1
Среди известных анекдотов, хранящихся в памяти любознательных ценителей истории русской культуры, история создания памятника Александру третьему, работы Паоло Трубецкого, имеет одно особое качество, она давно стала частью русского разговорного эпоса, фольклора и известна очень многим жителям России не только благодаря серии передач Эдварда Радзинского, посвященных в большей степени истории русской революции, чем искусства. Между тем, Паоло (Павел Петрович) Трубецкой - классик русского искусства: автор лучшего скульптурного портрета Исаака Ильича Левитана и бюста Льва Толстого, он попал в учебники еще и как создатель гениального по выразительности памятника русской монархии. Конный памятник Самодержавию, Православию и Народности, ставший одновременно их обличением - выдающаяся заслуга этого мастера.
Легендарная статуя всегда была объектом насмешек и злых эпиграмм, которые до сих пор ходят по стране, игнорируя официальный статус монумента и его создателя. Известные слова самого скульптора об этой своей работе, "одно животное на другом" я услышал еще школьником, также рассказывали анекдоты про маршала Гречко и армянское радио.
Обратившись к точным историческим сведениям, мы узнаем, что по времени эта наиболее значительная работа Трубецкого совпала с первой русской революцией и вошла в летопись революционных событий. Памятник был открыт 5го июня 1909 года на Знаменской площади, ныне площадь Восстания, перед Николаевским, ныне Московским, вокзалом, и сразу показался публике "оскорбительной карикатурой", таково было мнение Великого князя Владимира Александровича, брата Александра третьего, к таким же выводам пришла комиссия по сооружению монумента и сам Николай второй. Однако, "оскорбительную карикатуру" встретили бурными аплодисментами, памятник поразил совершенным портретным сходством и , очевидно, удовлетворял стремлению царской семьи к своим русским корням. Иными словами, Трубецкой изобразил Александра третьего простым русским мужиком.
Это же качество скульптуры привело к скандалу. Созданный художником образ оказался слишком нелицеприятен: в фас и три четверти всадник всегда производил впечатление величия, а в профиль - комизма, подтверждая и иллюстрируя знаменитые слова Наполеона "от великого до смешного - один шаг". Эта амбивалентность общего впечатления объясняется очень просто: грузная посадка обычного сельского урядника на лошади тяжеловозе, таким предстает Александр третий в этом создании искусства, видна именно в профиль, когда же мы смотрим на него в упор, всадник давит на нас по фронту. Тоже впечатление двойственности производит и его лицо: в фас - это лицо идола, а в профиль - деревенского мужика. Вся эта история насмешила публику и дала повод для ожесточенной критики. Корней Чуковский в небольшой книге воспоминаний о Репине рассказывает, как "обрадовался он тому дерзкому памятнику, который поставил в столице Александру третьему скульптор Паоло Трубецкой.", и как "невзирая на травлю черносотенной прессы, бурнопламенно прославлял эту карикатуру на царя миротворца."
Русская печать с самого начала подробно освящала создание монумента. "Петербургский листок", например, постоянно публиковал бюллетени самого верноподданнического тона о ходе работы "талантливого скульптора" над "памятником царю Миротворцу". Известный фельетонист Влас Дорошевич в своих публикациях заступался за скульптора и дерзил правительству. Некоторые журнальные плюхи и эпиграммы тиражируются по сей день, как например, известная "третья дикая игрушка у российского холопа, был царь-колокол, царь-пушка, а теперь еще царь-жопа." Подобные шутки провоцировали политический скандал. После открытия памятника против Трубецкого выступила Императорская Академия Художеств, обругав его "неучем в искусстве". В 1912 году вмешалась Государственная Дума, народные представители потребовали убрать памятник с площади. Тогда же произошел первый прецедент изменения текста на постаменте. Бывшие первоначально слова "Императору Александру третьему, Державному основателю Великого Сибирского пути", которые должны были напоминать о начале строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, по приказу Николая второго заменили словами "Любящий сын - возлюбленному отцу". Таким образом, что-то менять, переделывать, надеясь заклинаниями справиться с разразившимся скандалом начали сами заказчики монумента. Дальнейшее развитие событий показало насколько дурной пример заразителен.
После февральской революции временное правительство постановило использовать памятник как часть агитационного оформления Знаменской площади в дни революционных праздников и торжеств. Бронзовый всадник получил официальный статус всероссийского посмешища.: его украшали красными знаменами и транспарантами с различными лозунгами. В 19м году на передней и боковых гранях постамента была выбита эпитафия "Предпоследнему самодержцу всероссийскому" от пролетарского поэта Демьяна Бедного, озаглавленная "Пугало". К 10й годовщине революции памятник заключили в железную клетку и украсили символикой нового государства, к 20й - в 1937м году Сталин распорядился демонтировать памятник и, сняв его с постамента, переместить во внутренний двор Русского музея.
Начав свою небольшую работу, я думал о том, что же в самой скульптуре предопределило это развитие событий. С другими памятниками русским царям так не поступали, их либо уничтожали, как часть культа дома Романовых, который всегда граничил с идолопоклонством, либо охраняли и берегли, как национальное достояние. Так был уничтожен памятник тому же Александру третьему работы Опекушина в Москве, стоявший у храма Христа Спасителя, так были уничтожены очень многие монументы, портреты и статуи.
Произведение Трубецкого сохранили в силу его превосходных качеств. Во время блокады оно оказалось единственной большой скульптурой города на Неве, в которую все-таки попала фугасная бомба. Сотрудники Русского музея полностью закопали скульптуру в речной песок, который носили вручную с набережной, закрыли ее также накатом из бревен, сверху все это засыпали слоем земли и засеяли газонной травой. В результате, бомба ( по другим сведениям, это был артиллерийский снаряд) не смогла серьезно повредить монумент. Когда в 1953м году, уже после смерти Вождя народов, ее извлекли на поверхность и очистили от земли, выяснилось, что немного пострадал только позумент шашки и сбита узда лошади.
Всадник еще долгое время находился во внутреннем дворе музея, между флигелем Росси и корпусом Бенуа. Он был снова нормально установлен в 1994м году, но, конечно, уже не там, где его поставили Трубецкой и Шехтель. Здесь также интересны подробности. Мраморный дворец, перед которым сейчас инсталлирован памятник, только в 90ые годы стал филиалом Русского музея, до этого там располагался Музей революции. Александра третьего водрузили на месте, известного со времен гражданской войны, броневика "Враг каптала", с которого в Октябре 17го года якобы выступал Владимир Ильич Ленин. (см. примечание).
Желая разобраться во всех этих сведениях, я всерьез заинтересовался творчеством Паоло Трубецкого, и теперь эта статья или очерк творчества художника могли бы начать разрастаться до монографии. Трубецкой много работал в России, Европе и Америке, преподавал в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, входил в объединение "Мир искусства", крупнейшее объединение русских художников, существовавшее до 1924 года. Он оказал влияние не только на русское искусство, его значение в культуре 20го века было гораздо большим.
2
Да простит мне читатель определенную долю юмора при изложении этих событий. Серьезность таких явлений как русская революция и мировая война делает всю историю создания памятника царю Миротворцу еще более комичной, чем она была на самом деле. Деятельность миротворцев часто приводит к катастрофе, правление Александра третьего и его наследников закончилось гражданской войной, бывшей прямым следствием их политики. Но. я не собираюсь сочинять очередной пасквиль на монархию, с этой задачей прекрасно справился сам Трубецкой и ряд других авторов. Мне интересно то. что большая советская скульптура, физкультура и спорт вообще многим обязаны Трубецкому. Начать с того, что его крупнейшая работа в России с марта 17 года была постоянным участником праздничных инсталляций. Но и сама школа советской скульптуры, как раз ее официальный стиль во многом была сформирована трудами его учеников: Александра Матвеева, оставившего интересный бюст своего учителя, и Николая Андреева, классика советского искусства, немало потрудившегося для создания скульптурной ленинианы. За несколько лет работы в России Трубецкой смог повлиять на будущее развитие советского искусства, стал классиком, художником, не столько следовавшим классическим образцам, сколько определившим дальнейшее.
Итак, в учебниках по истории всегда публиковали портрет Левитана. созданный Трубецким на рубеже столетий. В некоторых изданиях можно было увидеть и изображение памятника Александру третьему, как правило это была фотография 1910 года, та, где на первом плане стоит сам Паоло в темном костюме тройке и в котелке. На этой фотографии мы видим как всадник выглядел на постаменте, который спроектировал Шехтель. Ровный параллелепипед из красного валаамского гранита, у переднего края которого царь навеки остановился, круто натянув поводья лошади, постамент лишен какой-либо геральдики и декора. и сам является символом стабильности миропорядка. В эпоху модерна этот "комод", так его обругали в народе, воспринимался как антитезис живой естественной формы, антитезис живого развития, движения и ритма. Жесткость конструктивного решения говорит о принципиальности метода. Основная мысль, идея, воплощена в ясном пластическом образе.
Но, Паоло известен не только этой, пусть и крупнейшей своей работой. Среди его друзей и моделей были великие князья, финансисты, выдающиеся деятели культуры, артисты, ученые, дети, а также животные, лошади, собаки, волки, медведи. По воспоминаниям Александра Бенуа известно, что в петербургской квартире Паоло жил ручной медвежонок. Тоже вспоминает о нем и Остроумова Лебедева, "Он любил животных, в те годы в его мастерской жил волк, многолетний его друг. Он воспитал его вегетарианцем, не давая никогда животной пищи. С волком Трубецкой ходил по улицам города. Потом там жили еще медведь, обезьянка и маленькая собачка. И ко всему этому звериному сообществу надо еще прибавить лошадь. И все животные как-то между собою ладили и не обижали друг друга."
Среди известных портретов Льва Толстого, сделанных Трубецким, есть
