Произведение «Возрождение мусульманского мира. Закат западной цивилизации? Путь к халифату?» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 1232 +1
Дата:
Предисловие:
Когда наблюдаешь за динамикой развития  современного мусульманского мира и анализируешь события, которые происходят в нем и вокруг него, то невольно начинаешь искать  аналогии в прошлом и, почему-то появляется чувство тревоги за будущее Европы.
А вспоминается Римская империя, родившая и выпестовавшая христианство и выросшие на ее развалинах арабские государства, которыми вскоре была принята своя собственная религия.  Та религия, которая в своем первоначальном виде во многом перекликалась с христианством, что легко объяснимо, потому что между всеми народами прежней Римской империи  были тесные связи и обычаи и все рожденное в этом регионе просто обязано быть похожим. Вскоре пути христианства и ислама разошлись.

Возрождение мусульманского мира. Закат западной цивилизации? Путь к халифату?


Возрождение мусульманского мира. Закат западной цивилизации? Путь к халифату?
Когда наблюдаешь за динамикой развития  современного мусульманского мира и анализируешь события, которые происходят в нем и вокруг него, то невольно начинаешь искать  аналогии в прошлом и, почему-то появляется чувство тревоги за будущее Европы.
А вспоминается Римская империя, родившая и выпестовавшая христианство и выросшие на ее развалинах арабские государства, которыми вскоре была принята своя собственная религия.  Та религия, которая в своем первоначальном виде во многом перекликалась с христианством, что легко объяснимо, потому что между всеми народами прежней Римской империи  были тесные связи и обычаи и все рожденное в этом регионе просто обязано быть похожим. Вскоре пути христианства и ислама разошлись.
С возникновением ислама произошла консолидация сил в арабском мире и уже вскоре после смерти Пророка, его последователи – четыре праведных халифа, приступили к созданию империи, которая со временем превзошла по могуществу Римскую империю.
В ходе становления халифата реализовывалась идея об обращении всех «неверных» в истинную веру.  А это обозначало и то, что покончив с неверными в своем мире, арабы приступят к завоеванию христианских земель Испании и Франции. Они выполнили свои планы по распространению ислама, на своих территориях, но с переходом на христианские земли было положено начало бесконечным религиозным войнам в виде крестовых походов и последовавшей за ними Реконкисты, которые продлились почти шестьсот лет и закончились победой христианского мира. В результате этих событий, страны арабского мира, в большинстве своем, стали колониями Европы. Начался новый период существования побежденного арабского мира.
В 20-ом веке с территориальной колонизацией было покончено, но политически, весь арабский мир по-прежнему полностью находился под властью западных государств, что определило пути его дальнейшего развития, а по сути, законсервировало средневековое состояние.
Последние события на севере Африки показали, что мусульманский мир снова проснулся и в нем наступает время перемен. Но западный мир, почему-то не заметил этого и пока, так и живет ощущениями двадцатого века, чувствуя себя полновластным политическим гегемоном в мусульманских странах. Дремлющий «гегемон» пока еще не осознал, что пора начать действовать и ему и, искать новые подходы к решению проблем, возникающих во взаимоотношениях с изменившимся исламским миром, а главное  к проблемам современного западного сообщества, связанными с этими изменениями.
Но когда читаешь мнения западных политиков и аналитиков, то возникает ощущение, что для них в мусульманском мире ничего не изменилось и, даже революции в Магрибе и Египте, не нарушают прежних традиционных подходов к мусульманскому миру и исламу и к оценке их влияния на мировые процессы. Терроризм, экстремизм, нарушение прав человека – вот набор для современного западного аналитика, и журналиста, как будто весь исламский мир только этим и занимается с утра до вечера. Конечно, все это присутствует в исламском мире, но в количествах не больших, чем в западных странах. К тому же часто это не только реакция на внутренние, очень не простые изменения в исламских странах, но и часто своеобразная агрессивная реакция на провоцирующее внешнее влияние. Но западных политиков как будто притягивает и завораживает сложившееся мнение о непреодолимых религиозных противоречиях в исламском мире, обрекающих его на постоянную нестабильность, позволяющую внешним силам манипулировать целым сообществом.
Но, какие бы застойные процессы не происходили в западном европейском сознании, а исламский мир меняется, вне зависимости от него  и весьма активно. Конечно, как и всякая человеческая цивилизация, имеющая древние  корни, исламский мир развивается по своим историческим специфическим законам, и эти законы отличаются от западных законов, потому что они основаны на исламе и, соответственно, гораздо консервативнее. Не надо забывать, что ислам является самой молодой религией мира и лучше помнит свои истоки, а это определяет и консервативность взглядов. И надо помнить, что только более длительное существование позволило  христианству выработать компромиссы со светским образом жизни и общественными традициями. Кроме того, если в остальных мировых религиозных конфессиях прошли все разбирательства и сейчас, каждая из них, возделывает свое поле, то ислам, как это не покажется странным, находится еще только в начале этого пути. Как не жаль, но следует признать, что на сегодня, единственное, что объединяет всех мусульман мира, так это вера в Единого Бога и его Пророка. А разногласия между приверженцами Пророка во взглядах на ислам, конечно, существуют и начались они сразу после его смерти и не затихают до сих пор. Самое трудное в их преодолении заключается в том, что разногласия, кроме чисто богословских,  замешены на чисто человеческих, личностных мотивах.
Началось это еще во времена раннего Халифата, но достигло апогея, когда Али, зять Мохаммада, последний из четырех праведных халифов, был убит в результате переворота и к власти пришли Омейяды.
То есть после смерти Пророка, в течение последующих столетий, его родственники и близкие старались доказать, что именно, каждый из них, является наследником и тем, кто точно следует его заповедям. Так, вопреки завещанию Пророка и предписаниям  Корана, не разделятся на секты, ислам по их вине, менее чем через тридцать лет после его смерти, разделился на три основных религиозных течения хариджитов, шиитов и суннитов. И на этом процесс дробления ислама и отчуждения мусульман друг от друга не остановился. Вскоре появились мистические течения и самое известное из них суфизм, характерный для стран северной Африки и  государств бывшего СССР, а потом на базе суфизма возникли монашеские дервишские ордена. Но и внутри главных течений начались разногласия по толкованию священной книги Корана. Со временем, каждая из этих ветвей и ответвлений ислама вырабатывали свои богословские системы, которые до сих пор не установились окончательно и претерпевают изменения.
Создавшееся положение с неоднозначным толкованием Корана, часто в пользу власть имущих, не могло не вызвать недовольства  и отторжения сложившейся ситуации  низшими слоями исламского общества. А это привело к возникновению радикального религиозно-политического движения, вызвавшего к жизни процессы, схожие с процессами Реформации в христианской Европе, которые закончились для нее появлением новой христианской конфессии - протестантства.
Исламская Реформация как религиозно-политическое учение окончательно сформировалась в Аравии лишь в середине 18-го века, на основании учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Возникшее в результате этого в исламе, крайне радикальное течение  ваххабитов, вообще отрицает какие – либо богословские изыски и призывает своих последователей следовать только букве святого писания. Суть учения аль-Ваххаба состояла в осуждении культа святых и утверждении подлинного единобожия. Аллах считается единственным источником творения всего сущего, и поэтому только он достоин поклонения. Источником, питающим ислам, ваххабиты считают только Коран и Сунну, а все другие считаются заблуждением. То есть, как и у европейских протестантов, считается, что верующий должен познавать истины Ислама, только через священную книгу, Сунну и иметь право на собственное толкование и понимание первоисточников. Ваххабиты отрицают любое посредничество между мусульманином и Аллахом, отвергают поклонение людям, которые имеют духовную власть, поклонение мавзолеям, надгробным камням. То есть для ваххабитов любое поклонение чему-либо, кроме Корана, а также отклонение в поведении мусульманина от его текста является грехом. В своем отрицании они не остановились даже перед тем, что при взятии Мекки ими была разрушена гробница Пророка, а каждый, кто поклонялся ей и целовал ее камни, объявлялся неверным.
Все эти процессы так напоминают раннюю эволюцию христианства, многочисленные расколы в его среде на католицизм, православие, а потом гуситское и прочие движения, оформившие протестантство. Но на эволюцию христианства, до его сегодняшнего вида,  понадобилось почти полторы тысячи лет, от Никейского собора до оформления протестантства.  Вероятно, и исламу понадобится, много времени, чтобы в нем также все пришло к общему знаменателю, как сейчас в христианстве. Отбросьте шестьсот лет от нашего времени и взгляните на христианство 16-го века. Процессы, в нем происходящие, во многом напоминают сегодняшние в исламе, а радикализм и масштабы религиозных войн далеко превосходят все, что имеется сегодня в исламском мире. Так что ислам в своем радикализме много уступает радикализму европейских христиан 16-го века. Конечно, длительность согласительного процесса между ветвями ислама, никто не сможет определить, и в этом есть правда истории и непредсказуемый исторический процесс для любой религии. В христианстве этот процесс продолжается и в наше время. Вспомните, что только после долгого перерыва, совсем недавно, католики и православные, которые давно уже состоялись как религии, снова сели за стол для очередного мирного диалога и он может быть далеко не последним. А это при том, что и католики и православные христиане имеют одни и те же церковные основы, признают одни и те же священные книги, а разница между ними, по большому счету, только в процессе отправления богослужения.
Поэтому, учитывая свой опыт и все сложности переходного периода для религий,  христианскому Западу, для собственного же блага, надо быть более деликатными во взаимоотношениях с исламом, как молодой религией и не обрушиваться на ислам, обвиняя его при каждом удобном случае в агрессивности и радикализме. Не следует провоцировать неспокойное исламское общество необдуманными выпадами против Корана и Пророка. Если взять по большому счету, то христианский мир в ответе за все, что происходит сегодня с исламом. А до тех пор, пока он, как представитель религии, обладающей большим историческим опытом, не осознает свою ответственность за развитие ислама, не стоит христианам менторски указывать мусульманам на его недостатки. И в первую очередь это надо осознать, толерантным только на словах, политикам, христианам католикам и протестантам на Западе. Им надо не просто разглагольствовать о толерантности, а по-настоящему научиться уважать религиозные чувства других и воспитывать свою паству в уважении к другим религиям. Кроме того, не следует забывать, что традиционно, для христианской паствы западного мира мусульманский мир издавна представлялся, как захватчик и враг и, как показали последние события, остается в сознании большинства европейцев таковым, и по настоящее время.
То есть все говорит о том, что надо крепко подумать, прежде чем осуждать в чем-то исламский мир, потому что христиане Западной Европы не такие уж и ангелы, как пытаются себя выставить. А самое главное всем конфессиям надо забыть о прошлых обидах, а

Реклама
Реклама