      Но когда районные депутаты спросили главу района В.Ю. Журавлёва о том, как будут отмечать историческую дату, Виктор Юрьевич ответил, что денег в районном бюджете нет и не предвидится… Уж если не нашлось денег на пожарную сигнализацию в сельских клубах и на новогодние праздники они стояли закрытыми , и по этой причине в них били стёкла, то уж не до жиру…
      Разрушать монастырь с энтузиазмом принялись ещё в 30-е годы, ну а потом всё пошло по инерции. Еще в начале перестройки в келейных корпусах жили люди и радовались теплу и уюту.  Но однажды из кабинетов местного «белого дома» прозвучала команда – выселить. Ну а коли здания  не нужны ни власти, ни церкви, то и люди распорядились по-хозяйски…              
      Сначала краеведы занялись загадочной историей Ситской битвы, а затем и историей монастыря. Возникло множество вопросов.
      Почему монастырь понадобилось строить именно в этом болотистом месте при слиянии двух рек?   Знаменитый мужской  Краснохолмский  монастырь(1461-1930 гг), что в трёх километрах от города Красного Холма, пожалуй единственный из подобных  архитектурных ансамблей, был возведен на искусственной насыпной площадке между реками  Неледина  и Могоча у их слияния.
       Площадка имеет высоту  в  2,5 сажени , длину  67 сажень , и ширину 45 сажень. Возникает  закономерный вопрос, зачем в основание монастыря нужно было завозить  1,5 тысячи вагонов земли по 60 тонн и что - то засыпать? Не с целью ли сокрыть место сражения? А может  монастырь сознательно, с целью прославления Русского воинства  строили  «на крови»?
       Кто же основал Холмский монастырь, который в разные времена величали и Бежецким, и Антониевым  очевидно с единственной целью скрыть подлинных его владельцев и строителей?  
       Само название : Николаевский-Антониев уже наводит на размышления. Прежде всего вызывает удивление наименование монастыря в честь двух святых :  Святителя Николая архиепископа Мирликийского и некоего  инока Антония?
          В  России  известно три десятка мужских Николаевских монастырей и больше дюжины женских,  но, ни один из этих монастырей не удостоился чести  освящаться  сразу во  имя двух святых.
       Никто не знает подробностей жития  Антония Краснохолмского, так же, впрочем, как и  Нектария  Бежецкого, пришедших  в наши места в одно, и тоже время, но не ведавших друг о друге. Это тем более странно, потому как недалеко от Твери в середине XV ст. был и другой  Нектарий, житие которого достаточно известно.
          Умалчивает история  и о том, кто же пригласил монахов из Белаозерья в свою вотчину?  Князья Холмские, Тверские или князья Московские?    
        По летописям, тем, что сохранились, известно, что в 1461 году, за год до смерти Василия Тёмного, отписывают (бесхозные?)  бежецкие земли  Великому князю Андрею Угличскому и с этой исторической даты начинается история монастырей в Бежецке и Холме.
        Нектарий приходит из Кирилло-Белозёрского монастыря в Бежецк  и основывает там Введенскую пустынь в то же самое время, что и Антоний, пришедший из того же монастыря, основывает под Красным Холмом Николаевскую пустынь в том же 1461г.        
        Летописец XVII ст. Николо – Антониевого Краснохолмского монастыря поминает ктитором  и основателем монастыря своего современника доброхотного пожертвователя из рода Нелединских-Мелецких, но не Андрея Угличского и не князей Холмских, и не князей Сицких, и не бояр Шереметевых,   князей и бояр не только связанных дружбой, но и семейными узами:  все потомки Андрея Константиновича Шереметя – Иван, Василий и Борис присутствовали на свадьбе Василия Даниловича Холмского и любимой дочери Ивана III Софии (Феодосии) Ивановны 13 февраля 1500г.  
        Они находились среди ста других боярских детей в поезде с женихом…  История умалчивает о приданном Софии, о богатствах и имениях Холмских князей. Остались лишь воспоминания об их владениях на севере в бывших землях Великого Новгорода, более чем в ста верстах к западу от Красного Холма: волость Лощемля на Мологе и волость Кострецы на притоке Волчины - Тифине в Вышневолоцком уезде Тверской губернии (данные краеведа Ю.М.Смирнова).
           Ктитором  же Николаевского Антониева монастыря вопреки всему называют некоего Афанасия Нелединского-Мелецкого, коий согласно «Разрядной книге» Бекетова являлся дружинником  Андрея Константиновича Шереметя.  

       Н.М.Карамзин  в  «Истории государства Российского» (т.VI стлб.87, прим.201, М.1989) цитирует «Разрядную книгу»: «… по его Государеву изволению распущены из княжеских дворов и из боярских служивые люди, и тут им  имена, кто чей бывал, как их поместил государев писец  Дмитрий Китаев….Мустафины, Татьянины, Нестеровы, Нороватые, Нелединские: те шереметевские послужильцы 5 семей».  
         Исследователи, изучавшие происхождение рода Нелединских-Мелецких: БугановВ.И.  «Разрядные книги последней четверти XV- нач. XVIIв.в., как исторический источник» М.1962;  Бычкова М.Е. «Родословные книги XVI-XVII в.в. как исторический источник» М. 1975;  она же, «Польские традиции в русской генеалогии XVIIв.»  (журнал «Советское славяноведение»,1981,№5), установили, что в конце XVII столетия Нелединские-Мелецкие при помощи подложных грамот со ссылкой на легендарного выходца из Польши Станислава Мелецкого пытались доказать древность и знатность своего рода.
         Палата родословных дел, куда Нелединские-Мелецкие представили свои документы, признала Родословную их фальшивой, установив,  что Станислав Мелецкий,  из Польши никуда не выезжал. (Исаков В.З. Примечания к «Памятникам литературы древней Твери», Тв.2002г. стр.248-250).
         Вероятно, фамилия Нелединских-Мелецких образовалась от местных гидронимов, речек Неледины и Мелечи, притоках реки Могочи, на которой стоит Краснохолмский Николаевский монастырь.  
         Это предположение высказал ещё в конце XIXв. историк А.К.Жизневский (« Древний архив Краснохолмского Николаевского монастыря» М. 1879).
         Однако Мелецким-Нелединским до сих пор по привычке продолжают приписывать воеводства и наместничества в Вологде, Устюжне, Бежецке, Угличе, Ржеве, Нижнем Новгороде… ???!
          Возвышение Нелединских связано скорее всего  с опричниной, именно тогда в XVI ст. Нелединские получили вотчины от Иоанна Грозного в районе Удомельских озёр, в уделах князей Холмских (Рюриковичей) и бояр Юрьевых (Романовых).  
         На этом фоне обладание Нелединскими землями Бежецкого Верха столетием позже  казалось вполне правдоподобным…  Но где бы и когда ни писалась история Краснохолмского монастыря начинается она с доброхотных даров странствующему  монаху Антонию, родовитыми Нелединскими, которых в конце XV столетия здесь не было и в помине…  
         Итак, в 1461г. некий старец Антоний основал Никольскую пустынь и построил деревянный храм. И уже в 1481г. приступил к строительству белокаменного Никольского собора на месте деревянного??!
         Вспомним, что белокаменный собор в монастыре, основанном Сергием Радонежским построили через сто лет после его смерти, а Антоний Краснохолмский (Холмский) за  год до своей смерти в 1481 году, пригласив итальянских мастеров, начал строительство белокаменного  Никольского собора?!  
         
        Кто же такой Антоний: безымянный монах, или родовитый боярин принявший монашество на склоне лет? А может быть это сам Дмитрий Красный, сын Ивана Всеволодовича Холмского  и Анастасии Дмитриевны Донской?
         Конец XV века - это конец истории Холмского княжества.
   А белокаменные  храмы монастыря и его крепостные стены были возведены во время княжения славного сына князя Дмитрия Юрьевича Холмского «болшего боярина Московского» Данилы Дмитриевича, победителя  новгородцев в битве при  р. Шелони 1471 года,  предводителя русского войска в стоянии на  р. Угре вместе с Иваном Молодым в 1480,  взявшего  Казань в 1487 году.  
         Его сын Василий Данилович так же был  «болшим боярином Московским» и воеводой  Московским и царь Иван  III-ий отдал ему в жёны свою любимую дочь  Феодосию.
         Это бракосочетание 1500 года отмечено как наиболее представительное и богатое в русских летописях и у  Н.М. Карамзина.  Данила Дмитриевич Холмский  привёз с собою в Москву в 1487 году (более чем за  60 лет до взятия  Казани Иваном Грозным) татарских мурз?  и с того времени лобная площадь перед  московским Кремлём стала величаться  Красной.
         Не в честь ли отца нашего славного  Холмского воеводы – Дмитрия Юрьевича Красного покраснел пустырь перед Кремлём?!  Кто победил на Шелони ?  Кто покорил ливонцев в 1477г.?  Кто выстоял на Угре?  Кто взял Казань?    
       - Данила Дмитриевич Холмский после удачных военных походов,  скорее всего имел огромные богатства (во всяком случае не меньшие чем у Андрея Горяя Угличского ) и мог вложить их в строительство каменных храмов, тем паче, что знатному воеводе Московскому Даниилу царь приказал не отъезжать со двора и отказаться Верноподданической Грамотой от наследственных имений.
         Но не мог же Иоанн III запретить боярину основать монастырь и начать строительство белокаменного собора, подобного московскому в своей родовой вотчине...
         Может быть, недаром  второй по времени  белокаменный храм был освящен в честь покровителя

Реклама
Реклама