6.
Почти две недели, с Рождества до Крещения, что называется «от звезды до воды», идут Святки. Время весёлых игр, колядок, богатых пиров без всяких постов, гуляний, катаний, гаданий…Христианская церковь безуспешно пытается бороться с народными обычаями, считает их языческими и богопротивными. Церковь вообще считает началом Руси только принятие христианства, а до этого, мол: жили в лесу и молились колесу…
Нет, совсем не такова история Руси, а глубинная суть нашего православия состоит в преодолении яда чужеземной религии, в нейтрализации зла ветхозаветного иудаизма, ереси жидовствующих. Православие славит Правь – высший божественный мир, к Богу надо стремиться, а не тупо ему поклоняться. Русские считают себя Дажьбожьими внуками, а не рабами божьими. Илья-пророк у нас похож на Перуна, святой Власий – на Велеса, святой Георгий – на Ярилу, Параскева Пятница – на Мокошь…
И от гуляний, и от гаданий народ не отучишь, Святки – самый большой, весёлый и запоминающийся зимний праздник. «Настали святки. То-то радость!» - восклицал об этом Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин». Герой нашего повествования поворотом волшебного галстука решил пройтись по пушкинским местам в Святогорье, где дуб стоит и цепь на нём златая, и Кот учёный ходит по цепи кругом. На этот раз Пёс-с-галстуком там будет находиться незримо, невидимым и недосягаемым никакому общению. Он не будет стеснён обычными пространственно-временными рамками, свободен в своих перемещениях, но без влияния на видимое им. Его волшебный галстук может невероятно много, только надо желать разумно, иначе безрассудные желания обрушатся на самого желающего.
Первым делом Пёс-с-галстуком очутился в Михайловском, в барском доме на берегу неспешной реки Сороти. Невелик и скромен этот одноэтажный дом, дворцом его никак не назовёшь. Но это родовое гнездо поэта, которое основали его предки по материнской линии, куда он приезжал много раз, где он жил и творил два года северной псковской ссылки. Родовая усадьба первоначально принадлежала Абраму Петровичу Ганнибалу – прадеду поэта, которому он посвятит свой неоконченный роман «Арап Петра Великого».
Сама жизнь абиссинца (эфиопа) Абрама (Ибрагима) Ганнибала – это удивительный и поразительный, непридуманный роман. А село Михайловское обустроил его сын Осип Абрамович Ганнибал – дед А.С. Пушкина. Именно при нём построен господский дом, флигеля, разбит сад и парк с аллеями и прудами. По его смерти село перейдёт в наследственное владение Надежды Осиповны Пушкиной – матери поэта.
Формальным поводом для ссылки Пушкина в Михайловское в 1824 году послужило обвинение в афеизме (атеизме). Но гораздо большее значение имел конфликт с губернатором Новороссии, графом Воронцовым, который произошёл в основном из-за его жены и дерзости молодого поэта. Не станем вдаваться в подробности, но эту ссылку своим неразумным поведением и злословием Александр Сергеевич действительно заслужил. И это стало самым благополучным для него исходом, ведь блистательный и всесильный граф Воронцов мог поступить с ним гораздо жёстче, услать его не в родное Михайловское, а куда подальше в Сибирь.
Тем не менее, молодой и пылкий Пушкин (ему тогда исполнилось 25 лет) очень горевал по поводу своего заточения в псковской глуши. К тому же по приезду в Михайловское он серьёзно поссорился с родным отцом, на сторону которого встали все родственники. Так что остался Александр Сергеевич в доме один-одинёшенек, без родных, без многочисленных друзей и подруг, без привычного ему светского общества, без пиров, балов, театров…
Было от чего унывать и горевать горячему молодому Пушкину, так что некоторые его друзья даже опасались, как бы он не сошёл там с ума или не спился. Вспомним пушкинские строки:
«Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будет веселей.»
Но это было поэтическое обращение к няне Арине Родионовне, которая поддерживала Пушкина не вином, а душевным участием. Её забота, её истории, сказки и песни, а ещё родная русская природа очень помогли Александру Сергеевичу в той ссылке. Поэт, преодолевая грусть и уныние, взялся за творческую работу и очень много самого значительного создал в Михайловском. В письме своему другу Николаю Раевскому Пушкин сообщает: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, и я могу творить.» Позже после написания трагедии «Борис Годунов» Александр Сергеевич выразится более эмоционально и кратко: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»
Наш гость из будущего ходил незримо по тому дому, где два года жил и писал свои знаменитые произведения Александр Сергеевич Пушкин. Сначала он заходил в переднюю, слева от неё находилась комната няни, она же девичья, где юные крестьянки занимались рукоделием. Потом находилась родительская комната, за ней столовая. Особого внимания достоин кабинет поэта с изразцовым камином, с письменным столом, шкафом и полками для многочисленных книг на разных языках. Был в доме и бильярдный стол, на котором Пушкин катал в одиночестве шары.
В таком же доме Пушкин поселил своего Евгения Онегина:
…Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою…
Но Пушкин, как и герой его романа Онегин, не сидел затворником в одном своём имении. Он совершал дальние пешие прогулки, ездил верхом и на санях. Очень часто он посещал соседнее имение Тригорское, хозяйкой которого являлась Прасковья Александровна Осипова-Вульф, которая незадолго до ссылки поэта вторично овдовела. В её доме жили трое детей от первого брака, падчерица Алина, две дочери от второго брака. В Тригорское приезжало много гостей, но самым желанным стал Пушкин.
В Тригорском поэт, в отличии от уединения в Михайловском, попадал в настоящий круговорот встреч, интриг, страстей, желаний…Там он вновь увидел Анну Петровну Керн, племянницу хозяйки, которую обессмертил известными всем строками: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…» А старшая из дочерей хозяйки дома Анна беззаветно и безответно полюбила Александра и сохранила ему преданность до конца своих дней. Сам же Пушкин обращается к её сводной сестре Алине:
«Я вас люблю, хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный…»
Дом в Тригорском стал прототипом дома Лариных в романе «Евгений Онегин». Прасковья Александровна Осипова-Вульф явилась поэту образом хозяйки дома Лариных, матери Татьяны и Ольги. Её сын Алексей Вульф, который учился в Дерптском университете, отразился в образе Владимира Ленского. Младшая дочь Евпраксия (Зизи) стала прообразом Ольги, а старшая Анна – Татьяны Лариной. Черты няни Татьяны, конечно, напрямую списаны с незабвенной Арины Родионовны.
А вот дуэлист Зарецкий списан не с местных святогорских жителей, а с известного на всю Россию картёжника, бретёра и скандалиста Фёдора Толстого-Американца, вернувшегося с Камчатки алеутом. Именно он сделал дуэль между Онегиным и Ленским в романе неотвратимой и предрёк гибель поклонника Канта и поэта. Конфликт и дуэльная история существовали в реальности между самим Пушкиным и Толстым-Американцем. Дуэли и смерть были трагическим роком Александра Сергеевича.
Описания помещичьего и крестьянского быта Пушкин взял с окружающей его натуры: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…» Пёс-с-галстуком хорошо знал, что такое дровни, ему почти на таких же привозили дрова к дому. Ещё он отлично понимал, как на селе радуются первому снегу: «Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе…»Прогуливаясь по окрестностям Михайловского, Тригорского, Петровского наш путешественник во времени узнавал пейзажи в романе, они представали перед ним как бы воочию, среди них была и аллея Керн. Напоследок он обнял вековой дуб и решил обязательно вернуться в Михайловское ранним летом, когда всё вокруг оденется сочной молодой зеленью и можно будет поговорить с Котом учёным о том, о сём, а больше о радостном и сказочном.
7.
