Произведение «Армейский бизнес по-сибирски.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 3.5
Баллы: 2
Читатели: 528 +1
Дата:

Армейский бизнес по-сибирски.

                                                                                                                                                                                                 Б.Д. Сподынюк.
                                                                                                                                                                                    Армейский бизнес по-сибирски.
                                                                                                                                                                                                       Рассказ.

              События, о которых я хочу вам рассказать происходили в 1965 году, когда понятие слова «бизнес» было крамолой в государстве развитого социализма. Любое проявление предпринимательской деятельности советского человека назывались словом  «Спекуляция» и борьба с этим буржуазным явлением велась всей мощью государства бескомпромисно.  
             Правда были ещё подпольные цеха, которые шили одежду и обувь.  Изделия этих цехов  были гораздо лучше тех, что выпускало государство. Государственным ширпотребом, как тогда назывались товары повседневного спроса, были забиты все магазины и население, конечно, покупало это уродство, ведь другого не было. Цеховиков, тогда, государство преследовало с яростью, так как видело в них зачатки буржуазного общества. А в стране развитого социализма этого явления нет и не должно быть. Поэтому цеховиков ловили и сажали в тюрьмы.
           Меня призвали на службу в вооружённые силы в 1964 году и я, окончив ШМАС (школа младших авиационных специалистов), был направлен в автомобильный батальон аэродромного обслуживания для дальнейшего прохождения службы. Я был в звании сержанта и меня назначили заместителем командира взвода в автомобильной роте.
           Наш батальон был вспомогательной структурой предназначенной обеспечивать полёты самолётов полка истребителей перехватчиков, которые несли охрану советской границы от Румынии до Крыма.
         В батальоне было три роты. Автомобильная рота, аэродромная рота и рота охраны.
         Соответственно названиям, каждая из рот обеспечивала свой участок. Авторота обеспечивала необходимую автомобильную технику для заправки самолёта топливом, его буксировки из ангара на ВПП (взлётно-посадочную полосу) и обратно. Были машины для запуска двигателя самолёта, для заправки его системы против обледенения, для заправки тормозной системы самолёта.
         Ежедневно на обслуживание полётов выезжало более тридцати автомобилей.
         Аэродромная рота отвечала за состояние ВПП, рулёжных дорожек, ангаров, аэродромное освещение. Однако, у них, так же, была снегоуборочная техника, и пару машин для сушки ВПП. Мне всегда нравилось смотреть, как эта машина сушит взлётно-посадочную полосу. Представьте себе обыкновенный ЗИЛок у которого вместо кузова установлен реактивный двигатель, на выхлопное сопло которого установлен специальный раструб выхлопных газов, имеющий конфигурацию насадки пылесоса. Это было сплошное удовольствие  наблюдать, как эта машина с воющим реактивным двигателем, как у самолёта взлетающего на форсаже, за две минуты высушивала лужу на ВПП глубиной  несколько сантиметров.
         Рота охраны обеспечивала безопасное проведение полётов в части ограничения допуска в зону полётов лиц, не имеющих права находиться в этой зоне. На неё возлагалась, так же, охрана самолётов на аэродроме, их ангаров, складов с боеприпасами и топливом, дежурного звена и всех помещений, находящихся на территории  аэродрома. Если мы, автомобилисты и аэродромщики, имели какие-то выходные дни, то рота охраны ходила через день в караул, без выходных и праздников. Только на один праздник, - Новый год, мы, по очереди с аэродромщиками, подменяли роту охраны.
        И вот в 1965 году в нашу роту прибыло молодое пополнение. Ребята очень высокие, ширококостные, белобрысые с голубыми глазами. Говорили они, немного, окая, а прибыли откуда-то из-за Урала. Ну и я, как заместитель командира первого взвода, был назначен провести с ними курс молодого бойца и ко дню принятия ими присяги привести их не как зелёных салажат, а как бойцов способных выполнить любое боевое задание.
       Мне ещё тогда понравился один парень. Фамилия у него была Манаенко, звали Григорий Евпатович. Рост у него был метр восемьдесят восемь сантиметров. Двух сантиметров не дотянул до получения двойной порции питания. Очень спокойный, уравновешенный характер, сто процентный блондин с прямым крупным носом и ровными белоснежными зубами. Синие глаза, под коротким белым чубчиком, сверкали внутренним светом и показывали наличие в голове мыслей. Фигура атлета и сила в руках у него была недюжинная. Очень хозяйственный. У него всегда и всё было. Я имею в виду те хозяйственные мелочи, наличие которых у солдата обязательно.
             Сразу после прохождения курса молодого бойца и принятия присяги всем новобранцам выдали оружие и закрепили за ними технику, с которой они будут выезжать на полёты и обслуживать их.
            Манаенко назначили водить топливозаправщик ТЗ-200. Это был МАЗ с двигателем ЯМЗ-236 на котором была установлена цистерна для авиационного керосина емкостью семь тонн.
          После вручения ему машины и карабина СКС, он и с тем и с другим навёл порядок, и за всё время его службы  заместитель командира роты по технической части никогда не имел к машине, закреплённой за Манаенко, никаких претензий. Она была всегда на ходу, вымыта и смазана.
         Однажды, необходимо было проверить, как летает стажёр из Венгрии, полёты общие не планировались и, командир роты послал Манаенко всего за одной тонной авиационного керосина. А система заправки самолёта была такова. Топливозаправщик привозил со склада горючего керосин, подходил лаборант и ему, в специальную колбу, наливали из топливозаправщика литров пять керосина. Лаборант ставил колбу с керосином в специальную центрифугу, которая показывала наличие в топливе мельчайших частиц, из-за которых двигатель самолёта в полёте мог отказать. Если всё было в порядке, привезенным топливом заправляли самолёт, если же лаборант находил хоть мельчайшую соринку, то привезенный керосин сливался в овраг на краю аэродрома и машина направлялась на мойку и чистку цистерны.
           И когда Манаенко привёз заказанную тонну керосина и лаборант забраковал это топливо и направил Манаенко в сторону оврага для слива авиационного керосина, хозяйская душа Григория Евпатовича взбунтовалась.  Он, вместо того чтобы слить керосин в овраг, повез его в молдавскую деревню Слободзея, которая находилась в шести километрах от аэродрома.
           Тогда керосин, который привозили в сёла был низкого качества, примусы и керогазы коптили и забивались. Стоил литр такого керосина шесть копеек. Манаенко остановил свой топливозаправщик посреди села и тут же жители облепили машину с банками, бидонами, бочками и другими ёмкостями. Манаенко продавал чистейший авиационный керосин по пять копеек за литр и за час тонну керосина размели. Через час цистерну его машины уже мыли и вытирали солдаты специального подразделения химических войск.
            Полёт венгерского стажера перенесли на следующий день, и Манаенко, с чистой совестью, поставил машину в гараж. Потом на вырученные деньги накупил свежих булочек, огурчиков и помидорчиков, яблок и винограда, конфет, зефира в шоколаде, пол ящика печенья и всё это разложил в столовой на столах всех трёх рот батальона. В этот день обед у батальона был не хуже, чем у лётчиков, с шоколадом свежими витаминами и сладостями.
           Старшина нашей роты, по простоте душевной, даже предположил, что Манаенко нашёл клад и долго к нему цеплялся, чтобы он рассказал, где спрятан клад.
            Манаенко сказал ему, что его родственник, будучи проездом в Тирасполе, дал ему пятьдесят рублей.
            Старшина сделал вид, что поверил Грише, но огоньки жадности в глазах его не потухли.
          Из всего батальона только несколько друзей Манаенко знали об этой операции Гриши. В их числе был и я. Невзирая на то, что я уже служил второй год, а Гриша первый мы с ним подружились.
           - Ты понимаешь, - объяснял мне Гриша мотив своего поступка, - ну разве это по государственному, разве это по хозяйски, взять и вылить керосин высокого качества в овраг?
             А сейчас, в Слободзее, у людей примусы и керогазы не забиваются, горят весёлым, синим огоньком. И взял за эту прелесть я с них на копейку меньше, чем они платят за керосин низкого качества. За эти деньги мы подкормили целый батальон. Не знаю как тебе, но мне не хватает того, чем нас кормят в столовой. И не только мне, а и многим ребятам из нашего призыва. Родители у нас не богаты им трудно, часто, собирать и присылать нам посылки. А так никто не в убытке. Керосин народу, деньги солдатам на добавку к пайку, чтобы мы могли, достойно, защищать наш народ.
         - Гриша, - резонно ответил я ему, де-факто ты прав, де-юре тебя могут взять за задницу, и предъявить тебе обвинение, что керосин ты продал с целью личного обогащения. И никому ты не докажешь, что действовал по-хозяйски с целью принести пользу людям, народу этого государства, который мы с тобой защищаем. Партократия и бюрократия – вот те слоны, на которых держаться авторитарные режимы. Так что, Гриня, завязывай с этой торговлей и не буди лихо, пока оно тихо.
       - Так что, ты предлагаешь сливать народное добро в овраг? – горячо возмутился Гриша, - я пойду на партсобрание батальона и там выскажусь.
      - Боже тебя упаси Гриня, - заволновался я, - это всё равно, что самому лезть волку в пасть. Ты что не знаешь методов КПСС? Ты думаешь, что никто из партийного руководства не знает, что мы сливаем керосин в овраг? Они тут же сделают тебя сумасшедшим и определят в дисциплинарный батальон, где, быстренько, сделают из тебя овощ, который будет сидеть, и пускать слюни. Выброси это из головы! Один раз прошло и хватит. Договорились?
      - Договорились, - буркнул Гриша.
         Прошло два месяца после этого случая. Грише за успехи в боевой и политической подготовке, отличное содержание закреплённой за  ним техники объявили отпуск на десять суток с выездом на родину. Он начал готовиться. Была у него девушка там где-то за Уралом, и он решил привезти ей подарок, комплект очень красивого женского белья, которое ни за какие коврижки нельзя было купить на его родине. Этот комплект стоил шестьдесят пять рублей потому, что был импортный. А  Гриша, кроме своих земляков, через меня сдружился ещё с тремя одесситами. Это был - командир отделения аэродромной роты -  Дима Чавдар. Командир отделения автороты -  Володя Скрипцов. Заместитель командира взвода роты охраны -  Валера Ермолович.
       В то время денежное содержание в армии у заместителя командира взвода составляло тринадцать рублей восемьдесят копеек. У командира отделения -  десять рублей восемьдесят копеек. А у рядового солдата -  три рубля восемьдесят копеек. Следовательно, скинувшись все, мы могли насобирать только сорок девять рублей, оставаясь сами без копейки денег. Но мы решили, что как-нибудь выкрутимся, подарок для Гришиной девушки важнее. Но нам, всё-таки, не хватало шестнадцати рублей. Я предложил позвонить моему отцу, чтобы срочно выслал нам недостающие деньги. Для этой цели нужно было выйти на пункт связи из Тирасполя в Одессу. У нас был знакомый связист из ЗАС, (засекреченная автоматическая связь)

Реклама
Реклама