О "придавленности" марксизмомВ 1918 году, глава русского анархизма кн. Кропоткин вернулся из эмигации в Россию.- Это был разгар красного террора.
Кропоткин обратился с письмом к Ленину:" если так будет продолжаться дальше, то слово "социализм" станет проклятым."
Так был ли прав Кропоткин?- И существует ли однозначный ответ на этот вопрос?
Ответить на него, значило быть подвести черту под эпохой выходящей далеко пределы тех событий, свиделем которых был глава русского анархизма.
Великая франзузская революция связана с именами философов Вольтера и Дидро, и увенчивается такими гениями философии, как Кант и Гегель.
Что касается Великой русской революции, то здесь все значительно сложнее.
Начавшись под флагом воплощения идей Маркса, Энгельса, Ленина - как начало мирового революционного пожара ( революция в Германии и Венгрии, революционное брожение во Франции и Англии), революция была сначала локализована в границах бывшей Российской империи, а потом по итогам Второй мировой войны распостранилась на некоторые страны Азии (Китай и Вьетнам).
Внешне это напоминало Европу периода наполеоновских войн, и в определенном смысле так и было с поправкой на время...
Но в конце 50-х, начале 60-х годов началась эпоха научно-технической революции на Западе.
Произошла трансформация развитых капиталистических стран- от классового противостояния- к классовому сотрудничеству.-Было создано социальное государство, основные черты которого- социальные гарантии всем слоям населения, всобщая занятость и равная оплата за равный труд.- Во многом это было осуществление целей и задач, которые были начертаны на скрижалях русской революции, и которые ценой огромных жертв были осуществлены в СССР.
Более того, социальные государства на Западе были созданы на "острие" соперничества двух систем, и во многом по лекалам СССР.
Но рассматривать трансформацию Западного общества только как преодоление социального неравенства, социальной и классовой ограниченности, мне представляется слишком односторонним.
Другой стороной этой трансформации явилось создание общества массового потребления и на его основе появление слоя транснациональной буржуазии, "корпоратократии", как назвал его кто-то из европейских социологов.- Капитал стал не только интернациональным, но и наднациональным.
В той мере, в какой классовые противоречия сглаживаются, и в определенном смысле растворяются в обществе массового потребления, не меняя при этом существенным образом социальную структуру Запада, в такой же мере транснациональная буржуазия навязывает всем слоям общества свои приоритеты "очищенные" от национальных, культурных и иных особенностей.- Это приоритеты глобального рынка, где человек является только потребителем, и в этом качестве становится субьектом мировой истории.
В таком мире судьба национального государства весьма плачевна, по той причине, что последнее оказывается всего лишь куколкой, коконом, в котором сформировалась и окрепла новая сила, отбрасывающая ставшую ненужной материнскую оболочку.
Глобальные трансформации не обошли и СССР, где в 1956 году, на 20 сьезде КПСС было смешано с грязью имя отца-основателя советского государства.-Советская бюрократия освободилась наконец от Всевидящего ока, и получила возможность "расслабиться" за кремлевской стеной, под охраной могущественного КГБ.- Меньше всего ее (бюрократию) волновала судьба невинно репрессированных - тех, кто под дулами автоматов строил гиганты советской индустрии, разрабатывал новые системы вооружений в "шарашках"...
Здесь мне представляется уместным сделать некоторое отступление.
Когда в Китае умер Мао Дзэдун пришедший ему на смену Ден Сяопин- не пошел по пути Хрущева.- И это не смотря на то, что в отличии от советского партийного лидера, его (Ден Сяопина) политическая карьера и личная судьба сложилась очень трагично.-
В период культурной революции его сына убили хунвейбины, жена покончила с собой... Сам Ден Сяопин был арестован и сослан. -
Но придя к власти он сохранил имя Мао Дзэдун, как символ национального единства нового Китая, и под этим флагом приступил к экономическим реформам.- Китай остался коммунистическим- единым и независимым.
Таким он пошел по пути индустриального развития и социального прогресса.
О Китае стараются не упоминать, как правые, так и левые ортодоксы.
Первые- потому что опыт Китая противоречит их воззрениям на коммунизм, как тупиковую и реакционную модель исторического пути.
Вторые- по той причине, что китайская модель социализма, расходится с их представлениями о социализме- как тотального господства государства в экономике и общественной жизни.
Итак, те, чьи подписи стояли под расстрельными списками- вынесли тело Сталина из мавзолея, и постарались предать забвению все- связанное с его именем- демонтировали памятники, переименовывали города, вплоть до того, что вычеркнули его имя из государственного гимна.
При этом они мало заботились как о том, какую травму они наносят Советскому народу, для которого имя Сталина связано прежде всего с Победой и социальными преобразованиями, так и о международном авторитете СССР.
Цена хрущевской "оттепели" оказалось непомерно высокой.
Став силой не подконтрольной государству, имея в своем распоряжении мощный пропагандисткий аппарат, советская партийная бюрократия мало сообразовывалась с новыми историческими реалиями послевоенной эпохи, и в конечном итоге привела страну к тому состоянию, которое позднее назовут - периодом застоя.
Любые сколько- нибудь значимые инициативы, любые новации- пресекались, как угрожающие монопольному положению партийной и государственной бюрократии- под предлогом или не своевременности, или же не соответствия "нашим принципам".- Но управлять огромной страной с помощью только одних директив становилось все труднее.
Мобилизационная модель, которая оправдала себя в предвоенные годы, все больше превращалась в оковы научно-технического и социального прогресса.
Волна истории, которая казалась совсем недавно вознесла корабль "СССР"- так, что он стал предметом восхищения даже его непримиримых врагов- теперь неумолимо влекла его к гибели.
Советская бюрократия не была классом, как ее пытаются иногда представить.
Она не была собственником, и не могла передать свои привелегии по наследству.- Положение советской бюрократии не зависило от эффективности ее деятельности, но определялось исключительно - положением управляющего субьекта, наделенного не ограниченными полномочиями.
Появившись, как следствие сверхцентрализации, в чрезвычайный период советской истории, под жесточайшим контролем государства, персонифицированного личностью вождя (И. Сталина)- советская бюрократия освободившись от висевшего над ней "домоклова меча"- подменила собой государство, и превратилась в разветвленную иерархическую структуру, живущую своей жизнью , по собственным законам-и слабо кореллирующей с общественным целым.- Овладеть обьектом управления означало для нее- стать собственником.
Советская элита была эффективным управленцем и организатором в тех областях, которые требовали централизованного государственного управления-оборона, космос, образование,здравоохранение... Но там, где требовалась непосредственная инициатива, спонтанная организация- советская государственная элита- не могла и не хотела предложить ничего, кроме ограничений и мелочной регламентации.- Но именно спонтанность самоорганизации определяет вектор общественного развития в эпоху научно- технической революции.
Превратив материалистическую философию Маркса в катехизис мертвых догм, сделав из нее своего рода религию, советская бюрократия отвратила от марксизма все, что было в СССР талантливого, живого, духовно не равнодушного- ученых,философов, писателей и просто- думающих людей.
СССР не был в такой степени закрытой страной, какой его пытаются сейчас изобразить.- Люди ездили в экскурсионные поездки на Запад(которые сопровождались долгими и унизительными процедурами), в загранкомандировки, издавались книги зарубежных авторов, и... вещали "Голоса".- Слова о" неизбежном крахе империализма", которые повторялись, как заклинание - мало кого могли вдохновить, и менее всего тех, кому приходилось это делать по долгу службы.
Изучение живой жизни, подменялись мертвой и скучной схоластикой, которая выходила из под пера, отрабатывающих свой хлеб философов и социологов.
Марксизм, как материалистическое понимание исторических и природных процессов,сделался идеологической прислугой советской бюрократии, и застыл- подобно философии Аристотеля в богословской схоластике средних веков.
Будет ли Возрождение? |
об "атоме" и если мы будем не в состоянии ответить хотя бы иррационально об электроне, мы благодаря ачности
безграмотных вождей, станем у них 1 миллиардным быдлом! (Они бы так хотели) Но существуют закон "РАЗУМА"
для всего мироздания - Я есть сын человеческий!!! -Это говорит о том, что Бог-разум, не допустит нелюдь и в
конечном итоге алчь,она должна быть уничтожена, Как и частная собственность, тормозящая коллетивное сове-
ршенство материальных благ. Век о неичерпаемости материализма для безграмотной алчи закончился, они теперь лишь
способны только жрать друг друга а не развиваться...