Произведение «Slade в Санкт-Петербурге» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 747 +1
Дата:

Slade в Санкт-Петербурге

21 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге состоялся концерт Slade, самой эксцентричной, шумной и веселой  рок-группы 70-х. В составе, к сожалению, уже давно нет, главных выдумщиков и авторов почти всех песен – Нодди Холдера и Джима Ли, но вторая половина звездного состава все еще в строю.
Дон Пауэлл и Дэйв Хилл, внесшие заметный вклад в создание фирменного, столь узнаваемого саунда Slade, снова в нашем городе.
Шоу, которое на этот раз музыканты привезли в Россию, называется "CUM ON FEEL THE NOIZE", как и одна из самых известных композиций Slade.

В этот раз группа выступает в ДК "Ленсовета", поэтому после сырой ноябрьской тьмы,  так приятно устроиться “под пальмами” (уютное кафе в оранжерее). Здесь за чашечкой кофе можно скоротать время перед концертом, поглядывая в фойе через распахнутые двери. Там, у входа охраняемого секьюрити, толпятся любители автографов и фото сессий с конвертами от виниловых пластинок в руках. А не пройдут ли немного “задержавшиеся” музыканты в гримерки? Надежды тщетны, настоящие профессионалы в это время  уже разми…, т.е. разыгрываются.

О наших гостях много чего написано, в том числе, достаточно обидных и несправедливых строк. Пожалуй, словесные упражнения критиков можно свести к следующему: “музыка из трех аккордов, примитивные песенки для рабочего класса (российский вариант – музыка для ПТУ-шников), дурные манеры и т.д.” Мастерами сценического движения Slade назвать трудно, да и приемы для “зажигания зала” нынешний состав, конечно, использует не самые выигрышные. Этими приемами, по отзывам очевидцев, в совершенстве владел Нодди Холдер, но в данный момент он уже на “пенсии” (У него все хорошо: авторские  поступают без задержек).

А вот что касается музыки, не согласен. Если бы вам пришлось какое-то время общаться с музыкантами, то вы, не сомневаюсь, смогли бы подметить следующие типажи.

Музыкант в совершенстве владеет инструментом, но не обладает способностями к импровизации, композиции. Речь идет не о ласкающем собственный слух попадании в тональность или, например, сверхскоростном движении по блюзовой гамме. Этому, скорее всего, научат еще в музыкальной школе.

В другом случае с такими способностями все в порядке. Музыкант талантливо развивает идеи другого автора, бывает, что заурядная пьеса в результате “прикосновения мастера” становится супер популярной.
Или современная аранжировка старого хита заставляет вспомнить о композиторе, да и соавтор не остается внакладе. Один достаточно известный персонаж как-то признался Нодди Холдеру, что кавер "слэйдовской" песни, принес ему больше денег и известности, чем все предшествующее творчество.

Ну и, наконец, третий тип музыканта. Человек каким-то непостижимым образом способен придумать мелодию, тот самый десяток-другой нот, запоминающуюся цепочку звуков. О Боже, какой примитив! Как все это убого, на “трех аккордах”.

Да такие музыканты зачастую, борясь с собой, убирают неуместные длинноты, отвлекающие сложности, демонстрацию техники владения инструментами (а ведь все это уже придумано, отшлифовано на репетициях, да что там говорить – “просто гениально”), чтобы оставить те самые “три аккорда” и композиция “выстрелила”. А потом миллионы людей, пусть даже и фальшиво, но споют пару строчек в хорошем настроении.

Подводя черту, хочу сказать, что последний абзац уместен по отношению к профессионалам, по отношению к музыкальному бизнесу. Здесь задействовано слишком много людей и денег, и кроме удовлетворения собственных амбиций, следует соблюдать еще и “правила игры”.

Если вы музыкант и у вас все не так, значит вы музыкант-любитель. Быть может - пока, быть может - на все оставшуюся жизнь. Когда начинающий композитор говорит о том, что его не интересуют известность и достаток, а интересует лишь творчество, я понимаю и охотно верю. В данный момент времени. Творчество само по себе приносит огромное удовольствие, вполне сравнимое с …. Многоточие пусть каждый заменит сам. Однако придумать ту самую заветную цепочку звуков, мечта любого музыканта. Даже ради удовлетворения собственных амбиций. А потом вполне возможны и строчки в прессе, и столь приятный “звон монет”. Но у музыканта все остается выбор, например, так и остаться в ранге любителя. Но я о таких ничего не слышал.
И о них, скорее всего, так никто и не узнает.

Пора вернуться к нашим героям.

Slade завоевали  репутацию  одной  из  самых мелодичных  групп   после   The   Beatles,   но, пожалуй,  и  "самой недооцененной” - так уж сложилось. Время было удивительное, такого количества великолепных команд появившихся почти одновременно никогда не было, и, судя по всему,  никогда не будет.

В период с 1971 по 1976 год Slade выдали подряд 17 синглов, вошедших в “двадцатку” британского хит-парада, став первыми, кому удалось хоть как-то приблизиться к рекорду The Beatles — 22 хит-сингла. Все выпущенные в этот период альбомы также отметились в хит-параде Великобритании, а три из них поднялись на первую позицию.

В английской музыкальной прессе тех лет можно было прочитать следующее: "Немного до сих пор было коллективов, которые привнесли  столько радикальных новшеств и изменений в  свой  "сценический образ", отличались бы столь характерным имиджем: одеждой, стилем, манерами".

Детство наших парней мало чем отличалось, все - выходцы из рабочих семей, да и жили они в нескольких милях друг от друга. Ну а биография Нодди Холдера – этому подтверждение.

Невилл Джон Холдер родился 15 июня 1946 года в Уолсолле, небольшом городке индустриального сердца Англии, Черной Страны, как называли ее местные жители. В годы его юности здесь были преуспевающие угольные шахты, сталеплавильные производства с огромными трубами, источающими дым и оставляющие отложения сажи везде, где только можно.
Жители Черной Страны, по его мнению – соль земли английской. Холдер, ныне проживающий в Манчестере, до сих пор гордится мидлендскими корнями.

В школе в возрасте семи лет наш герой получил прозвище Нодди (кивала), наблюдательный одноклассник подметил привычку Невилла молча кивать, когда требовалось сказать “да”.

Первое знакомство с рок-музыкой, а заодно и с Американской мечтой состоялось в 9 лет, когда он увидел фильм “Рок сутки напролет” с Биллом Хейли. Это было настоящим потрясением. Нодди вспоминает, как во время сеанса подростки постарше танцевали и подпевали Биллу и его “Кометам”.

В 12 лет на Рождество родители подарили Невиллу первую гитару, довольно потрепанную вещь из ближайшей “комиссионки”. Мамин знакомый, джазовый гитарист, дал несколько уроков юному музыканту.

В те годы с радиостанциями, транслирующими популярную музыку, было, прямо скажем, “негусто”, и Нодди по ночам слушал Радио Люксембург. Ничего не напоминает? Много лет спустя мальчишки из Советского Союза также слушали музыкальные передачи Би-Би-Си и других “вражеских голосов”.

Потом были группы, играющие каверы Elvis, Little Richard, Shadows, Chuck Berry и других популярных в то время коллективов, уход из школы, работа в аккомпанирующем составе Стива Бретта и первые заграничные гастроли в Германии.

Без сомнений, отличная школа! Работа в немецких клубах (многочасовые выступления перед самой разнообразной публикой) позволяли британским группам прогрессировать с завидной скоростью. Через это прошли почти все герои рок-сцены 70-х.

Роль гитариста в коллективе Стива перестала устраивать Холдера, следовало что-то менять в жизни.

Спустя несколько недель после возвращения из Германии Нодди “болтался” между группами Вулвергемптона, делать было нечего и следовало немедленно найти новую работу. А музыка на тот момент уже являлась самой настоящей работой, она давала хоть какие-то средства к существованию. О баснословных гонорарах тогда можно было лишь мечтать.

Тут-то он и встретил Дэйва Хилла и Дона Пауэлла из ‘N Betweens. Дон основал группу еще в школе, чуть позднее пришел Дэйв. Команда на тот момент играла преимущественно блюз, который, надо сказать, всем основательно поднадоел. Парни хотели чего-то нового, а для этого следовало полностью обновить состав. Они то и предложили Холдеру присоединиться, узнав от Нодди, что тот ищет новую группу. За несколько недель до “исторической” встречи парни взяли Джимми Ли на бас-гитару.

Первый концерт обновленных ‘N Betweens состоялся 1 апреля 1966 года в городском зале Уолсолла. Все прошло неплохо: довольными остались и старые поклонники и музыканты.

Выступления в небольших клубах шли параллельно с поисками нового звука, собственного стиля. Тогда, кстати, именно Дэйв Хилл предложил использовать три лидирующие гитары, а после этого басовые партии Джимми по сложности мало чем отличались от сольных пассажей Дэйва и Нодди. Даже если не удавалось придумать что-либо “замысловатое”, ребята просто играли одну партию в разных октавах.

У группы появился самый настоящий продюсер – Джек Баверсток. Название ‘N Betweens Джек счел бесперспективным и в приказном порядке поменял на Ambrose Slade. Секретарь Баверстока, молодая девушка, очень любила давать имена собственные окружающим ее вещам. Книги, карандаши, косметичка и даже конторский степлер – все они имели названия. Джек как-то обнаружил на ее столе два предмета (какие именно история умалчивает), и группа обрела новое имя. Довольно легкомысленный подход к серьезному делу.

Однажды на их выступлении в  лондонском клубе Rasputins, стильном и довольно странном месте, где собирались поклонники диско, оказался Чес Чендлер - бывший   бас-гитарист группы Animals. К этому моменту Чендлер заслужил репутацию одного из самых удачливых  продюсеров, именно он открыл легендарного короля рок-гитары Джимми Хендрикса.

Растормошить диско публику - дело непростое, но Slade сумели это сделать. Завсегдатаи, равнодушно танцующие в начале концерта, к финальным аккордам уже прыгали и кричали.
После шоу Чес зашел в костюмерную и сказал, что хочет заключить контракт. “Вы – глоток свежего воздуха, никогда не видел диско публику такой возбужденной!” Годами позже он признался Холдеру, что именно его необычный голос и умение контактировать с залом были главными причинами для принятия решения.

И действительно, его вокал, по тембральной окраске просто не  поддающийся идентификации, кричащую манеру исполнения, не спутать ни с кем другим. А вот и мнение “независимого” эксперта.

Оззи  Озборн, которого так любят цитировать журналисты, как-то сказал:
"В студии мы все хорошие певцы,  но настоящий  вокалист  сдает экзамен в сценической работе.  Лично я считаю рок-вокалистом всех времен и народов Нодди Холдера из Slade.  В тяжелом роке ему  нет равных".

Профессиональная интуиция  подсказывала Чендлеру,  что  из этих бесшабашных юнцов выйдет толк. И он не прогадал, но для этого потребовалось время и немало усилий. Для начала название группы сократили, слово Ambrose Чес посчитал лишним, оставив лишь Slade.
Прошло два года, но в репертуаре Slade еще нет хитов, песен входящих в двадцатку популярной музыки Великобритании. Хотя группа приобрела известность и с легкостью собирает залы на 1500 зрителей.

Чес отлично понимает “правила игры” и разными хитроумными способами подталкивает ребят к сочинительству.

Первое

Реклама
Реклама