А можно и спеть. Получится припев из «Прекрасной маркизы»:
Все хорошо, прекрасная маркиза,
Дела идут и жизнь легка,
Ни одного, печального сюрприза
За исключеньем пустяка.
Обезьяна, человек, бог?
Когда, в какой момент понадобился нам персонаж, остужающий разгоряченные щеки спорящих? Кто смог за нас, взрослых и разумных людей, владеющих собой и не раздражающихся по пустяку, решить: нужен модератор, человек, более других взрослый, более всех разумный, владеющий собой и не раздражающийся тоже лучше всех? Сверх-человек. Бог.
Такое положение – над схваткой – характерно для... обезьяны. Да, да! Той самой, что сидит, по версии Конфуция, на горе и смотрит, как в долине дерутся два глупых тигра. Некоторые источники говорят об имевшей место развязке: «Когда звери убили друг друга, обезьяна слезает с горы и снимает с тигров шкуры».
Мы склонны свято верить мудрости древних. При том, что в человеческой природе мало что изменилось, жизнь джунглей XXI века, похоже, не захотела подтверждать правоту философа древности*.
Обезьяна, уму которой хотелось бы поверить, на самом деле оказалась обычной провокаторшей и задирой, умелой и ловкой, на уровне рефлексов выбирающая высоту, на которую ей следует забираться.
Человек или машина?
В разного рода механизмах и машинах не обходится без модератора, функция которого сводится к регулировке (или размериванию) вращающихся частей, сдерживанию скорости движения. В роялях хорошего качества имеется педаль una corda (одна струна), нажатие которой производит эффект сдвижения всего механизма, что позволяет убрать из-под удара молоточков одну струну из трех. Цель такого действия – смягчение тона, уменьшение громкости звучания. Иными словами, левую педаль пианист использует в качестве модератора. Важное, даже основное примечание: данный прием необходим, если того требует замысел исполняемого произведения. Вне связи с музыкальной высшей материей педаль может заинтересовать исключительно непрофессионалов или детей, играющих ногами в пианистов.
– А почему вы никогда не нажимаете на педаль?
– Я не так быстро играю, чтобы тормозить!
Математический подход?
Слово «модератор» можно разложить на составляющие. Первая и главная его часть – коротенькое и потому легко достраиваемое «мод» – входит в состав математического понятия «модуль», иначе говоря – абсолютное значение. На письме обозначается двумя прямыми вертикальными чертами, внутри которых помещается число. Оказавшись в своеобразной изоляции, число теряет свою «отрицательность». Говоря точным математическим языком, мы имеем следующее:
Модуль (от лат. modulus — «маленькая мера»):
Модуль числа не может быть отрицательным. Для положительного числа и нуля он равен самому числу, а для отрицательного – противоположному числу.
Неплохая ассоциация из дисциплины, не только приводящей модераторский ум в порядок, но и обращающей внимание на его исключительность. В том смысле, что модератору рекомендуется исключить из всего многообразия естественных человеческих реакций отрицательную их часть.
Тем более, что «модель» в значении образец конструкции, образец изделия требует от нашего героя поистине невозможного: быть примером для подражания, идеалом, с которым сверяются и... богом, которому молятся.
Снова – бог? Добрый и всепрощающий, всевидящий и, в то же время, отстраненный? А как же бог карающий, наказующий? Как же бог «банящий»?
Цербер или цензор?
Существует два вида цензуры, если использовать именно этот термин для условий интернетной среды: премодерация и постмодерация. И в том, и в другом случае происходит одно простое действие: убираются/изменяются комментарии, но 1) – до, 2) – после их опубликования. Даже не имея пылкого воображения, легко представить себе бога, прочитывающего каждое высказывание на форуме и собирающего в корзину для мусора всяческий флуд или удаляющего опубликованный флейм, уводящий участников дискуссии в споры и обмен мнениями в стиле «сам дурак». Учитывая, что у каждой Луны есть оборотная сторона, подобные действия позволяют модератору манипулировать сознанием участников дискуссии, ведь без всякого на то права удаляются неугодные кому-то высказывания. Иными словами, бог может поменять свой лик на протокольную морду цензора или даже на чудовище с тремя головами по имени Цербер.
Все, кто ведет Живой Журнал, вольны распоряжаться баном-небаном по своему усмотрению. Привожу мнение по поводу причин для такой крайней меры одного из блогеров**:
- клинический идиотизм комментирующего, видимый невооруженным глазом.
- упоротость клиента.
- нарушение правил, изложенных в верхнем посте (как правило, "разоблачители".
- оскорбительные высказывания в мой адрес или в адрес других людей, особенно женщин.
- вызывающее поведение. Например, обращаться ко мне "Слышь, солдатик".
- случайно.
Представление в цирке. Объявляют номер:
- А сейчас вы увидите выступление гимнастов-акробатов!
Голос из зала:
- Все гимнасты - дураки!
После выступления:
- А сейчас смертельный номер: прыжок из-под купола цирка без страховки!
Голос из зала:
- Отпустите! Куда вы меня потащили?!...
Функционер или человек?
Чтобы завершить нелегкую нашу работу с терминологией, привожу еще одно значение слова «модератор»:
[англ. moderator < moderate - председательствовать] - в англо-американских средствах массовой информации: ведущий передачу (представление, дискуссию, беседу, викторину и т. п.)
Примем к сведению и под занавес познакомимся с авторским IMHO.
Набор возможностей, которые имеются у модератора, могут превратить простого смертного в функционера. И тогда не избежать формальных поводов, ответственных решений, оргвыводов и категорических несогласий... И тогда не будет у всегда правого права на ошибку, не окажется в запасе той единственной запятой для вечной альтернативы «казнить нельзя помиловать», не станет мучительно и больно мечущегося в своей неоднозначности человека:
Ну, как бы мне тебя переиначить,
Переиграть, пересмотреть, перекрутить?
По-Маяковски мне б до ночи грачьей
Слова рифмованные в щепки порубить,
Перетереть тот разговор на словорубке,
Забыть о главном и припомнить вновь,
Перетолочь в любимой старой ступке,
Стирая кожу на ладони в кровь
И успокоиться. И под диван забиться
Обиженным на мир больным щенком.
Смеясь, опять на кухню возвратиться
Поговорить об этом и чуть-чуть о том.
Что касается статьи, то непонятно, зачем она была написана.
Для того, чтобы показать, что автор знает, как работает педаль фортепиано и что автор обладает познаниями в математике?
Чтобы ещё больше огорошить фабулян, Марта частично использовала неудобочитаемый шрифт. Кстати, он - любимый шрифт печально известной кобры.
Каким должен быть модератор, наиболее полно и интересно описано в недавней публикации Алисы Сан.