Литературный портал «Печорин.нет»
РЕЦЕНЗИЯ
Юлия Великанова о рукописи сочинений Юрия Тубольцева «Как ни крути, а ты всегда на полпути» и «Абсурдософия»
Поэзия – это всегда сомнение, поиск
Я немного знакома с творчеством Юрия Тубольцева – благодаря совместным занятиям в Литературной мастерской ныне покойной Людмилы Вязмитиновой «Личный взгляд».
Знаю, что афоризмы – это «торговая марка» автора, отличительный знак. Мне не встречались другие современные афористы. Редкий жанр.
Предложенная для рецензии рукопись представляет собой оригинальный, интересный замысел. Автор начинает с афоризмов-одностиший, а затем следует подборка стихов, где афоризм становится частью более пространного стихотворения.
В стихах Ю. Тубольцев развивает несколько основных тем, используя сквозные мотивы и образы.
У подборки афоризмов и у цикла стихов разные названия – притом, что замысел прослеживается единый. Главная творческая задача видится в том, чтобы выразить, дооформить замысел, придать ему законченный вид. Подробнее об этом позже.
Начнём с того, с чего начинается рукопись, – с афоризмов, от древнегреческого αφορισμός – «краткое изречение». Это и литература, и философия сразу. Любое время задаёт мыслящим людям вопросы, которые волнуют многих. Краткое изречение, призванное точно выразить мысль, поделиться с читателем сегодняшней мудростью, современной, актуальной, но сквозь призму мудрости веков. Без прямой дидактики.
Афоризм – не юмор, не анекдот, не пародия. Остроумие важно безусловно, да. Нельзя обойтись без яркого парадокса, формально-логического противоречия. Форма столь же важна, как и содержание.
Формула успеха афоризма: использовать стандартное привычное поначалу (от чего оттолкнуться – от клише, трюизма), и затем вдруг переиначить, вывернуть наизнанку.
Удачный афоризм – это всегда сюрприз.
Рукопись Ю. Тубольцева открывается подборкой «Одностиший». В некоторых из них слово из середины рифмуется с окончанием строки. То есть перед нами стихотворные афоризмы.
Какие приёмы использует Ю. Тубольцев при создании афоризмов?
1) Работа с известными устойчивыми выражениями (узнаваемые цитаты из литературы, кино и т.д., крылатые выражения, пословицы, поговорки:
– соединение двух – А вас я попрошу остаться на коне (предложение приказ Штирлицу от Мюллера) плюс «остаться на коне» – о человеке в выигрыше, в позиции силы, победившем;
– неожиданный поворот внутри одной исходной реплики, с самостоятельным добавлением: Дано нам сердце, чтобы логике перечить. У раннего Мандельштама было: «Дано мне тело...».
– Иметь, что имеем, мы часто, увы, не умеем – о том же, о чём «Что имеем, не храним – потерявши, плачем».
2) Без настроенья не сварить варенья – воспринимается как вариация на тему пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
3) В чём ошибёшься, в том и разберёшься… – интонационно «С кем поведёшься, от того и наберёшься», а тематически здесь широко: «Тот не ошибается, кто ничего не делает» и одновременно – «На ошибках учимся»...
4) Где разум, там и недоразуменье; Кто ищет смысл, тот бередит бессмыслицу; Не в сказке мы, где всё решит подсказка – игра с однокоренными словами.
5) Игра с полярными понятиями: Как это низко – оказаться выше всех! или В плохой игре и выигрыш – как проигрыш.
6) Парадоксальные, не до конца ясные фразы: Мал золотник, да спрячь его от Доры. Слово «дорог» видоизменилось в созвучное имя. Возможно, речь идёт о модной у подростков певицы с таким именем. Но это неочевидно.
7) Пародия на поэтический штамп: Стихи, луна, вишнёвый сок, любви глоток...
8) Момент «заземления» от начала к концу: За скелеты в шкафу вам придётся доплачивать грузчикам.
9) Создание новых слов – окказионализмов: На барабане не получится гитарить.
И другое.
Особенно удачными представляются такие: В людей я верю, вот и оптимизм или Всё, что бесспорно, то недостоверно; Опаздывай на поезда, хотя бы иногда; Путь гения лежит через тупик или Чёрный квадрат – для мыслителя красная тряпка ...
Иногда автора ведёт за собой рифма, и ей в угоду получается фраза спорная и неубедительная по смыслу: Лишь дворняга живёт без напряга… (разве же без напряга?) или Совет – как фальшивый билет… (далеко не всякий совет так плох) или Съешь колбасы, чтоб выросли усы… (???)
«Одной строкой» – новый отдельный цикл. Формальная разница – здесь две строки, но записанные в одну. Нужны ли эти тексты в объёме этой рукописи, – вопрос, на который автор сможет найти ответ позже.
Подходим к сборнику стихов «Абсурдософия».
В «многострочных» стихах автор продолжает пользоваться своим привычным инструментарием, сохраняет афористичную интонацию.
Как уже было сказано выше, в основных стихах подборки Ю. Тубольцев обыгрывает, развивает, неоднократно повторяет афоризмы. Их темы и мотивы – глубокие, полемичные, требующие пристального рассмотрения, раскрытия.
Среди тем выделяются наиболее ярко:
1. Чёрный квадрат (в том числе «Я квадратен» – говорится не раз о лирическом герое).
«Чёрноквадратотерапия» – удачная находка слова, встречается в стихотворении «Искусства муки». Однако вкладываемый в окказионализм смысл не прояснен.
Стихотворение «Я – архетип черного квадрата» содержит в себе «Одностишия», так же как и текст «Я – чёрный квадрат».
«Жизнь» – короткий итожащий стих. Последняя строка производит неожиданное и сильное впечатление.
Текст «Закрашивая черный квадрат» – ещё одна попытка подойти к итогам.
Тем не менее, вопросы к автору остаются.
2. «Я архетип ребенка и шута, но в зеркале я – сволота». Тема очевидно важна для автора, он возвращается к ней многократно. Фраза, да и тема, настолько необычна, даже вызывающа, что к её раскрытию нужно отнестись с вниманием.
«Ребёнка и шута во мне есть архетипы» – из стиха «Перегиб». «Запутанность» продолжает ряд повторов.
К сожалению, без развития.
Стихотворение «Яяяяя» ближе к концу рукописи должно бы подытоживать тему «архетипа». Лирический герой пытается что-то объяснить, но быстро сбивается на одно только «яяяя»... Общая тема остаётся без раскрытия.
Много к автору вопросов...
3. Поэт, выбор творческого человека – тема создания текстов, таланта: пишу (назло всему), читаю и от этого в выигрыше по сравнению с другими, преимущества поэта перед толпой...
В стихах на эту тему особенно много дидактики, призывов, восклицаний, напутствий, предостережений. Всё это не очень-то соседствует с поэзией. И афоризму это, как мы помним, не к лицу.
Есть и прямо-таки выводы, итоги. Как например, стихотворение «Гений». Может ли быть поэзия там, где автору уже всё ясно. Поэзия – это всегда сомнение, поиск.
Стих «Пиит» – «Не пиить же ты, пиит» – первая строка хороша. А вот иврит, похоже, возник здесь из соображений подрифмовки.
4. Ещё одна сквозная тема (возможно): «Будет мир светлей».
[justify][i]«Найду я свет!»