Произведение «О причинах успешности отдельных сообществ» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 15 +15
Дата:
Предисловие:


К настоящему времени причины успешности тех или иных сообществ определяются, в сущности, поверхностно. Поэтому в настоящей работе сделана попытка проникнуть в глубину этого явления, которое носит довольно сложный и неоднозначный характер.

 

Ключевые слова: информация, сознание, сообщество, человек, цивилизация, культура.

О причинах успешности отдельных сообществ



Надо полагать, что в основе развития любых живых существ находится информация.

Если информацию представить как сведения о состоянии материальных объектов, которые сознание способно распознавать при сканировании им окружающего имеющимися в его распоряжении средствами, то информация, с одной стороны, обеспечивает, в частности, само существование человека, давая ему знание об окружающем через органы чувств и его мозг, а с другой стороны, он сам является источником информации об окружающем, как он его представляет.

Информацию невозможно квалифицировать как нечто нематериальное и независимое, поскольку она является выделенными и расшифрованными сознанием сведениями об объектах из окружающей сознание в его собственном носителе необозримой среды.

Ее объем, качество и своевременность в сочетании с внешними условиями в первую очередь способны существенно ускорить или замедлить ход развития сообществ живых существ, сделать их успешными на какое-то время или привести к упадку через определенное время, поскольку на умение и желание пользоваться потоками информации, в свою очередь, в частности, для человеческих сообществ всегда воздействуют меняющиеся условия бытия, уровень коллективистского самосознания сообщества и конкурирующие с данным сообществом соседи, которые могут оказаться способными с большим успехом пользоваться имеющимися информационными источниками, получая от этого соответствующие выгоды.

На первый взгляд, кажется, что преимущество в развитии получают крупные сообщества, которые способны самостоятельно создавать значительные и разнообразные потоки информации в сравнительно благоприятных условиях.

Действительно, таким сообществом несколько тысяч лет назад был императорский Китай, население которого создало своеобразную культуру и технологии на основе использования ирригационных сооружений.

Благоприятный климат, технически грамотное создание и использование ирригационных систем для выращивания больших объемов риса, позволили сравнительно быстро объединить население в районе рек Янцзы и Хуанхэ и увеличить его численность, создав предпосылки для технического творчества.

В немалой степени, по этой причине еще в начале первого тысячелетия нашей эры в Китае были придуманы мельницы, насосы, появились новые технологии сельскохозяйственного производства, технология изготовления шелка, многоярусные здания.

Многочисленное чиновничество в Китае с большим объемом документооборота и производство шелка вызвали изобретение сравнительно дешевой бумаги.

Дело в том, что при производстве шелка в Китае после тепловой и механической обработки сырья на циновках оставался волокнистый слой, который после просушивания превращался в тонкий лист, пригодный для письма.

Эта бумага было очень дорогой, поскольку дорогим было сырье. Поэтому возник спрос на менее дорогое волокнистое сырье для того, чтобы удешевить бумагу. В 105 году н. э. обновленный процесс изготовления бумаги предложил чиновник Цай-Лунь. Вместо дорогого сырья он подыскал аналогичное дешевое по консистенции: он взял волокна шелковицы, старые тряпки, пеньку и древесную золу. Всё это растолок и смешал с водой. Полученную массу выложил на деревянную раму и сито. После стекания воды массу сушили на солнце и тщательно разглаживали с помощью камней. Получались качественные и недорогие листы бумаги. Эта технология с небольшими изменениями сохранилась до сих пор.

Частые землетрясения способствовали изобретению сейсмографа, а близость морей Тихого океана привели с течением времени энтузиастов морских путешествий к изобретению компаса.

Казалось бы, что на таком крепком основании китайское сообщество способно стать наиболее успешным еще несколько тысяч лет назад.

Но этого не случилось, несмотря на отсутствие соседей-конкурентов благодаря удачному географическому расположению, а также благоприятным климатическим условиям. Тут же можно отметить, что в свое время на эти факторы указывал Ш. Л. Монтескье как на источник общественного развития, а Ж. Ж. Руссо полагал, что движущей силой развития общества, а значит и его успешностью, является значительная величина народонаселения.

Даже креативность некоторой прослойки населения не поспособствовала успешности сообщества китайцев, что так же опровергает соображение Габриеля Тарда, который полагал, что движущей силой развития общества является творческий разум в виде рационализации орудий труда и быта, включая изобретательство. Последнее Тард рассматривает как адаптационный механизм, без которого человеку сложно применяться к меняющемся условиям среды. Новое возникает как результат деятельности немногочисленных одаренных личностей. Далее включается процесс подражания.

Если обратиться к довольно-таки явным причинам хронического застоя в течение нескольких тысячелетий Китая, то можно отметить, что развитие сообщества китайцев заблокировало применение подневольного труда и рабовладение, а также отсутствие конкуренции среди с соседями, которые находились на более низкой стадии общественного развития, будучи способными лишь на набеги, и впоследствии, как правило, ассимилировавшиеся китайцами. Всё это неоправданно вызвало появление у китайцев мнения о том, что их Срединная империя является центром Вселенной и всегда будет оной, сохраняя установившийся порядок.

Кроме того, своего рода аналог религии в виде конфуцианства в Китае - продукта бюрократизации и строгой иерархичности китайского сообщества, истоком которого было следование традициям управления и организации работы ирригационных сооружений, установил строгие правила поведения и иерархичность общественных структур более чем на 2000 лет, с его общественной этикой, политической идеологией, научными традициями, в отличие от остального мира, который признавался китайцами, гордившимися своими культурными и структурно-социальными достижениями, варварским, фактически отрезали Китай от остального мира, что в итоге привело его к застою.

Опять же, конфуцианская идея воздаяния, относящаяся лишь к потомкам, и не затрагивающая потустороннее, бессмертие души, являясь по существу примитивным воззрением архаичного типа, естественно, не могла содержать в себе противоречивость как мироздания, так и человеческого сознания. Поэтому китайское сообщество было более склонно к соблюдению традиций, нежели к попыткам производить новое, то есть к креативности, которое, если и проявлялось, то не получало развития, как не получило развитие и мореплавание из-за мнения одного из императоров, что вокруг живут одни дикари и нечего обращать на них внимание. И все корабли были сожжены.

Китайское сообщество и в настоящее время практически только копирует любые инновации, не задаваясь проблемами получения принципиально новых знаний и новых технологий самостоятельно.

Данный факт, а также большая численность нищего населения Китая были несколько десятилетий назад оценены руководством США, которое приняло решение перенести в Китай производство практически всего, профинансировав это мероприятие.

В результате, Китай с педантичностью и тщательностью подхода к любой работе послушного населения стал ныне фабрикой мира, но его недавняя успешность проистекла отнюдь не из собственных внутренних источников, а под влияние сугубо внешнего воздействия, да и эту успешность можно поставить под сомнение, поскольку большая часть населения Китая по-прежнему находится в состоянии нищеты и оторванности от культуры.

Отсутствие у китайцев способности генерировать новое, опора только на собственные культурные традиции, некритичность в отношении своей, скорее, торговой, а не творческой природы, вряд ли позволят ему стать мировым лидером вместо США, несмотря на кажущуюся близость этого.

Пример сообщества китайцев демонстрирует, что критериям успешности не соответствуют ни благоприятные географические и природные условия, ни численно значительное население, ни прекрасные традиции организации работы, ни четкое разделение труда. На последнее, как и на численность и плотность населения в свое время ошибочно указывал Э. Дюркгейм как на основную движущей силу развития общества, поскольку полагал, что, в отличие от простых сообществ, где люди связаны личными отношениями, интересами и традициями, в больших сообществах люди всё более опираются друг на друга в силу различий в собственной специализации.

Что касается религии или ее аналога - конфуцианства, то, как показывает сообщество китайцев, они могут проявлять себя как одно из самых значительных препятствий для успешности в развитии сообщества, как правило, за единственным исключением, о чем будет упомянуто ниже. способствуя его застою и оторванности от остальных сообществ. Та же неуспешность в развитии из-за архаичных религиозных догм характерна и для Индии с ее хроническим застоем и разобщенностью населения (индуизм, кастовость, буддизм, претензия на место основателя мировой цивилизации и на средоточие мировой мудрости), и для стран, население которых исповедует ислам с его ветхозаветными воззрениями на общество с множеством бессмысленных запретов.

[justify]Таким образом, сообщество китайцев с их конфуцианством, даосизмом, строгой иерархичностью общества, муравьиным коллективизмом, сохранением древнего иероглифического письма, государственной замкнутостью, мнением о собственной исключительности в мире, несмотря на указанные выше благоприятные условия для развития и успешности, впало после некоторого подъема в хронический застой на несколько тысяч лет, приведший в итоге к превращению страны в колонию более развитых стран. И

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама