Памяти братьев СтругацкихНесколько дней назад не стало Бориса Натановича Стругацкого. Несколькими годами ранее не стало его брата, Аркадия. Не знаю, для кого как, а для меня ушла целая эпоха в советской и российской литературе. Во многом на то, что с натягом можно назвать «моим творчеством», повлияли именно они. Очень жаль, что уходят такие люди. С ними умирает часть России, часть русского народа.
Для меня первое знакомство с творчеством Стругацких состоялось примерно в 87-88 годах, мне было 11 или 12 лет. Я тогда занимался в кружке стендового моделизма и наш руководитель, Горюнов Сергей Петрович, зачитал нам отрывок из журнала, насколько помню, то ли «Огонёк», то ли «Юность». К своему стыду, не могу сейчас вспомнить название произведения. (Могу, конечно, залезть в Интернет и узнать название там, но пишу это спонтанно, а как показывает практика, спонтанно у меня часто получается лучше, чем продуманно, поэтому оставлю, как есть). Я прочёл его спустя десяток лет, но опять же, название у меня не отложилось в памяти. В том отрывке некий персонаж залез одной рукой в стоящий на полу саквояж, причём рука его погрузилась как будто этажом ниже. Вынул он её уже изменившейся до неузнаваемости. В тот раз у меня сложилось впечатление, что братья Стругацкие пишут что-то вроде ужастиков и тогда мне это показалось неинтересным.
Потом на экраны вышел фильм «Трудно быть богом». Посмотрел я его с удовольствием и где-то в то же время узнал, что один из моих любимых фильмов, «Чародеи», тоже снят по мотивам их же повести.(Хотя, как я потом выяснил, по весьма и весьма отдалённым мотивам). После этого отец принёс мне из библиотеки «Гадких лебедей». Моё мнение об Аркадии и Борисе Стругацких в корне изменилось. Дома я нашёл «Хромую судьбу». Хохотал местами до истерики и до падения с кровати. Тогда я в некотором роде «заболел» ими. Но из-за учёбы не было времени на то, чтобы всерьёз взяться за чтение. Но ближе к концу 90-х я нашёл в библиотеке что-то вроде полного собрания их сочинений и тут уже что называется, «оторвался» на всю катушку.
Был заметен резкий перелом в их творчестве, по моим прикидкам годах в 70-80. С прокоммунистической идеологии, мечты о «светлом будущем» на простую, я бы сказал, «бытовую» фантастику.
Я понимаю, что многим интересно их творчество, интересно фантазировать, что было с героями до описываемых событий или после них, но меня удручило, что несколько человек позволили себе такое и их творения вышли отдельным томом. Хотя сами Стругацкие отзывались об этом тепло. Не знаю, не люблю я такого. Хотя, признаю, есть у меня одно начинание, основанное на ином произведении. Точнее даже не произведении. Но речь не об этом – когда напишу, тогда и будет видно.
Несколько лет назад я узнал, что был снят фильм по «Гадким лебедям» с одноимённым названием. Обрадовавшись было, я его нашёл и, предвкушая радость от воплощения персонажей, уселся смотреть. Хватило меня ровно на 15 минут. Плюясь и ругаясь, я избавился от копии – сказать, что это было ужасно, это не сказать ничего. (То же самое, только в гораздо большей степени, у меня произошло с «Волкодавом» Марии Семёновой). Я понимаю, что у каждого своё видение произведения. Но иногда хочется закричать таким людям: «ЛЮДИ!!! Научитесь видеть!». И мне очень жаль, что вторая версия фильма «Трудно быть богом», в котором должен был играть Леонид Ярмольник, так и не увидела свет. Фамилия режиссёра была Герман (прошу прощения, не помню имени). Первый, всё-таки, был снят удачно – не было после его пересмотра (уже после прочтения книги) мерзкого осадка, какой бывает после того, как вы, купив в магазине пакет молока и батон идёте домой, предвкушаете, как нальёте в кружку холодного молочка, отломите (обязательно отломите, а не отрежете) кусок батона и, сев перед телевизором с идущим там «Место встречи изменить нельзя» (один из лучших, на мой взгляд, отечественных фильмов), с наслаждением проводите вечер после тяжкого трудового дня. Но, придя домой, сделав всё вышеперечисленное, вы обнаруживаете, что молоко кислое, а вместо Глеба Жеглова вам подсовывают экранизацию телефонного справочника городка Санта-Барбары. Поясню. Есть такой анекдот. Два пациента психушки беседуют. Один: «Как тебе книга, которую мы вчера взяли в фойе?». Второй: «Хорошая, но уж слишком много там действующих лиц». В это время к ним подходит медсестра: «Эй, парни, вы куда телефонный справочник дели?». И мы с мамой смеялись, что «Санта-Барбара», с её обилием персонажей, снята именно по телефонному справочнику.
Не так давно вышел фильм Фёдора Бондарчука «Обитаемый остров». Да, я согласен с ним, что он старался сделать фильм максимально приближённым к роману. Но и сюда прокрался вирус зрелищности – в современном кинематографе, если нет обилия драк, взрывов, стрельбы и крови, значит, фильм не удался. И это удручает. Становится обидно, что искусство вытеснено из умов людей обилием спецэффектов, драк и всего вышеперечисленного, а истинная игра актёров, работа гримёров, каскадёров, осветителей, декораторов, художников остаётся незамеченной. Я скучаю по фильмам в стиле «Горячий снег», «Аты-баты, шли солдаты» и им подобным. Мне жаль, что уходят такие писатели, как Аркадий и Борис Стругацкие. Мне и, думаю, многим людям будет не хватать их иронии, мудрости. Их новых произведений.
Светлая Вам память, уважаемые Аркадий Натанович и Борис Натанович.
P.S. Как я и сказал. Написано спонтанно, много путаницы, отвлечений и прочего мусора. Просто хотелось это сказать. Если то, что я тут написал, кому-то придётся не по нраву, я ничего не буду переделывать. А если этой статье не суждено увидеть из-за этого белый свет – что ж, пусть. Оставлю для себя. Тем не менее, спасибо читателям за потраченное время.
|