Автор: Малышева Наталья
Журнал: № 6 (302), Июнь, 2019
Теги статьи: Тамерлан
Не годен воистину вождь, битву не ведающий.
Листы Сада Мории. Зов, 3.02.1922 г.
В сонное время не рождается Вождь, но дни стремлений и дни тягостей создают и Вождя.
Напутствие Вождю, 113
Философы и историки, пытающиеся понять закономерность развития отдельных стран и народов, нередко задаются вопросом: что является движущей силой и обусловливает ход тех или иных событий, влияет на подъём и упадок жизни народов, возникновение восстаний и войн? Их выводы однозначны: основную роль в этих процессах играют выдающиеся личности, вожди и национальные герои. Именно они делают историю. Такие люди отличаются огромной волей, целеустремлённостью, дальновидностью. Путь их тернист и нелёгок, и обычно только будущее может дать истинную оценку их деяниям.
Таким был Тамерлан — государственный деятель, полководец, один из величайших завоевателей мира, сыгравший судьбоносную роль в жизни народов Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. В мировой истории есть лишь несколько подобных ему успешных полководцев: Александр Македонский, Ганнибал, Чингисхан, Александр Суворов.
Его называли правителем мира, он сочетал в себе беспощадность и тонкое понимание значения искусства и науки. Он — основатель империи Тимуридов со столицей в Самарканде, от него берёт начало династия Великих Моголов, к которой принадлежал Акбар Великий.
О Тамерлане сложено немало легенд и написано множество книг. Исследователи порой относятся к нему диаметрально противоположно и на протяжении многих веков ведут споры: куда отправить его — в ад или в рай мировой истории? Однако масштаб его личности не укладывается ни в одно из расхожих клише. В конце концов исследователи пришли к выводу, что чёрно-белый подход к Тамерлану не уместен. Более того, в наше время всё чаще говорят о необходимости его исторической реабилитации.
Н.К. Рерих писал: «Истина не познаётся расчётами, лишь язык сердца знает, где живёт великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведёт человечествок восхождению. (...) О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Часто даже в кажущихся отрицательных мифах заключено уважение к потенциалу внутренней мощи»1.
Существует несколько исторических источников, на которые обычно опираются при изучении жизни и деяний Великого эмира. Наиболее ценным и достоверным документом является так называемая «Автобиография», предположительно написанная со слов самого Тамерлана. Это теоретический трактат о природе власти правителя, а также описание практического выполнения «владыкой мира» своей миссии на земле. Тамерлан говорит: «Всевышнему благоугодно было поставить меня пастырем народа, возложить на голову мою венец царский и утвердить меня на престол».
Следующий источник — «Зафар-наме», или «Книга побед», труд персидского историка Шарафаддина Язди. Это первая официальная история Тимура, написанная при его жизни и охватывающая период в 46 лет. Её влияние на сочинения последующих авторов было очень значительным.
Многие исследователи опираются на труд Ибн Арабшаха, пленённого Тимуром в юности. Он написал биографию великого завоевателя — «Тамерлан или Тимур — Великий Амир».
Ещё один источник, из которого можно почерпнуть важные сведения, — «Уложения Тимура», письменный свод законов. Это своего рода наставление, как отмечает Тимур, «моим детям, счастливым завоевателям государств, моим потомкам — великим повелителям мира». В нём содержится много ценных указаний по устройству государства, армии, а также сведения об истории родного для Тимура Чагатайского улуса. Свод законов отражает взгляды Тимура на общество, определяет права и обязанности должностных лиц, социально-политическую жизнь.
Невозможно в короткой статье сколько-нибудь полно представить такую легендарную личность, как Тамерлан. Нам важно понять идею, цель, которая вела его по жизни, понять его характер, принципы действий и поступков и осмыслить явление Тамерлана как вождя. Перенесёмся в эпоху Средневековья, когда в Европе пылают костры инквизиции, идут крестовые походы, разгорается Столетняя война, неся за собой страшные жертвы. В Средней Азии в борьбе за власть безжалостно истребляют друг друга эмиры и ханы. Именно в эту эпоху родился, жил и творил наш герой — Тимур (Тамерлан). Исследователи полагают, что во многом именно жестокая историческая действительность определила его характер и его деяния. Сказано, что «ни один Великий Вождь своего народа никогда не приходил на землю с оливковой ветвью в руке. Они неизменно приходили с мечом... Оливковая ветвь появляется лишь тогда, когда меч исполнит свою работу...»2
Родился Тимур в оазисе Кеш, ныне известном как узбекский город Шахрисабз (Зелёный город), примерно в 70 км от Самарканда. В селении, окружённом пустыней, было нескольких десятков глинобитных домиков и войлочных юрт. Именно здесь в 1336 году, предположительно 9 апреля, появился на свет будущий завоеватель. В хрониках записано, что в этот день на землю пролился пепельный дождь. Мальчик родился с белыми, как снег, волосами, а в зажатом кулачке была запёкшаяся кровь. В семье это приняли как знак с небес, и отец новорождённого Тарагай объявил, что его сыну суждено стать великим воином. В соответствии со своими представлениями о военном будущем сына он дал ему имя Тимур, что в переводе с монгольского означает «железо».
Отец Тимура происходил из тюрко-монгольского племени барлас, когда-то поддержавшего Чингисхана и пользовавшегося уважением, но барласы не входили в так называемую золотую семью потомков Чингисхана и не имели права на монгольский престол как в Центральной Монголии, так и в любой другой части империи. Однако к тому времени великая Монголия уже не была таковой. Сразу после смерти Чингисхана она распалась на четыре улуса, и несколько десятков лет здесь велись междоусобные войны. Чагатайский улус был также раздираем постоянными войнами и конфликтами между местными эмирами. В 1347 году улус распался на два отдельных государства — Мавераннахр и Моголистан.
Вопрос о принадлежности Тимура к потомкам Чингисхана вызывает споры. Историк Ибн Арабшах утверждает, что корни Тамерлана восходят к Чингисхану по линии матери, однако это не принимается большинством историков, считающих, что Тамерлан не был чингизидом и поэтому он правил как эмир (от арабского слова «повелитель», «принц»), а не хан. Н.К. Рерих, ссылаясь на французского учёного Р. Груссе, в очерке «Монголы» пишет: «Тимур, сочетавший в себе стремление к изысканности Ирано-Индийской культуры с суровым укладом аскета, явился одной из наиболее красочных фигур Индо-Иранского мира. Таким образом, — подытоживает Н.К. Рерих, — правнук Чингис-хана, через Барласский род, остаётся в нас уже под освещением вдумчивого учёного»3.
Когда Тимуру исполнилось 20 лет, он поступил на службу к одному эмиру. Но возник заговор: Тимура хотели убить, чтобы освободить это место для другого человека. Он бежит и встречает друга своей юности — эмира Хусейна. Эта пора их жизни полна опасных приключений и драматических событий. Они ввязываются в войну с сильными ханами, проигрывают её, попадают в плен к врагу. Два месяца их держат в яме и намереваются продать в рабство. Спасло Тимура и Хусейна то обстоятельство, что за время их пленения здесь не прошёл ни один караван.
Бежав из плена, друзья создают маленькую кочевую армию и начинают боевые действия, которые длятся несколько лет. Когда отряд увеличился до трёх сотен, с Тимуром стали считаться и нанимать для войны с соседями. Это был воюющий мир, и такой отряд быстрого реагирования был необходим многим ханам. Но в 26-летнем Тимуре пока ещё никто не видит «великого завоевателя вселенной», как его позже стали называть современники.
Осенью 1362 года, во время ночного нападения одного из вражеских ханов, Тимур оказался на волосок от смерти. В бою он лишается двух пальцев на правой руке, у него разбита коленная чашечка. На всю жизнь Тимур остался хромым. Именно после этого сражения он получил своё второе имя — Тэмерленг, то есть «железный хромец» — так его прозвали враги. Со временем это прозвище трансформировалось в грозное имя Тамерлан, ставшее знаменитым на весь мир и вызывавшее трепет и почитание на огромных просторах Азии и в Европе.
В книге «Озарение» находим слова Великого Учителя, поясняющие причину хромоты Тимура: «Когда Я предупредил одного знатного наездника научиться соскакивать на скаку с коня, он считал это противным обычаям его страны степной. Но когда бешеный конь занёс его на стремнину берега, пришлось неумело соскочить и остаться хромым»4.
После нескольких лет типичной для средневековой Азии разбойничьей войны Тамерлан и Хусейн одержали победу над местными ханами и эмирами, а потом, на почве борьбы за первенство, стали злейшими врагами. Хусейн решил стать главой объединённого Чагатайского улуса, присоединить другие земли и возродить величие хотя бы этой части империи Чингисхана. Тимур тоже захотел заняться объединением Чагатайского улуса, и между бывшими друзьями началась война. Хусейн был схвачен и выдан родственникам убитых им людей, они и расправились с ним по законам кровной мести. Так в 1370 году Тамерлан стал во главе Мавераннахра.
Впрочем, историки утверждают, что друзей рассорила не только борьба за власть. Тимур и Хусейн были не просто соратниками, но и родственниками. Сестра Хусейна Ульджай-туркан-ага была женой Тимура. Но в 1367 году она умерла, и уже ничто не могло сдержать их вражды. А когда Тимур разбил Хусейна, то взял в жёны его вдову, Сарай-мульк-ханым. Женившись, он породнился с чингизидами, так как его жена была дочерью чингизида — Казан-хана. Сарай-мульк-ханым стала любимой женой Тимура-Тамерлана, она пользовалась его неограниченным доверием и имела огромный авторитет при дворе. Биби-ханум, как её позже стали называть, воспитала большинство детей и внуков Тимура. Только она могла встречать мужа из походов, что считалось большой привилегией.
Великий эмир был способен на истинную, нежную и верную любовь. Он испытывал огромную привязанность к своей семье и для близких был готов на всё. До конца жизни он был признателен своей сестре Туркан-Ака, выручившей его из беды в юности. Для неё он построил самый красивый мавзолей. Воюя в Моголистане, Тимур увидел во сне, что его сын Джахангир находится при смерти; он остановил боевые действия и возвратился в Самарканд. А смерть любимого 19-летнего внука Мухаммеда-Султана, которого он прочил в свои преемники, вызвала у него сильнейший приступ отчаяния. Рождение же внука Улугбека, будущего правителя государства и великого учёного, обрадовало его настолько, что он помиловал всё население города Мардина. Тимур проявил снисходительность к племяннику, который его предал, хотя предательство он считал одним из величайших преступлений.
О внешности Тамерлана мы можем судить по дошедшим до нашего времени портретам и скудным словестным описаниям. Однако все известные портреты Великого эмира написаны после его смерти. Тимуридские миниатюры могут дать о нём лишь приблизительное
