Произведение «На распутье - 1»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 16 +1
Дата:

На распутье - 1

Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко

и среди звезд устроил гнездо твое,

то и оттуда Я низрину тебя,

говорит Господь.

Авдий 1:4

Эти слова из Библии использовал в качестве эпиграфа к своему роману  "Распутин" известный писатель Эдвард Станиславович Радзинский.
Основные биографические факты жизни "святого странника" Григория Ефимовича Распутина, описанные историком, мало чем разнятся со статьёй из Википедии.
Вот что известно о родословной Друга семьи Романовых.

Родоначальником рода Распутиных был «Изосим Фёдоров сын». В переписной книге крестьян села Покровского за 1662 год говорится, что он с женой и тремя сыновьями — Семёном, Насоном и Евсеем — пришёл на Покровскую слободу за двадцать лет до того из Яренского уезда и «стал на пашню». Сын Насон позже получил прозвище «Распута». От него пошли все Распуты, ставшие в начале XIX века Распутиными. По дворовой переписи 1858 года в Покровском значилось более тридцати крестьян, носивших фамилию «Распутины», в том числе и Ефим, отец Григория. Фамилия происходит от слов «распутье», «распутица», «перепутье»[4].
Рождение
Григорий Распутин родился 9 (21) января 1869 года[5][6] в семье ямщика Ефима Яковлевича Распутина (1841—1916) и Анны Васильевны (1839—1906; в девичестве Паршуковой) в селе Покровском Тюменского округа Тобольской губернии Западно-Сибирского генерал-губернаторства, ныне село — административный центр Покровского сельского поселения Ярковского района Тюменской области. В метрической книге Слободо-Покровской Богородицкой церкви Тюменского округа Тобольской губернии имеется запись о рождении 9 января 1869 года[5][6] у Ефима Яковлевича Распутина и его жены Анны Васильевны сына Григория. Крещён он был 10 января. Восприемниками (крёстными) были дядя Матфей Яковлевич Распутин и девица Агафья Ивановна Алемасова. Имя младенец получил по существовавшей традиции нарекать ребёнка именем того святого, в день которого был рождён или крещён. День крещения Григория Распутина — 10 (22) января 1869 года, день празднования памяти святителя Григория Нисского[7].

Сам Распутин в зрелые годы сообщал противоречивые сведения о дате рождения. По мнению биографов, он был склонен преувеличивать свой истинный возраст, чтобы более соответствовать образу «старца»[8]. Источники сообщают различные даты рождения Распутина между 1864 и 1872 годом. Так, историк К. Ф. Шацилло в статье про Распутина в БСЭ сообщает, что тот родился в 1864—1865 году[9].
О начале жизни тобольского мужика в качестве "божьего человека" Радзинский
писал...
В молодости Распутин много болел. После паломничества в Верхотурский монастырь обратился к религии. В 1893 году Распутин странствовал по святым местам России, побывал на горе Афон в Греции, потом — в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками.
О тернистом пути к "святости" можно прочитать в короткой научной статье.
Расхождения по фактам с романом небольшие.Но Радзинский утверждает, что Распутин
появился не на распутье,а стал известен в светских кругах больше как распущенный и безнравственный человек.
Как же получилось, что малограмотный, глупый,но нахальный мужик стал у руля
политики Петербурга?
Автор кропотливо прослеживает путь юродивого Гришки до мудрого провидца.

... Как и отец, Григорий подрабатывал ямщиком – возил седоков на своих лошадях по тракту. И однажды пришлось ему вести в Тюмень Мелетия Зборовского, студента Духовной академии, впоследствии епископа и ректора Томской Духовной семинарии. Заговорили они о Боге – и разговор произвел переворот в душе молодого Распутина. Видимо, душа его ждала давно такой беседы – о «Боге милостивом, который ждет возвращения к Себе блудного сына до последнего человеческого вдоха, и в час двенадцатый прийти к Нему не поздно». Мелетий сказал ему главное: «Иди и спасайся».

И захотелось продолжения той беседы... Но от худо образованного сельского священника в Покровском не сумел получить Григорий то, что получил от будущего магистра богословия. И тогда решил отправиться сам на поиски духовной пищи – «ангельского хлеба души человеческой».

Начинается жизнь странника. Сначала идет он в монастыри, близкие от Покровского, – в тюменские и тобольские обители. Во время странствий вдоль берегов полноводной Туры, как он писал в «Житии»: «Я воображал в очах картину самого Спасителя, как Он ходил берегами... Природа научили меня любить Бога и беседовать с Ним». Языческое, первобытное поклонение Природе важно для будущих его поучений: Бог, живущий в деревьях, звенящий в голосах птиц и глядящий из каждой травинки на путника...

В свое село Григорий возвращается иным. Именно тогда, в странствиях, он постигает некую мистическую тайну... И теперь его все чаще посещают видения, они становятся его реальностью. В этих видениях он все яснее «чувствует в себе Божественное»... «Как-то, – рассказывал он, – заночевал в комнате, где была икона Божьей Матери... посреди ночи проснулся и вижу, что икона плачет: „Григорий, я плачу о грехах людских. Иди, странствуй и очищай людей от грехов“.

Но в Покровском не поверили вчерашнему пьянице и вору. Смеялись над ним и дома. И вот однажды, во время молотьбы, когда домашние стали потешаться над его рассказами, он «воткнул лопату в ворох зерна и, в чем был, опять пошел по святым местам».

Так деревенщина стал новым человеком – бросил пить и курить, перестал есть мясо и сладости и превратился  из вора и пьяницы в божьего посланника на Земле.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама