Баха́уддин Муха́ммад ибн Бурха́нуддин Мухаммад аль-Бухари́ (перс. بهاءالدین نقشبند; или Баха́уддини Балогардон, март 1318, Касри-Хиндуван (ныне Каганский район) близ Бухары, Узбекистан — март 1389, там же) — религиозный деятель, известен также как суфийский учитель, считается основателем значительного суфийского ордена Накшбанди (фактически он является седьмым шейхом ордена). Известен как Баха́уддин На́кшбанд, Ходжаи Бузург и Шахи Накшбанд.
Содержание
1 Биография
2 Религиозная деятельность
3 Примечания
4 Литература
Биография
Баха-ад-Дин родился в семье ремесленника в деревне Касри-и-Хиндуван, который находился в одном фарсахе от Бухары[1]. Практически всю свою жизнь он провёл в Бухаре или недалеко от неё.
Прозвище Накшбанд с таджикского означает «наносящий узор». Интерес к суфизму получил от деда. Первым его учителем был шейх Мухаммад Баба Самаси, умерший в 1340. Он направил его к шейху Амиру Кулалю, который посвятил его в общество дервишей ходжаган. Духовную инициацию (руханийа) Бахауддин получил от Абдул-Халика Гидждувани, которого он увидел во сне и который собственно направил его к Кулалу.
Бахауддин Накшбанд скончался в марте 1389 года и был похоронен в родном селе Касри-Арифон.
После смерти Накшбанд был признан святым, а также покровителем Бухары, в окрестностях которой провёл всю свою жизнь. Над его могилой в 1544 году построили мавзолей, ставший местом паломничества среднеазиатских мусульман.
Письменных трудов не оставил.
Его биография практически неизвестна, потому что он запретил ученикам записывать его деяния, и большинство сочинений появилось после его смерти. Трактат Анис ат-Таибин, который написал Салахаддин Мухаммад Бухари (ум. 1383), посвящён больше вопросам духовности и морали.
Религиозная деятельность
На протяжении 7 месяцев Бахауддин Накшбанд учился практике «тихого зикра» у Арифа Диггарани. Затем 2—3 месяца провёл в Нахшабе в сообществе шейха Касима из суфийского ордена Ясавия. После этого провёл 12 лет у ясавийского шейха Халила ата. Вскоре он возвращается в родное село, где создаёт свою собственную суфийскую школу.
Он лишь трижды покидал родную Бухару: два раза, чтобы совершить хадж, и в третий раз, чтобы посетить Герат.
Бахауддин был сторонником простоты и непритязательности вплоть до аскетизма, и отвергал обряды и показную набожность. Он сформулировал 11 правил медитации (мушахида). Накшбанд распространил «тихий зикр» с определённой методикой дыхания. При этом он отрицательно относился к показным сорокадневным постам, бродяжничеству, публичным радениям (сама) с музыкой и танцами и громкому зикру, считал бесполезным принцип силсила ал-барака, когда благодать (баракат) передаётся шейхам персонально по линии передачи от основателя. По его представлению, баракат даруется непосредственно Богом, но не от шейха или патрона.
Его принципами были: духовная чистота, отказ от роскоши и стяжательства, непритязательность, отказ от контактов с властями, затворничество в обители и узком кругу. При этом суфий должен строго следовать Сунне и выполнять все предписания шариата.
Его 11 правил включают 8 от Гидждувани и 3 дополнительных, на которых основан теперь орден Накшбандийа:
Вукуфи замани — пауза для самоконтроля. Постоянный самоконтроль за своим временем: если праведно, должен благодарить Аллаха, а если неправедно, должен просить прощения.
Вукуфи адади — пауза для счёта. Повторять индивидуальный зикр отправлялся в строгом соответствии с установленным числом повторов и установленным ритуалом.
Вукуфи калби — пауза для сердца. Мысленное представление сердца с именем Аллаха, чтобы ощущать, что в сердце нет ничего, кроме Аллаха.
Общество Накшбандийа изначально опиралось на городское население, но впоследствии распространилось и среди кочевников, деятельность общества привела к распространению ислама по всей Средней Азии. Постепенно общество распространило свою деятельность на османскую Турцию, Индию, а потом и мусульманское Поволжье.
Эмблемой общества является сердце с вписанным в него словом «Аллах».
Имам Абу Мансу́р Муха́ммад ибн Муха́ммад ибн Махму́д аль-Матури́ди ас-Самарканди́ (араб. أبو منصور محمد بن محمد بن محمود الماتريدي السمرقندي; (852-944) исламский мыслитель, основатель и эпоним одной из школ калама — матуридизма, которая оказала значительное влияние на развитие суннитской теологии, особенно среди последователей ханафитского мазхаба. Его учение сочетает рационализм и приверженность текстам откровения, что сделало его одной из самых авторитетных фигур в исламской теологии. Аль-Матуриди сыграл ключевую роль в систематизации исламской теологии, опираясь на разум для объяснения сложных вопросов веры и религиозных практик. Он родился в 852 году в деревне Матурид, расположенной вблизи города Самарканд, который в тот период был одним из крупных культурных и научных центров исламского мира. Этот регион был известен своими высокоразвитыми образовательными традициями. В Самарканде Имам получил образование, став одним из самых влиятельных теологов своего времени, чьи работы оказали значительное влияние на развитие исламской теологии.
Его доктринальная школа остается одной из трёх основных школ теологии наряду с ашаризмом и асаризмом.
Содержание
1 Биография
2 Наследие
3 Труды
4 Память
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Биография
Абу Мансур аль-Матуриди родился в селении Матурид близ Самарканда[4]. Ханафитскому фикху и другим религиозным дисциплинам обучался в Самарканде[5][6]. Впоследствии аль-Матуриди сам преподавал фикх и калам[5]. О его жизни известно очень мало, ханафитские табакаты упоминают о нём лишь мимоходом. Из этих источников известны имена его учителя Абу Насра аль-Ийяди и нескольких близких учеников. Лишь в «Табсират аль-адилла» Абу-ль-Муина ан-Насафи (ум. 1114) содержится детальная информация о трудах и учении аль-Матуриди, а также сведения о его современниках и учениках[7].
Согласно ан-Насафи, аль-Матуриди состоял в кружке учеников упомянутого известного исламского богослова Абу Насра аль-Ийяди. Вместе с ним в это же время обучались Абу-ль-Касим аль-Хаким ас-Самарканди, Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Йаман ас-Самарканди и Абу Салама Мухаммад ибн Мухаммад. Другим его учителем был Абу-ль-Хасан ар-Рустугфани (Рустагфани), автор трудов «Иршад аль-мухтади» и «Китаб аз-заваид ва-ль-фаваид». Известно, что аль-Матуриди и ар-Рустугфани диспутировали о том, как судить о человеке, который при попытке установить истинное положение дел, сбился с правильного пути в результате своего иджтихада (самостоятельного умозаключения). Первый посчитал, что такой иджтихад является неправильным, а второй аргументировал тем, что умозаключение будет правильным вне зависимости от того, установил ли он этим самым истинное положение дел или нет[7].
Все источники называют датой смерти аль-Матуриди 332 либо 333 год хиджры (940 год). Многие при этом упоминают о том, что он умер чуть позднее Абу-ль-Хасана аль-Ашари. Его могила находится на кладбище учёных в районе Чокардиза[узб.] (Йакардиза) в Самарканде. Согласно аль-Кураши, тело аль-Матуриди покоится в тюрбе под названием Турбат аль-Мухаммадин, где похоронено более 400 мусульман с именем Мухаммад[7].
Наследие
На ряд вопросов калама аль-Матуриди и его последователи давали ответы в том же духе, что и ашариты, отдавая предпочтение рационалистическому истолкованию священных текстов[8]: они считали Коран извечным в отношении его смысла и возникшим во времени в отношении словесного выражения этого смысла, считали, что праведники могут лицезреть Аллаха в потустороннем мире, не уточняя характера этого лицезрения, что все человеческие действия творятся Богом, а человек лишь присваивает (кясб) их себе благодаря воле и способности, что сущностные атрибуты Аллаха (знание, могущество и др.) реальны и извечны[5]. Но в отличие от ашаритов аль-Матуриди признавал извечность не только сущностных атрибутов Бога, но и извечность атрибутов действия; как и мутазилиты считал, что у человека есть свобода воли, в том числе — выбора между двумя противоположностями, что вера заключается в словесном признании Аллаха, а не в соблюдении религиозных обрядов[5].
Учение аль-Матуриди распространилось среди ханафитов Мавераннахра[5].
Абу Мансур аль-Матуриди преуспел в диспутах, которые вёл с представителями различных мазхабов как из самого Самарканда, так и из его окрестностей. Он вступал в дискуссии с каррамитами, шиитами и мутазилитами[9], посвятив опровержению их взглядов один из своих трудов[6].
Труды
Труды аль-Матуриди можно разделить на следующие категории:
Труды по каламу и искусству диспутов.
Труды по усулю.
Труды по тафсиру и кораническим наукам.
Труды о распоряжениях (васайа) и обращении к Аллаху (мунаджа)[9].
Из сочинений аль-Матуриди известны, в частности:
«Та'вилят аль-Куръан» (араб. تأويلات القرآن) — комментарий к Корану. Другое название книги: "Та'вилят ахль ас-Сунна" تأويلات أهل السنة , но более известная как "Тафсир Матуриди تفسير الماتريدي". В 2019 г. в казанском издательстве "Хузур" вышел русскоязычный перевод избранных глав книги. В 1981 г. в издательстве «Islamic Foundation Bangladesh» вышел английский перевод избранных глав книги под названием «An introduction to al-Maturidi's Taʼwilat Ahl al-Sunna». Переводчик Мухмммад Мустафизур Рахман. В 2021-2023 гг. вышел полный перевод на тур.яз. в 18-ти томах в издательстве «Ensar Neşriyat». 17 томов+1 том добавочный (содержание и указатель). Переводчики Мехмед Эрдоган и проф. Бекир Топалоглу. В 2005 г. в издательстве "Mizan" вышел перевод в четырех томах на тур.яз. (переводчик Ахмед Ванлиоглу).
«Шарх аль-фикх аль-акбар» (араб. شرح الفقه الأكبر) — толкование трактата «Аль-фикх аль-акбар» Абу Ханифы[6]. В 2014 г. на тур.яз. вышел перевод под названием «İslam İnanç Esasları» в издательстве «İsveç Diyanet Vakfı».
«Ма'ахиз аш-шара'иг фи усуль фикх» (араб. مآخذ الشرائع أصول الفقه) — книга по фикху.
«Китаб аль-макалат» (араб. كتاب المقالات) — книга по каламу.
«Китаб ат-таухид» (араб. كتاب التوحيد — «Книга о единобожии») — книга, излагающая основы ислама с позиций учения матуридизма. Написана в 940 г. В 2021 г. вышел полный русский перевод книги в Казанском издательстве "Хузур" (переводчик А.Адыгамов). В 2021 г. вышел турецкий перевод Тахира Улучи в издательстве «Ketebe». В 2002 г. проф. Бекир Топалоглу выпустил комментированный перевод на тур.яз. под названием "Kitâbü't-Tevhîd" в издательстве «İslâm araştirmalari merkezi - İSAM Yayınları». Переиздание было осуществлено в 2003, 2005, 2014, 2015, 2016, 2018, 2019, 2020 и 2021 г. В 2021 г. на интернет-портале Azan.kz вышел цикл из 65 уроков на русском языке по книге «Китаб таухид». В 2019 г. вышел англоязычный перевод под названием «The Book of Monotheism» в издательстве «Maturidi Publications». Переводчик Сулайман Ахмед.
«Радд аваиль аль-адилля» (араб. رد أوائل الأدلة) — критика труда «Аваиль аль-адилла» мутазилита Абу-ль-Касима аль-Кааби аль-Балхи[нем.] (886-931 гг.).
«Баян вахм аль-мутазила» (араб. بيان وهم المعتزلة) — критика воззрений мутазилитов.
«Ар-Радд 'ала усуль аль-карамита» (араб. الرد على أصول القرامطة) — критика воззрений карматов.
«Радд китаб аль-имама ли-ба'д ар-равафида» (араб. رد كتاب الإمامة لبعض الروافض)
