5 октября 2013 года в Санкт-Петербурге выступал Элис Купер, Великий и Ужасный, культовый персонаж рок-сцены, настоящая легенда рока. Шоу, которое на этот раз Купер привез в Россию, называется “Raise the Dead”. Перевести это можно, например, так: “Воскрешение мертвых”. Что ж, Театр смерти (худ. рук. Э. Купер) еще полон жизни и в мир иной явно не собирается. Любопытно, посмотрим-послушаем….
Очередь в “Юбилейный”, состоящая в большинстве своем из молодых людей, движется довольно медленно. (Забегая вперед, скажу, что меры безопасности были приняты серьезные, и секьюрити выполняли свои обязанности отнюдь неформально. Что-то и не припомню в обозримом прошлом, чтобы досмотр на рок-концертах производился с такой тщательностью). Поэтому есть время, немного рассказать о том нашем сегодняшнем госте.
Писать о таких музыкантах настоящее удовольствие, т.к. их жизнь изобилует большим количеством интересных событий, любопытных фактов, легенд, зачастую придуманных, умело и изобретательно. Постараюсь коротко, без излишних подробностей рассказать о нем.
Элис Купер (Alice Cooper), настоящее имя Винсент Дэймон Фурнье; (Vincent Damon Furnier) родился 4 февраля 1948 года в Детройте, в религиозной семье. Папа Винсента был пастором в лютеранской церкви, да и дедушка по отцовской линии также помогал прихожанам общаться с всевышним. Так что у юного Фурнье были все основания продолжить трудовую династию.… Но не тут-то было! Молодой человек еще в раннем возрасте понял, что догмы-каноны-запреты-постулаты, не для творческих личностей, к которым он без сомнения относил и себя, и начал поиски своей дорожки к счастью.
В школьные годы Винсент выделялся среди сверстников склонностью к хорошей “доброй” шутке. Энтузиазм парня следовало использовать в “мирных целях”, и он был привлечен к выпуску школьной газеты, где имел даже свою колонку. В эти годы Винсент и познакомился с двумя пишущими школьниками, а впоследствии и участниками рок-группы. Первые музыкальные опыты ребятам понравились, а кому не понравятся успех, внимание ровесниц, зависть менее удачливых тинэйджеров.
Кроме музыки нашу троицу весьма интересовало современное искусство, в частности творчество художников-сюрреалистов. Особое восхищение у Фурнье вызывал Сальвадор Дали. Весьма достойный учитель: вот откуда необузданная фантазия и склонность к эпатажу.
В 1965 году к рокерам пришел первый, пока еще небольшой успех. Группа в то время имела другое название, а потом меняла его несколько раз. Но это история интересна лишь дотошным биографам, поэтому мы ее пропустим.
Относительно происхождения названия Alice Cooper существует несколько версий, основная из которых выглядит так. Однажды вечером, а было это в 1968 году, участники коллектива отправились в гости к их тогдашнему менеджеру. Развлечения ради его матушка решила устроить спиритический сеанс, достала планшетку, и едва положила на неё руку, как стрелка пришла в движение и остановилась на буквах: A-L-I-C-E C-O-O-P-E-R. Именно это происшествие легло затем в основу легенды, согласно которой Винсент — инкарнация ведьмы, некогда сожжённой на костре.
Купер сотоварищи понимали: сама идея мужчины в роли двуполой ведьмы в оборванной женской одежде сможет вызвать общественные споры и обеспечить броские газетные заголовки. Элис Купер позже признавал, что смена имени явилась самым важным, самым блестящим ходом в его карьере.
Кстати, так как имя “Alice Cooper” изначально было придумано для команды, а не для самого Элиса, и так как оно юридически принадлежит группе, Купер платил и продолжает платить своим бывшим коллегам за право использовать это название.
А вот и классический состав группы “Alice Cooper” — Винсент Фурнье (вокал, губная гармоника), Глен Бакстон (соло-гитара) – тот самый пишущий школьник, Майкл Брюс (ритм-гитара), Дэнис Данавэй (бас-гитара) – второй собрат по перу, и Нил Смит (ударные).
Коллектив ворвался на рок-сцену в 1971 с хитом “I'm Eighteen”, за которым в 1972 году последовали добравшийся до верхних позиций в хит-парадах сингл “School’s Out” и очень успешный альбом “Billion Dollar Babies” (1973), ознаменовавший пик коммерческой популярности группы.
Музыка музыкой, а страсть к лицедейству искала своего выхода. Купер стал одним из первых музыкантов, которые добавили к рок-н-роллу элементы ужаса, своим актёрским мастерством и новаторскими сценическими находками оказав заметное влияние на развитие жанра.
1,2 миллиона долларов, заработанных от продажи альбома, Купер вложил в разработку нового сценического шоу, намного более странного и грандиозного, чем предыдущие. Его весьма креативная команда, собрав воедино все задумки, превратила шоу в “осязаемую трехмерную реальность живого кошмара, наполненную магией и чудесами”, раздвинув рамки всех прежних представлений о реальных возможностях сценического воздействия на рок-аудиторию.
Это было рождением Театра смерти.
Так уж случилось, что с “Billion Dollar Babies” я и начал свое знакомство с творчеством Элиса. Как-то, забежав в гости к своему приятелю-меломану, я застал его в приподнятом настроении: пару часов назад тот осуществил коммерчески-безупречную сделку - обменял 50 рублей на практически новую пластинку Элиса Купера. По его мнению, это следовало отметить, а я не возражал. Через час-другой безудержного веселья мы даже попытались снять гитарные риффы одноименной композиции. Приятель достал свой “дредноут” за 9 рублей 50 копеек (О, счастливчик!), а я сгонял за своим “веслом” за 7.50. Гитары были подключены к магнитофону и ламповому радиоприемнику (“синглы и хамбакеры” отлично заменили микрофоны, засунутые в гитарные деки), и полилась громкая и чарующая музыка. За приемником мы нашли пачку “ТУ-134”, утерянную где-то пол года назад. Табак за это время основательно просох, и при изрядном воображении напоминал изделия достойной фирмы, ну, скажем, “Philip Morris”.
Алжирское вино, сгорающие, как порох сигареты, Элис, снисходительно поглядывающий с альбомного разворота на русскую трибьют-группу – вот такое послевкусие осталось в памяти. Ну и, конечно же, сама музыка, альбом действительно очень хорош.
Элис - один из первых шок-рокеров, а, по мнению музыкальных критиков: король этого жанра. Уже потом появились музыканты, использующие его идеи: Мэрилин Мэнсон, Роб Зомби, Оззи Осборн и многие другие. Кстати, Оззи Осборн называет Элиса своим учителем.
Цитата, пожалуй, будет к месту: “Элис был нашим отцом. Он проделывал на сцене ещё более крамольные вещи, чем я. Он — великий”.
Сольная карьера Элиса Купера, начавшаяся в 1975 году с концептуального альбома “Welcome to My Nightmare”, успешно продолжается по сей день: в 2011 году он выпустил свой девятнадцатый сольный альбом “Welcome 2 My Nightmare”.
Помимо музыкальной деятельности Купер известен как актёр (кто не помнит фильм ужасов “Князь тьмы” 1987 г. режиссёра Джона Карпентера), игрок в гольф, владелец ресторана и, начиная с 2004 года, ведущий собственной радиопередачи “Nights with Alice Cooper”. Вот и осуществилась юношеская мечта о журналистике.
Более тридцати лет Купер ведет здоровый образ жизни, полностью отказавшись от курения и горячительных напитков, хотя, что скрывать, в его жизни был продолжительный период лечения от алкогольной зависимости. Сам Купер в одном из интервью говорил, что именно гольф помог справиться с зеленым змием. Купер - отличный семьянин, христианин, общественный деятель …. Верить или нет, пусть каждый решает сам, ведь мы уже знаем, что наш гость большой любитель легенд.
Ну, пожалуй, хватит. Об Элисе можно писать долго, но пора заканчивать. После тщательного досмотра на входе, можно, наконец, занять свои места.
Достаем оптику, есть время оценить аппаратуру и декорации нашего гостя. Не тут-то было: сцена закрыта блеклым серебристо-сине-зеленым занавесом. Этот театральный реквизит повешен, как мне показалось, нарочито небрежно. Что-то от балагана? Возможно, это имеет глубокую смысловую нагрузку. Неочевидную, на первый взгляд.
Концерт начинается с получасовым опозданием: стремительно падает занавес, звучат первые аккорды “Hello Hooray”, на подмостки проливается огненный дождь и за гаснущими искрами уже можно рассмотреть силуэт Великого и Ужасного. Элис в красном с черными полосами фраке, в брюках такой же расцветки, на голове - цилиндр, в руках неизменная трость. Благороден и шикарен!
В левом углу сцены оборудован уютный склеп, здесь по законам жанра прилег мертвец в белом саване. В центре – двухметровый эшафот с ударной установкой, оснащенной двумя бас-барабанами и многочисленными тарелками. Стойки расставлены симметрично и очень напоминают паучьи лапы. По обе стороны эшафота лестницы, на которых стоят гитаристы, в количестве аж четырех человек. Ну как тут не вспомнить интервью Элиса, в котором он упомянул о своем равнодушии к клавишным. Четвертый инструмент явно добавляет драйва, к тому же он на хрупких девичьих плечах. Участие девушки украсило шоу, тем более что это не избитый сценический прием. Она действительно хорошо владеет гитарой.
Пора представить музыкантов. Гитара – Орианти Панагарис, наша длинноволосая блондинка, единственная неамериканка в группе Элиса. Орианти родилась в Австралии 28 лет тому назад. Ну, что тут скажешь? Молодец Купер, дорогу молодым!
Проверенные кадры: Райан Рокси – гитара, Томми Хенриксен – гитара, Чак Гэррик – бас-гитара, Глен Собел – ударные.
Парни одеты, как обычные рокеры: джинсы, кожа, безрукавки, повязки на предплечьях и так далее и тому подобное. Орианти в черном плаще, на голове черная шляпка с кокетливым пером. В руках – белый “PRS Custom 24”, на этой гитаре она и отыграла почти все шоу. Лишь в паре-тройке композиций она использовала черный “PRS”. Чего не скажешь о сильной половине человечества: парни меняли инструменты постоянно. Пристрастие к гитарам фирмы “Gibson” видно невооруженным глазом. В руках у Райана и Томми побывали и “Les Paul” –ы, и “Explorer”-ы, и “SG”, и “Flying”-и. А вот бас-гитарист Чак Гэррик уважает инструменты фирмы “Fender”.
Что-либо сказать об аппаратуре не представляется возможным: она была спрятана за декорациями. Контуры гитарных кабинетов лишь угадывались за “каменными стенами”, надгробными плитами и крестами. Если говорить о звуке: было громко, с обилием “драйва”, но солирующие гитары не всегда “читались в миксе”.
Пора вернуться к главному герою, ведь уже звучит вторая песня. Это – “House of Fire”. Купер бодр, подвижен и, судя по всему, концерт ему не в тягость: чувствуется, что у Элиса сегодня неплохое настроение. Немудрено, на тусовочной площадке взметнулся лес рук (да так и не опускался до финальных аккордов) – сотни телефонных дисплеев добавляют необычных красок и без того яркому шоу. Задор молодых поклонников подпитывает энергией всех находящихся на сцене.
Купер щедр на подарки: в зал летят бусы, “купюры” с профилем Великого и Ужасного. Во время исполнения “Billion Dollar Babies” Элис изящным движением стряхивает их в зал. Денежка, к слову, была наколота на острие шпаги.
Не отстают от него и музыканты, публике достаются медиаторы, барабанные палочки и еще какие-то непонятные предметы.
Шоу продолжается, Элис в роли пациента психиатрической клиники. Песню “The Ballad of Dwight Fry” он исполняет в смирительной
| Помогли сайту Реклама Праздники |