Отъезжаете на 130 км от столицы нашей Родины, и вот она – провинция! На этот раз едем по Симферопольскому шоссе, в Тарусу.
День России в Тарусе с утра был солнечным. Народ ринулся на Оку – загорать и купаться, но часам к четырём свет поглотила тень, огромная туча вылила на город и окрестности настоящий тропический ливень, и тарусяне, разбежавшись по домам, привычно ругали Лужкова – это он всегда насылает дожди на их город, разгоняя тучи над Москвой.
Дождь прошёл, будто его и не было, и можно было снова бежать, оскальзываясь на размякшей крутизне, к реке – вода вечером тёплая, а течение несильное. На берегу все равны, в купальниках и плавках-трусах – что местные, что пришлые. Москвичи, которые однажды приехали сюда с дозиметрами и, убедившись, что радиации нет, а экология самая подходящая для их измученных урбанизацией организмов, приобрели здесь недвижимость. Теперь они являются сюда регулярно на выходные и в отпуск, с чадами и домочадцами, легко теряют свойственную столичным штучкам спесь и заносчивость и проводят с новичками курс молодого пловца. По Оке нужно плавать умеючи: во-первых, учитывать, что песчаное дно имеет то ямы, то канавы, а то вдруг ровно посерёдке выявится песчаная коса, выплыв на которую можно смело встать, продемонстрировав свою стать, и вода вам будет аккурат по колено; во-вторых, достичь мелкого места невозможно, как ни старайся, если плыть против течения. Лучше сделать так: отдаться на милость воды, а нога сама рано или поздно соприкоснётся с дном. Река Ока – она как жизнь в нашей России – не любит поперечных.
Город осмотреть тоже нужно! И сделать это легко – у нас ведь ещё два выходных впереди. Идём пешком. Всюду иконописные горки! Старожилы вспоминают, что лет тридцать назад по дорогам Тарусы – там, где частный сектор, – проходила трасса лыжников. Летом спортсмены нарабатывали выносливость, катаясь на роликах. Значит, и нам туда же. К плохим дорогам мы привычные, к отсутствию отхожих мест – тоже. На весь город один приличный общественный туалет. И один неприличный, зато утопает в зелени. Не чудо ли, достойное кисти современного мастера, рисующего световым лучом теневые стороны бытия?
Про ушедшее говорить подробно не стоит: ну, вырублен яблоневый сад и не бороздят реку катера на воздушной подушке, и что? Значит, что-то другое пришло на смену советскому прошлому. Хорошо это или плохо, но не банкоматы. В центре их нашлось всего два. И тут понеслось: две вывески над входом, двое мужчин на выходе.
Идём по улице Ленина, выходим к одноимённому памятнику, считаем – раз! Движемся к набережной, и – сразу, – два! – памятник Марине Цветаевой. Тени прошлого, запечатлённые в камне и металле. И, пусть неудачно падает свет на строгое лицо поэтессы, сделать снимок нужно обязательно.
А дальше? Выбирайте! Можно посидеть на лавочке у фонтана, высоченную струю которого выносит ветром за пределы чаши, и она, струя, изливается настоящим ручьём, не задумываясь, что этим чуть-чуть затеняет светлое впечатление от себя первоначальной…
Можно покататься на лошадке, она здесь же, готовая сегодня подхватить седока и уверенная, что в другой день его не случится…
Можно отправиться в ресторан «Якорь» или в бар, но сначала обязательно зайти в «лавку древностей», где услышать обрывок разговора о ценности выставленных в витрине икон и, полюбовавшись на небрежно списанную с оригинала(?) княжну Тараканову, купить какой-нибудь сувенир…
А можно подняться по лестнице, держась за великолепные новорусские кованые перила, скользнуть взглядом по двери и объявлениям, наклееным на её недорогой пластик, войти в небольшой магазинчик и купить там «Шардоне» или «Мерло» кизлярского завода, литровая коробка которого в два раза дешевле стограммовой косыночной Алёнки, чтобы вернуться в тень навеса у дома по Садовой улице и там закусить его шашлычком из сёмги, что мастерски приготовил гостеприимный хозяин...
А когда свет дня станет не таким ярким, разбавится тенью и пропитается запахами дыма и сырости, на клумбах сделаются почти неразличимы краски цветов – не то лилий, не то пионов, не то садовых ромашек, – вы поймёте, что только сейчас испытали щемящее чувство любви к России.
Таруса – один из старинных городов России. Он находится на возвышенном левом берегу реки Оки при впадении в неё реки Тарусы. Именно от этой реки город и получил своё название. Точное время возникновения города Тарусы неизвестно. Однако имеются данные о том, что в ХI–ХII веках Таруса стояла на месте поселения славянских племён – вятичей на территории Черниговского княжества.
Город утопал в зелени, очаровывал великолепием пейзажей. Воздух в нём отличался необыкновенной чистотой и свежестью. Местечко было тихим, уютным. Жизнь в нём текла спокойно и размеренно.
Неудивительно, что Таруса понравилась художникам, учёным, писателям, поэтам, музыкантам. В 1889 году живописность города и его окрестностей оценил известный художник В. Д. Поленов (1844–1927). В 1892 году он поселился в усадьбе Борок (сейчас – Поленово), расположенной вблизи Тарусы на правом берегу реки Оки. В этом же году в Тарусе появились первые дачники – Цветаевы. В разное время здесь жили, работали и отдыхали художники В. Э. Борисов-Мусатов, Н. П. Крымов, А. Л. Ржевская, скульптор и художник-анималист В. А. Ватагин, ученый-кристаллограф Г. В. Вульф, ученый-изобретатель П. М. Голубицкий, ученый-агроном Н. П. Ракицкий, писатели А. К. Виноградов, Н. В. Богданов, К. Г. Паустовский, С. А. Крутилин, А. И. Шеметов, поэт Н. А. Заболоцкий, пианист С. Т. Рихтер и многие другие.
для че дощатое строение
эпохи модерна сфоткали?
Тонкий наме на толстые обстоятельства
али не?