Вопреки установившимся стереотипам, эпоха «Декаданса», символизма не была упадком. Напротив, это было возвышение.
Символизм — это не уход от реальности, но приближение к сущности жизни. В конечном итоге миф зачастую оказывается более живуч и имеет больше значения и влияния на людей, чем правда. Философ Лосев отдавал приоритетное значение мифологии. Символизм — синтез искусств, идей, форм. В нём есть место и реализму, как одной из частей (но только как части). Разве Сологуб, Гиппиус и Белый говорили о окружающей действительности менее Бунина и Куприна? Может быть, даже более. Ибо они не на одной действительности зацикливались, но пытались заглянуть за её пределы, рассматривая человека шире, не только как совокупность физиологических и психических реакций.
Если расписать процесс умирания в анатомических подробностях, разве смерть от этого станет более понятной? Если объяснять мечту личной неустроенностью, разве мечта от этого перестаёт быть менее прекрасной и необходимой? Жизнь не связана только лишь с удовлетворением естественных потребностей. Есть в ней невоспринимаемое и непонимаемое. Душа, бессознательное, «что-то». К этому и стремились символисты. От этого отворачивались реалисты.
Декаданс — это игра, но игра со смертью всегда благородна. Чрезмерная изощрённость? А что, если это просто искусность, которая «чрезмерной» по определению быть не может. Аморализм? Но истина внеморальна. Апатия? На самом деле это концентрация на высшем. Отчаяние? Неужели лучше сытое довольство моментом? К тому же разочароваться может лишь тот, кто способен очаровываться. Все пороки, приписываемые декадансу — это обычные обвинения толпы, духовной черни к поэту, дерзнувшему быть не таким, как все. Так раздражали, удивляли малиновый жилет Готье, гетры Хармса, закрученные усы Дали.
Декаданс — не крах традиций, но их переоценка. Декаданс весь в искусстве. И всё, чем он может быть плох — это недостатки самого искусства, как явления. «Упадочные» и «проклятые» Верлен и Рембо только возвысили французскую поэзию. А Оскар Уайльд? Есть ли в английской литературе что-то красивее и изящнее «Дориана Грея»?
Декаданс не порочен, не преступен, не аморален. Он прекрасен и чист. «Поза» декадентов — это поза поэта, читающего свои стихи. Декаданс фальшив так же, как фальшива и искусственна поэзия. В жизни мы же не говорим друг с другом стихами.
