Произведение «Что такое Филия по-русски?» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Произведения к празднику: День воссоединения Крыма с Россией
Автор:
Читатели: 14 +14
Дата:
«Филия»

Что такое Филия по-русски?

     Что такое -филия, встречающееся сочетание буквиц в окончаниях заимствованных слов?

     С чего обычно начинает россиянин в таких случаях, так это ищет.
     Какая твоя филия - такая и фамилия?
 

     ФИЛИЯ (греч. philia - любовь в синонимии англ. to like в отличие от to love) - одна из разновидностей любви в античной ее классификации, означающая любовь-приязнь, любовь-симпатию, любовь-дружбу. В отличие от всех других видов любви, предполагает в качестве обязательного свободный индивидуальный выбор: если агапе - жертвенно-нисходящая любовь к ближнему - исходит из презумпции равного права каждого на такое снисхождение, если сторге - привязанность - вызревает на базе извне заданного общения, а эрос вспыхивает как спонтанная и независимая от воли стихийная страсть, то Филия, напротив, основана на осознанно личном и личностном избранничестве. В этой связи Ф., как правило, предполагает сходство и соответствие друг другу связуемых ею персон (выбор «по мерке своей» у Архилоха), в то время как эрос может реализовать себя абсолютно поперек очевидных нравственных, ментальных, социальных соответствий, а агапе имплицитно и предполагает такую асимметрию. В рамках христианской традиции, адаптировавшей в свою аксиологическую шкалу греческий канон агапе, Ф. не просто не была принята, но отторгалась еще более яростно, нежели эрос в его стихийной физиологичности. Грех luxuria - любодеяние - занимает в средневековых пенетен-циалиях (как в исходных списках греха Иоанна Кассиана в 5 в., так и в систематизированных «покаянных книгах» Григория I Великого в 6 в.) второе место, уступая лишь греху гордыни (superbia). И центральной болевой точкой в комплексе luxuria является не только и, что наиболее важно, не столько телесная артикуляция эротизма (бунт плоти против духа), сколько индивидуальность предпочтения, избранничество как бунт. Я против Бога, повелевшего «любить ближнего своего», не ранжируя «ближних» на «близких» (по духу, по плоти ли) и «не-близких». По формулировке Хротсвиты Гандерсгеймской, грех именно в том и состоит, чтобы «любить не всех равномерно, но единственную безмерно» (ср. с реакцией белорусского поэта В. Тараса на соответствующую заповедь: «Всех возлюбить не смог. Увы! // А вы?»). Если агапе нормативно безлична и, в конечном счете, безразлична к личности того, кого надлежит любить, то Ф. есть апофеоз остро аритикулированной индивидуальности: как в самом выборе дисциплинарно не заданной (в отличие от агапе) ситуации любви, так и в избранничестве любимого. Возрождение античного идеала в культуре Ренессанса реабилитировало оба дискредитированных христианством вектора любви: и эротический (программный натурализм и гедонизм эротической культуры Возрождения - от концептуальных до бытовых ее проявлений), и индивидуально-избирательный, осмысленный в общем контексте ренессансного гуманизма как важнейшая сфера репрезентации и реализации индивидуально-личностного начала как максимальной ценности. (Процесс этот, протекавший в сохраняющемся христианском контексте, был далеко не безоблачным: см., например, сокрушения Ф. Петрарки о том, что любя женщину, он, «прельщенный чарами творения, не любил Творца, как подобает его любить, а восхищался художнику в нем»). Важнейшим вектором развития европейской поэтики явилась в этом контексте борьба с догматизированным каноном посткуртуазной лирики, нормативно задававшим не только предмет любви, но и формы ее выражения (см.: «ВЕСЕЛАЯ НАУКА», ДАНТЕ): начатая в итальянской поэзии «сладостного нового стиля» (dolce stil nuovo) линия индивидуализации чувства определила собою развитие западноевропейской поэзии вплоть до поэтов Плеяды. Термин «Ф.» использовался в философской традиции для обозначения синтетических космических тенденций как альтернативы акосмистскому диссоциативному распаду (Ф. и Нейкос в космогонии Эмпедокла), а также как базовая категория натурфилософской концепции «симпатии» вещей и природных сил (от Посидония до Гете). В моральной философии Ф. трактуется в качестве дружбы как вида любви. Согласно такому автору, как К.С. Льюис, именно в дружбе человек проявляет себя предельно внефункционально (»как Джон или Анна»), - Ф. «рождается, когда один человек сказал другому: «И ты тоже? А я думал, я один...». В этом отношении Ф. всегда векторно ориентирована: по формулировке Льюиса, «дружба - всегда «о чем-то»: «человек, понимающий, как и мы, что какой-то вопрос важен, может стать нам другом, даже если он иначе ответит на него. Вот почему трогательные люди, которые хотят «завести друзей», их никогда не заведут. Дружба возможна только тогда, когда нам что-то важнее дружбы». В социальном контексте Ф. в силу этого создает своего рода зону свободы и автономии, «создает государство в государстве, потенциальный оплот сопротивления», а потому с точки зрения тоталитаризма «каждая дружба - предательство, даже бунт». Предоставляя человеку возможность быть собой и возможность быть свободным, Ф., таким образом, выступает в качестве экзистенциальной ценности (»близка по сходству к раю»): Ф., по оценке Льюиса, - «умножение хлебов; чем больше ешь, тем больше остается» (Льюис).
 
С такой невероятной подробностью мне рассказал о "филие" - Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999. Ну и для очистки совести, ещё с десяток версий, даже не стану править ошибки, а вкратце:
 
...филия —  ...ФИЛ, ...ФИЛИЯ составная часть сложных слов, означающия любовь, расположение к чему–либо (осмофильный, базофилия и др.). (Источник: «Микробиология: словарь терминов», Фирсов Н.Н., М: Дрофа, 2006 г.) …   Словарь микробиологии
 
...филия — (гр. philia любовь, дружба) вторая составная часть сложных слов, обозначающая расположение, склонность, любовь к чему л., напр.: гидрофилия, анемофилия. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. ...филия ( …   Словарь иностранных слов русского языка
 
...ФИЛИЯ — (от греческого phileo люблю), часть сложных слов, означающая: любовь, наклонность к чему либо …   Современная энциклопедия
 
ФИЛИЯ — (от греч. phileo люблю) часть сложных слов, означающая: любовь, наклонность к чему либо …   Большой Энциклопедический словарь
 
Филия — (от греч. philía √ дружба, любовь, склонность, philéo √ люблю), часть сложных слов, означающая: любовь, наклонность к чему либо (например, гидрофилия, термофилия) …   Большая советская энциклопедия
 
ФИЛИЯ — Имя, образованное путем присоединения к слову фил (слон) аффикса ия, служащего для образования женских имен. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов …   Словарь личных имен
 
...филия — (от греч. philéō  люблю), часть сложных слов, означающая: любовь, наклонность к чему либо, например гемофилия …   Энциклопедический словарь
 
филия — сущ., кол во синонимов: 70 • автофилия (5) • азурофилия (1) • акротомофилия (3) … Словарь синонимов
 
...Филия — (от греческого phileo люблю), часть сложных слов, означающая: любовь, наклонность к чему либо.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь
 
Филия — Для улучшения этой статьи желательно?: Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное …   Википедия


      ЧЕМ  БОЛЬШЕ  ЕШЬ,  ТЕМ  БОЛЬШЕ  ОСТАЁТСЯ
 

      Так-то всё понятно в принципе, осталось разобраться в этом контексте "с догматизированным каноном посткуртуазной лирики", что такое "акосмистский диссоциативный распад" с выходом на "апофеоз остро аритикулированной индивидуальности" и наука действительно становится весёлой - не хандрить!

     Вот почему  белорусский поэт В. Тарас: «Всех возлюбить не смог. Увы! // А вы?»)

     Что может быть важнее дружбы? Только тогда мы поймём, что дружить можно за или против кого-то: "Дружба возможна только тогда, когда нам что-то важнее дружбы" - ключевая фраза. А потому, с точки зрения тоталитаризма «каждая дружба - предательство, даже бунт». За что поролись - наборолись. Филия, таким образом, выступает в качестве экзистенциальной ценности (близка по сходству к раю), а по оценке Льюиса, ещё и "умножение хлебов"! Воистину, "Чем больше ешь, тем больше остается".

 
    Свидомые с Хермании подсказывают, что "Русолюбие более правильно", давайте посмотрим:
    др.-греч. φιλία — любовь.
    Отсюда и философия - любовь к мудрости.
    На вопрос, а что в основу любви положено, не любовь ли к Богу? Тишина.

    И вообще, Любовь - глагол, а где же существительное?

    Объясняю, слово любовь молодое и длинное, его не было ещё 500 лет назад, было любо, так что ищите корни в коротких (там истина). Это закон такой, даже не филологов или философов, а из обычной жизни. Сначала короткое рождается, потом к нему лепят... Наоборот - в словах - не бывает. Телевизор не может рожать.
 
    Дополню переводы:
φιλία (гр.) - сяброўства, дружба, пријатељство - буквально и заметно, что составной термин;
φιλ ί α (гр.) -  целовать, ср. Ловать - река или "лов" в слове (Бог есть "слово-любовь" из высказываний Иоанна Златоуста), вот этот сын в основу и положен, Новозаветная теология. Целуем крест и три раза по русскому обычаю при встрече или у трапа (у испанцев - дважды, отсталый народ). Латынь трактует практически тоже самое, меняя окончания и начала:

     philia - любовь
     philo - Я тебя люблю
     filia - дочь
     filio - сын 

     fili - сын
     filo (лат.) - нить
     filo (ит.) - ряд

     Вот откуда у нас педофилия и прочее "русолюбие" в смысле -фильства, одновременно с -фобией. Фобия - страх, боязнь, итальянцы сочинили термин: superbia (ит.) - «супер белый», где super - выше, peroo (исп.) - «собака» и много производных: Пьеро, «пух и перья» - в дорогу, а что «написано пером...» - дурень рубит... топором! Топор - балт (балта - татар.), море Балтийское, Балда - Пушкинский. Ихняя - luxuria (лат., порт.) - роскошь (буквально) в дословном переводе = «свет и смех». Однако: кощёнка русская = роскошь! Эту тему проходили в статье, где чага по ногате, а кощей по резане. Воры уже забыли что спёрли. Спроси любого из Берлина или Парижа, это же бестолочи, я уже молчу о бедных греках.  Иначе у воров с русского языка быть не может. Поэтому Филя в мультиках, кто? Собака. А простофиля - дурак, божевильный наряду с лодырем, что сближает его не только с балтом, но и "нулевой отметкой" (абсолютной), почему иногда говорят, дурак круглый - ноль без палочки и прочие эпитеты.

     Поэтому  филолог и философ одного корня с филоном - лентяем, не заметили? А у лентяев были длинные рукава шуб и платьев (боярских), чтобы не работать (руками), возможно, по той причине, что Бог запретил (?). Всяко бывает, но лентяя произвела на свет Лень-матушка. Я сам не видел, дед рассказывал: Ленин, Елена, Алёна и прочие потомки (superbia - грех гордыни), они же: агапе -

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама