Произведение «Поклонение рыбке» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 69 +7
Дата:
Предисловие:
Сказка А.С. Пушкина "о старике и рыбке" не совсем простая, как кажется на первый взгляд. В ней на примере семьи старика и его старухи закодирована в жатом виде история России с глубокой древности до абсолютной монархии, с её пороками и недостатками. Пушкин с помощью открытого текста зашифровал в сказке свои взгляды о восстании декабристов на Сенатской площади Петербурга. Необходимость сокрытия им тайного смысла произведения была связана с запретами царской цензуры на радикальные идеи.

Поклонение рыбке



 
«Искал я к истине пути,

Хотел узнать всему причину, -

Но нам ли таинств ключ найти,

Измерить мудрости пучину?»

 

Н.М. Карамзин

 
     Если спросить у любого жителя нашей страны какие сказки Пушкина он знает, то каждый среди первых назовёт «Сказку о рыбаке и рыбке». Возникает вопрос: почему такая всенародная популярность и притягательность у этой детской сказки? В чём секрет её скрытого воздействия на людей? Какие тайны кроются в её глубинах? Она была написана А.С. Пушкиным осенью 1833 года, уже в зрелом возрасте. Её сюжет поэт заимствовал из «Сказки о рыбаке и его жене» братьев Гримм. Все остальные его сказки были опубликованы примерно в это же время, и это не случайно.
Это произведение, в отличие от всех других сказок, Пушкин написал в прозе, без использования рифмы. Каждое слово в ней имеет своё особое место и назначение. По этим отличительным признакам я предположил наличие в ней зашифрованных вставок, спрятанных от цензуры. В текстах, написанных в стихотворной форме, сделать это гораздо сложнее.

Все сказки Пушкина содержат в себе не только элементы русского фольклора и народных традиций, но и взгляды на острые события в истории нашей страны.

Если открытый текст сказки, перевести в цифры, то с их помощью можно расшифровать скрытый замысел автора. Для этого Пушкиным были подобраны необходимые слова к её содержанию с целью кодирования тайного смысла. К ним можно отнести: со своею, самого синего, ровно, невод, пришёл, тиной, с травой, дурачина, простофиля, смилуйся, слегка разыгралось, не по душе, за столом сидит, в ноги он, вот неделя, другая, старик не осмелился, не дерзнул и другие. У криптографов этот метод применяется при шифровании тайного текста с помощью открытого. Глубокие сокровенные идеи могут содержаться и в других сказках Пушкина: «О царе Салтане» (1831 г.) и «О золотом петушке» (1834 г.).

Сказка позволяет подбирать и переставлять слова в любом порядке, не меняя её общего содержания. С помощью выбранных слов можно создать необходимый цифровой набор, чтобы зашифровать его скрытый текст. Такая необходимость возникла у поэта после восстания декабристов на Сенатской площади. При императоре Николе I
в стране была установлена жёсткая цензура на любое инакомыслие. Пушкин не мог остаться в стороне от правдивой оценки этого судьбоносного для страны события.
Он пытался впервые выразить своё скрытое мнение о декабристах в эпилоге поэмы «Руслан и Людмила». Затем вставил его в Х главу романа «Евгений Онегин». Но из опасений раскрытия царской цензурой запрещённых идей, связанных с декабристским движением, Пушкин сжёг «десятую песнь». Некоторые оценочные суждения об итогах декабрьского восстания были замаскированы им в графической символике рисунков.
Творческий гений Пушкина ярко проявился в роли: поэта, писателя, историка и художника. В них отражены все его свободолюбивые взгляды, идеи и оценки в сфере русского мира и его истории.
Скрытый замысел в сказке Пушкин закодировал на примере семейных взаимоотношений старика и его старухи. Он изобразил их нравственные проявления и конфликты интересов в виде модели для иного процесса развития. В содержании сказки, на первый взгляд, следует простой вывод: жадность является тяжким грехом, и она всегда наказуема.
Такой же вывод можно сделать и по содержанию «Сказки о рыбаке и его жене» братьев Гримм, но она соответствовала представлениям и традициям жителей западных стран. В ней рыбак поймал на удочку рыбу камбалу, которая оказалась заколдованным принцем. Эта рыба будет выполнять все желания рыбака и его жены, без каких-либо конфликтов между ними. Других дополнительных данных о рыбе-принце в этой сказке не приведено.
 Пушкин переделал эту сказку для исторического замысла, применительно к России. Самым загадочным символом в его сказке является «золотая рыбка». Я предположил, что к этому символическому образу привязано всё содержание сказки и её главный смысл. По цензурным соображениям Пушкин не стал его раскрывать и превратил в загадку.  Но он оставил в тексте косвенные намёки и зацепки для опознания этого ключевого символа.
Образ золотой рыбки имеет разные толкования в культурах и религиях стран мира. Чаще он связан с удачей, богатством и плодородием. Таким объектом в царской России могла быть только земля. Пользоваться её плодами станут те, кто будет обладать реальной властью и силой. Правящая знать феодальной России, в погоне за богатством, загонит крестьян в кабальную зависимость и нищету.

В сказке старик обращался к золотой рыбке «с поклоном» и особым почтением, называя её «государыней». На Руси кланялись тому, к чему питали особое уважение.  При этом никогда не кланялись врагам. Земля древним славянам представлялась неким божеством, способным проявлять заботу о людях и наделять их всеми благами жизни. В языческий период нашей истории земля была очеловечена в образе «Земли – Матушки».

 Поэтому в сказке она «молвила человеческим голосом». В славянских мифах и в русском фольклоре земля считалась основой жизни и источником всех богатств. В эпоху феодальных отношений в России она признавалась высшей ценностью и оказывала существенное влияние на характер исторического процесса.

На примере семейной жизни старика и старухи, как ячейки общества, Пушкин показал в сказке историю нашей страны от её истоков до абсолютной («вольной») монархии. Все материальные изменения в семье рыбака соответствуют основным этапам развития нашего общества со всеми его проблемами, недостатками и пороками. В нём противостояли: добро и зло, бескорыстие тружеников земли и жадность к богатству и власти боярско-дворянского сословия. Из семи грехов православного христианства три присутствуют в сказке. Это: сребролюбие (жадность к богатству), чревоугодие (вина, пряники печатные), тщеславие (показ превосходства).


История России представлена Пушкиным с времён родовых отношений, когда существовало присваивающее хозяйство. Древние люди добывали готовые дары природы с помощи охоты, рыболовства и собирательства. Вся добываемая пища практически сразу потреблялась, поэтому не требовались ёмкости для её хранения. Вот почему деревянное корыто у старика и старухи без влаги и пищи раскололось. А в новом корыте они особо не нуждались, так как в него нечего было класть. Когда старик рыбачил, а старуха пряла, над ними не было господ. Они были абсолютно свободны, выживали за счёт своего труда и довольствовались примитивными условиями быта.

 Этот огромный период истории древних славян Пушкин условно сократил до 30 лет. Дополнительные 3 года к этому периоду отличались тем, что добывать пищу с первого раза (и даже с трёх раз) им стало гораздо труднее. Природа уже была не в состоянии прокормить готовыми плодами увеличившееся население. В сказке семью не выручал даже невод. А он является самой крупной снастью при ловле рыбы и мог применяться только при коллективном участии членов родовой общины.
Когда люди стали приручать в домашнем хозяйстве диких животных (скот), потребовались ёмкости для хранения пищи. Поэтому старуха заказала новое корыто. Древние люди случайно обратили внимание на возможность собирать с помощью семян плоды с земли при её обработке. Этот ценный дар природы Пушкин заменил символом «золотой рыбки».
С появлением земледелия у людей образовался достаток и возможность строить деревянные избы вместо «ветхих землянок». Многие бывшие охотники и рыболовы превратились в крестьян. Они платили дань (полюдье) князю и его дружине за свою безопасность. Из этих княжеских дружинников ход истории России «произведёт на свет» будущих угнетателей народа: бояр, дворян и помещиков.
 
Начальная форма земледелия у славян была крайне примитивной. В сказке она просматривается с помощью следующих строк текста:
 
«Отпустил он рыбку золотую
 И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
 
В этом тексте ключевым является слово «отпустил», или по-другому - отказался от неё. Здесь просматривается подсечно-огневое земледелие в древней Руси. Технология этого метода самая простая. Подсекали на корню лес. Когда деревья высыхали, их валили и поджигали. Полученную золу использовали, как удобрение для выращивания хороших урожаев зерновых культур. Когда земля через несколько лет истощалась, её забрасывали. В сказке её отпускали с Богом, без «откупа». Затем готовили новый участок. «На просторе» древней Руси земли хватало всем, кто хотел её обрабатывать. Земля считалась Божьим даром и была общей для всех.
 Пушкин в романе «Евгений Онегин» с позиций взглядов Адама Смита отметил, что «простой продукт», полученный от земли, ценнее золота. Земля стала надёжным источником богатства. Главный вопрос состоял в том, в чьих руках она окажется и на основании каких прав.

 С появлением чёрного крестьянства («черни») будет выплачиваться оброк и трудовые повинности в пользу государства. Земля постепенно перейдёт в собственность родовитой боярской и дворянской знати (столбовое дворянство). Владельцы земель в погоне за богатством будут обирать крестьян с помощью барщины и оброка до полной нищеты. Они будут постепенно превращать их в свою собственность, на основании установленного в стране крепостного права (1649 г.). При полной власти над крестьянами у правящего класса исчезнут любые препятствия для алчного обогащения и стремления к безмерной роскоши. Им был безразличен нищий и голодный народ, который стал для них постоянным раздражителем. Об этом прямо говорится в сказке:

«На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела».
 
 Пушкин показал в мягкой форме презрительное отношение к труженикам земли (к старику) со стороны знатной старухи, словами: дурачина, простофиля, невежа. Например, помещики бранили крестьян более унизительными словами: смерд, скотина, быдло, душа. За провинности царская власть применяла к ним около двадцати жестоких наказаний, включая смертные казни. Особенно жестокие казни применял к своим сородичам Иван Грозный и его опричники.
В сказке показаны телесные наказания слуг, которые «перечили» своим господам. Чтобы не травмировать психику детей жестокостями, Пушкин отразил в сказке только их некоторое мягкие виды. Это: работа на конюшне, удары по щеке, битьё, таскание за чупруны (теребачки), и ещё могли прогнать «взашей» со двора. Если бы помещики на самом деле воздействовали на своих крестьян подобным образом, то они воспринимали бы эти «наказания», как барскую ласку.
 По жестокости и садизму в отношении к крепостным крестьянам всех превзошла кровавая помещица «Салтычиха» (Дарья

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама