Произведение «Работа над ошибками (по страницам дневника сельского учителя)»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Темы: дневник
Сборник: Культура дневниковедения
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 869 +1
Дата:
Предисловие:
«…Бедна история нашего учителя дореволюционной
и пореволюционной школы счастливыми минутами»

Из дневника сельского учителя М.Ф. Саввина. 1925-1928 гг.

Работа над ошибками (по страницам дневника сельского учителя)

Цитата (запись за 6 августа 1925 г.):

«Сколько переживаний встречается с вопросом по выселению братьев Зайцевых из Машинского общества (невольно припоминается ограничение земли, как тогда, так и сейчас слышится ропот: одному нужно больше всех). 2 августа 1925 г. в воскресенье ходил уполномоченным от об[щест]ва на суд. Однако на суде наше дело не разбиралось, потому что мы с гр[аждани]ном дер. Машино Поваренковым Егором Максимовичем решили его на суде не разбирать, как неподсудное нарсуду, что мы выяснили в беседе с защитниками. Все же дело по выселению решили направить в Московскую губернскую комиссию по выселению бывших помещиков при губисполкоме. Везде, смотришь, деньги играют важную роль, когда мы было пошли переговорить с защитником по нашему делу, он наотрез отказался: «Я занят и веду защиту Зайцевых». Нам оставалось одно – защищаться самим и давать отбой защитнику.
При дальнейшей беседе выяснилось, что наше дело малоподсудно нарсуду, что мной было сказано выше. Меня смущает одно, как падки люди на деньги, посмотришь, кругом тебя идет несправедливость, замечаешь ее, но вывести не в состоянии. Точно самое получилось и у нас с Зайцевыми. Защитник базируется: как крестьян Зайцевых выселить не могут, тогда как мы прекрасно это знаем, что они крестьянами не были и если будут, то на бумаге, а фактически они останутся теми же, что были и раньше. У меня впереди надежда есть, что дело по выселению увенчается успехом, а пока нужно работать и идти по намеченной цели. Для меня это безразлично, будут Зайцевы или нет, но для общества это имеет большое значение: часть крестьян находится в скрытой экономической зависимости от Зайцевых и вопреки своему желанию должны становиться слугами Зайцевых. Эту скрытую зависимость и нужно снять с глаз крестьянства, и очень метко и верно выразился один из наших крестьян: «Из здорового тела нужно выдернуть стержень чирья, иначе он все время будет разносить заразу». Само дело показывает и подтверждает вышесказанные слова: среди некоторых крестьян чувствуется некоторая натянутость и робость, а про женщин и говорить нечего, эти живут одной мыслью, что Зайцевы ни при чем и они должны остаться. К счастью сказать, что немало имеется и честных борцов по этому делу, которые готовы все сделать, лишь бы только выселить Зайцевых. Моя задача поддержать их борьбу и оказать помощь в этом деле. <…>»


«Дело Зайцевых» – ярко выраженная классовая позиция автора. Чувствуется политическая подкованность и чутьё люмпен-пролетария, хорошо подготовленного в марксистских кружках революционной власти. «…немало имеется и честных борцов по этому делу, которые готовы все сделать, лишь бы только выселить Зайцевых.»
Мы видим наглядный пример, когда нравственная категория «честности» уже отброшена как пережиток прошлого, экспроприирована в пользу неимущих чести, когда, огнём и мечом, закладывался новый порядок и правила «жизни по понятиям», укореняясь в сознании масс всерьёз и надолго. А мы лицемерно спрашиваем себя: откуда столько жестокости и беззакония в нашей повседневной жизни. Не с циничного ли учительского «Для меня это безразлично, будут Зайцевы или нет…» начиналось воспитание человека нового типа, плоды которого мы с горечью пожинаем и по сей день, но до сих пор не можем раскаяться и признаться себе в преступности содеянного.

Де-факто, Зайцевы пока ещё существуют. "Де-юре" – их уже нет. Им уже вынесен приговор… Ибо, не суд, и не закон теперь решает их судьбу, а пресловутая «комиссия…» и классовый подход (то есть подход «по понятиям»).

Однако, вольно или невольно, автор признаёт, что эта инициатива исходила не снизу, и не была обусловлена кровожадностью необразованного народа («среди некоторых крестьян чувствуется некоторая натянутость и робость, а про женщин и говорить нечего, эти живут одной мыслью, что Зайцевы ни при чем и они должны остаться…»). Инициатива была в руках наиболее «просвещённой», «сознательной», обработанной большевистской пропагандой части населения, которая несла в себе победоносные идеи Советской власти: «Из здорового тела нужно выдернуть стержень чирья, иначе он все время будет разносить заразу».

Пасынком этой власти, ревностным и последовательным её проводником и был «наш учитель» – оловянный солдатик народного государства, штампованный винтик партийной номенклатуры.
Эксплуатируя философию толпы, мораль и нравственность рабов – ленивых, наивных, слабых и малодушных, ненавидящих сильных и умных соперников, но всегда нуждающихся в вожаке, тиране, диктаторе – партия большевиков прибрала к рукам не только средства производства и национальные богатства страны, – она экспроприировала право распоряжаться жизнью человека, его свободой, мышлением, чувствами, верой. Но в обмен на утраченные ценности сей легковерный и несчастный народ так никогда и не получил обещанного. Кроме собственно диктатуры, несравнимой по жестокости, лицемерию и цинизму ни с одним самодержавным правлением в истории России.

Цитата (запись за 29 апреля 1926 г.):

«Казалось бы, как домохозяевам крестьянам нужно давно обратить на это внимание, но домохозяева почему-то бездействуют. Это доказывает, что наши домохозяева плохие, не умеют беречь своего добра, а раз они не умеют беречь своего добра, то это отражается на развитии их хозяйства: оно не идет вперед, а стоит на одном месте. Без подсобного заработка нашему крестьянину кажется, что он не может прожить, хозяйство его не оправдает, да при том ведении хозяйства вряд ли оно и оправдает. Нужно взяться за хозяйство серьезно, подсчитать, что оно дает в год хозяину и сколько требуется на год для хозяина, подводя баланс, хозяин увидит, оправдает его хозяйство [затраты] или нет, если не оправдает, значит, что-то нужно сделать в хозяйстве, чтобы оно было прибыльнее, только тогда наши крестьяне могут обойтись без побочных заработков в случае, если таковых не будет. <…>»

Настоящего хозяина раскулачили, вот и приходится заниматься словоблудием. Сколько не говори: «халва» – во рту слаще не станет. Нет у вас больше хозяина и теперь уже долго не будет. Зато: всё вокруг колхозное, всё вокруг моё. Мужик-то, при всём его консерватизме и невежестве, интуитивно чувствовал несостоятельность ваших теорий, лживость и лицемерие идеи коллективизации.

К записям за 21 августа и 12 сентября 1928 года:

Будучи кровь и плоть представителем своего времени, личностью, прямо скажем, невыдающейся, может быть, даже не отличающейся высоким профессионализмом, Михаил Фёдорович, тем не менее, вынужден был нести, и вероятно, честно нёс свой нелёгкий крест сельского учителя, а если быть более точным – рядового подвижника, чернорабочего, просвещенца официального соцреализма. Это был деревянный крест над братской могилой несбывшихся надежд, веры в светлое будущее, счастья и равенства на земле, истлевший раньше, чем тела почивших в бозе тиранов.

Да и велик ли был выбор у простого советского гражданина: партия сказала: «Надо!» – торопись взять «под козырёк», а не то загремишь под фанфары, как злостный вредитель, отщепенец и враг народа. Твои же товарищи первыми от тебя отвернутся.

Тем достойнее выглядят его попытки понять, хотя и с наивным предубеждением и с верой в торжество революционных идей, суть происходящего. Уже 29 октября автор находит должным описать в своём дневнике случай, поистине «крамольный», дискредитирующий партийное и советское руководство, но показательный, характерный во внутриполитической атмосфере тех лет: «Приходит ко мне комиссия…»

«Никак не могу записать свои впечатления. Вечно в хлопотах и работе. Как только приходит осень и зима, так некогда оглянуться назад. Тут и учеба, тут и общественные организации, тут и работа в месткоме. Я за последнее время выбран в местком и работаю казначеем. Состою председателем подрайона и членом совета райшколы. Этим, конечно, моя работа не исчерпывается. Не упоминал о ревизионной комиссии, которой иногда приходится уделять по целым дням. Скоро приспеет и партнагрузка. Вертись, как белка в колесе. А работа производственная должна быть на высоте своего положения, иначе у меня будет дутый человек, мало дающий обществу.
Жизнь нашего просвещенца зависит от целого ряда обстоятельств, обстоятельств, складывающихся вне поля зрения просвещенца. Недавно мне пришлось услышать такую историю со слов З.И. Гладышевой: «Приходит ко мне комиссия в составе: секретаря волкома партии и предсельсовета и говорит: «Разрешите нам на часок поговорить с вашими ребятами». «Можно», – сказала, а сама думаю, что бы такое это значило, по каким делам пришла комиссия. Сижу, а время тянется долго-долго. Наконец входит комиссия в комнату и секретарь говорит: «Посмотрите, что написано». Вижу заявление. Да от кого? От учеников моей группы. Читаю: «Мы, ученики А-кой школы, просим уоно снять учительницу с работы, так как она на нас кричит, грубо обращается с нами. Вместо нее просим нашу прежнюю учительницу Л.И. Ш-нову». С заявлением иду к ученикам: «Ребята, вы подписывались к этому заявлению?» «Мы подписывались, но не знаем к чему. Мы не хотим, чтобы вы уходили». Слушаю. Некоторые из учеников всхлипывают. Неловкое положение. «К нам приходили по домам, ну, мы и подписывались, а не думали того, чтобы вас от нас переводили». На этом история закончилась. Но эта история сильно потрепала нервы бедной учительницы. Обвинение, ни на чем не основанное, было адресовано в уоно и случайно попало в руки секретарю волкома, который хорошо знает некоторых учительниц и учителей»
.

Дневник М. Ф. Саввина интересен своей наивностью, идейной содержательностью в попытке автора находиться в струе исторических перемен, активного строительства коммунизма, его искренним, неподдельным желанием поймать направление ветра. Он наглядно иллюстрирует тип личности, гражданина, олицетворявшего эпоху насилия и извращённых ценностей.

Правда, нам, самодеятельным исследователям, неравнодушным к судьбам своего народа, докопаться до исторической правды бывает нелегко. Тем более нелегко, что любая информация, любой документ может быть подтасован ретивыми журналистами и издателями в угоду конъюнктурным и своим меркантильным интересам. Ныне факты подаются тенденциозно, с неизменной сенсационностью, и зачастую, с такими купюрами, которых не могли себе позволить, в своё время, даже махровые партийные функционеры. Пытаться понять, по какому принципу выуживаются из архивных фондов документы, письма и дневники, бывшие дотоле тайной за семью печатями – всё равно, что гадать на кофейной гуще.

Ставка, очевидно, делается на невежество и неразборчивость отечественного потребителя массовой информации, падкого до сенсаций, но не утруждающего себя необходимостью мыслить, привыкшего всё принимать «на веру», в красивой упаковке и «в готовом виде».

2009 г.
Реклама
Обсуждение
     22:09 07.11.2019
Слава!
Что спрашивать с детей,.............

Подпись нужна для того что бы подтвердить что  вы взаимодействовали с документом. Оставив подпись на документе или чеке - вы тем самым подтверждаете что у вас была возможность ознакомится с содержанием документа...
только мы чаще не читаем этот документ...
Подмахнули пером и конец...
Когда-то так сделал Ельцин и его собутыльники...
     20:01 18.12.2013 (1)
Ставка, очевидно, делается на невежество и неразборчивость отечественного потребителя массовой информации, падкого до сенсаций, но не утруждающего себя необходимостью мыслить, привыкшего всё принимать «на веру», в красивой упаковке и «в готовом виде».

Браво! Так оно и есть!)))  
Хорошая статья. Правильная!
     20:24 18.12.2013 (1)
Благодарю Вас, Лизочка. Я очень рад, что моя работа нашла отклик и одобрение в Вашем сердце. Искренне рад.  
     20:32 18.12.2013 (1)
ну да)) я же буржуй, что жуёт рябчики, а вот Петя ...после Смольного, всё ещё с вилами бегает.
Вы уж простите его....заплутал он в дебрях)
     20:47 18.12.2013 (1)
Рот закройте ибо голодранные  пятки видно!
     21:02 18.12.2013 (1)
Дядюшка Фокс, вы своего кота кастрируйте, а то метит и метит, чёрная метка...
     21:11 18.12.2013 (1)
Ведь знаете четко, иСщо , поспорьте ,Вячик, что это кошка и зовут ее Чара...Мало ли ты ее на ПРО в морду лобызал..?
     21:25 18.12.2013 (1)
А вы сами-то ничего не попутали, дядюшка? У Вас же козу Чарой звали...  
     21:29 18.12.2013 (1)
Слава, Вы мой оппонент по жизни, но я же вас дураком не назначал.
     21:36 18.12.2013 (1)
Чё, Петя, перейдём на октаву выше... тады. В самом деле, не я же задал тон.
     21:42 18.12.2013
Иди! Туда!, Куда не ходят поезда..
     13:59 18.12.2013 (3)
Архивариус , блин! Да наша страна /СССР /из дремучести  царской ,стала самой образованной страной  мира  за пару десятков лет Советской власти...Самый умный и читающий народ...Был...Пока всякая купеческая шваль не втюхала насильно "европейские ценности"' типа, ежели ты умный, почему не богатый...?
     20:03 18.12.2013 (1)
Петя, а почему бы тебе в самом деле заводик какой не открыть? Тут ведь дело не только в собственном обогащении, но и в добавочных рабочих местах. Ведь кто-то вааще не умеет думать- не дано, а есть всем хочется)
     20:13 18.12.2013 (1)
Моночка , придет время-на заборах этих заводиков будут висеть их господа...
     20:23 18.12.2013 (1)
Только поэтому ты боишься заработать лишний рубль?)))
Ах, Петенька...киска ты мой трусливый,  залазь мне под мышку, я тебя в обиду не дам..
Или я не русская баба?!....как говорится и в огонь и в полымя...)))
ага...повесят меня  на забор))))...жди апокалипсиса- быстрей дождёшься!)
     20:32 18.12.2013 (1)
Какая же ты русская баба, ежели под мышку, а не топором по голове... Учи там далее своих папуасов с нижнй Волги!
     20:36 18.12.2013 (1)
ну дык...мыж мужиков бережём...совсем их мало осталось...
бегают какие-то  вокруг орангутанги...с палками доисторическими.
А щас я Петя к тебе не равнодушна. Как надоешь, так зарублю))))
     20:45 18.12.2013
А слово зашибешься с мягким знаком или без?
     20:01 18.12.2013 (1)
ай Петя, ай шельмец, ай лукавец
Да наша страна /СССР /из дремучести  царской ,стала самой образованной страной  мира  за пару десятков лет Советской власти...

Вот перед нами «История российская» В. Н. Татищева — книга первая, часть I, напечатанная в типографии Императорского Московского университета в 1768 году. На ней есть запись XIX века: «Сия книга принадлежит деревне Космозерской Погоской крестьянам братьям Вавилиным». Замечу попутно, что в наши дни ценнейшую «Историю» Татищева и в библиотеке профессионального историка редко встретишь

тырк ->> из первого издания БСЭ (1929-30гг),

В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещенияв России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом. В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. [Vernadsky G. 1944. A history of Russia. New Home Library. New York. P. 205].

Первоначальное обучение было бесплатное по закону с самого начала правления Николая, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10.000 школ. В 1913 г. число их превысило 130.000. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование.

В 1916 году уже 80% призывников были грамотными. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны.) [Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N2. 2004 ].

По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе, если не во всём мире. [Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах 1958]

Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии [Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N2. 2004 ]. Следует также отметить, в Царской России студенты платили от 50 до 150 р. в год, т.е. от 25 до 75 долл. в год (курс царского рубля был 2 доллара) - эта плата была меньше, чем в США или Англии в то время.
Более подробно обо всем этом можно прочитать также в книге С. Миронина. Экономика царской России.  

По социальному происхождению в 1914гг студентов из низших слоев (из разночинцев, рабочих \цеховых\ крестьян и пр.) было: в среднетехнических учебных заведениях около 80%, в технических ВУЗах – более 50%, в университетах – более 40%. Доля студентов из низших слоев с каждым годом увеличивалась. [С.В.Волков. «Интеллектуальный слой в советском обществе» (Глава I Интеллектуальный слой дореволюционной России)]

Для сравнения, доля крестьян в 1914гг в университетах была около 14%, в технических ВУЗах даже более 21% , а  в 1977г –  около 11% .  Конечно, отчасти это объясняется общим снижением численности деревенских жителей, но и доля студентов из рабочих семей до 1917г была не намного ниже, чем в 1970-х годах! (24-32% \вместе с мещанами в 1914гг и около 34 % в 1978г.)

По летней переписи 1917 года, проведенной Временным правительством, 75% мужского населения европейской части России было грамотным. А в 1927 году на XV съезде ВКП (б) Крупская жаловалась, что грамотность призывников в двадцать седьмом году значительно уступала грамотности призыва 1917 года. И говорила жена Ленина, что стыдно от того, что за десять лет советской власти грамотность в стране значительно убавилась

По переписи населения 1937 года 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали>>.
При Николае II в народное образование вкладывались огромные деньги. Первоначальное обучение было бесплатное по закону с самого начала правления Николая, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование. В 1916 году уже 80% призывников были грамотными. Грамотность росла очень быстро - в среднем на 2% в год, а после 1913г еще быстрее, так что примерно к 1926 году можно было бы ожидать почти поголовной грамотности. В 1914 году в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов). По сравнению с европейскими университетами и США обучение было недорогим, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии. По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе
     20:07 18.12.2013 (1)
И что? В педиях лазать невеликая доблесть...Мозгов  -то личных нет...
     20:08 18.12.2013 (1)
эммм,   соболезную  
     20:11 18.12.2013 (1)
Рад что вы себе самолично диагноз поставили!
     20:13 18.12.2013 (1)
у-ууууу, Вы ещё и читать не умеете, только сраться
и это Ваш итог советской власти? поздравляю "самый умный и читающий"...
     20:53 18.12.2013 (1)
Только хотел Вас предостеречь, Арджуна, что с дядюшкой шутки плохи, у него "три вышки" (Вы чё, в натуре, не при делах? - Уже весь Рунет знает про три дядюшкиных вышки...) Ан глядь, он меня уже и тут опередил: сам сказал. Правда, о третьей, почему-то, умолчал на этот раз.
А за инфу спасибо. Интересная инфа.
     21:14 18.12.2013
Придется рога стачивать старому корешу.. Правда, за что, он же даже алфавит по пиндоски читает...
     19:23 18.12.2013 (1)
Спасибо, дядюшка, за Ваше мнение. Оно для меня, конечно, не секрет, но всё равно приятно, когда не забывают старые оппоненты и нарываются, ничтоже сумняшеся в своей неизменной правоте, на мои веские контраргументы.
Скажите на милость, а с какого перепугу верные коммунисты-ленинцы отдали на откуп "купеческой швали" с таким трудом и кровью выпестованное дитя? Не в них ли самих, самых продажных политических проститутках, которых только знала история, и кроется секрет гибели "колосса на глиняных ногах"? Или Вы настаиваете, что всякая "шваль" априори была сильнее?
     19:28 18.12.2013 (1)
А були на вас, ЦРэУшного наймита мне драгоценные строчки тратить, на ответ...Майдан в России не пройдет...недаром мы  тут все Пушкина читали...
     19:59 18.12.2013 (1)
Вот достойный ответ истинного большевика. Остаётся только добавить: "Ваше слово, товарищ маузер!" И всё встанет на свои места: Россия на дыбы, Майдан на четвереньки.
Дядюшка, Вы уж как хотите, но знамя революции держите покрепче, а то чем нам ещё козырять придётся перед дряхлеющей Европой. Чем попугать её, шалаву?
     20:09 18.12.2013 (1)
Перечитай моейный стих : "Лизуны", посвященный Вашему Преосвященству..
     20:39 18.12.2013 (1)
Это для меня слишком много чести, дядюшка. Вы оч-чень любезны!
     20:43 18.12.2013
Ну как не порадеть родному  человечку... Стихи ,одгако! Барака Обама!
Реклама