Произведение «Одинокая королева Севера» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мистика
Сборник: Загадки, тайны, неведомое
Автор:
Читатели: 6 +6
Дата:
Предисловие:
Судьба немецкого линкора «Тирпиц» настолько удивительна, что не знаешь – смеяться над ним или плакать?
И сие не пустые слова...

Одинокая королева Севера



        Судьба немецкого линкора «Тирпиц» настолько удивительна, что не знаешь – смеяться над ним или плакать? Чуть ли не во всех материалах о нём указывается, что он «сыграл огромную роль во Второй мировой войне». И сие при том, что ему вполне можно присудить приз как самому безобидному военному судну указанного периода. И сие вовсе не голословное утверждение…

 

Немецкий монстр

         В те времена условия «Версальского мира» запрещали Германии строить военные суда с водоизмещением свыше 10 000 тонн, но иметь их очень даже хотелось. В связи с этим хитромудрые немцы разработали секретный план Z – решили сотворить так называемые «карманные линкоры» (линейные корабли) с формальным соблюдением ограничений. Тем самым они намеревались создать флот, способный противодействовать любому другому.

          А в 1935 году Германия решила пренебречь Версальским договором, который, в частности накладывал ограничения по тоннажу военных кораблей. На гамбургской верфи фирмы «Blohm & Voss» 1 июля 1936 года был заложен линкор «Бисмарк», названный в честь великого немецкого канцлера Отто фон Бисмарка, а 2 ноября того же года начал строиться однотипный корабль - «Тирпиц», по имени адмирала Альфреда фон Тирпица, который считался основателем германского флота.

        Изначально «Тирпиц» задумывался как рейдер: с высокой скоростью хода и значительной дальностью плавания до 9 000 морских миль, он должен был работать на английских коммуникациях, уничтожая транспортные корабли. Подобные суда являлись истинным ужасом морей, ибо были тогда куда более грозны, чем ныне, например, авианосцы. Ведь в те времена не существовало ракетной техники, да и самолёты носили куда менее «убойное» вооружение. «Карманные линкоры» вершили глобальную политику, внушительно демонстрируя возможности страны на мировой арене.

        «Тирпиц» имел внушительные габариты: общая длина 253,6 метра при ширине в максимальном сечении 36 метров и высоте 15 метров. Официально сообщалось о водоизмещении в 35 тысяч тонн, в проекте указывалось – 45 474, а  в 1944 году его довели до 53 500 тонн. Двенадцать паровых турбин создавали мощность в 163 000 лошадиных сил, три трёхлопастных винта диаметром 4,7 метра позволяли развить скорость до 30,8 узла. Судно несло на себе шесть гидросамолётов «Арадо-196» с катапультами для их запуска. Восемь 380-мм и двенадцать 150-мм орудий располагались в двух носовых и кормовых башнях, каждая из коих имела своё название. Численность экипажа составляла 2 340 человек.

        Этот морской монстр был облачён в солидный стальной «панцирь» толщиной от 170 до 320 мм, особенно внушительный защищал погреба судна. Стальные листы уходили на 5,4 метра ниже ватерлинии на случай возможных торпедных атак. Аналогично были защищены две бронепалубы – сталью толщиной 50 и 80 мм, башни главного орудия - от 130 до 360 мм, боевая рубка – 360 мм.

         «Тирпиц» обладал разнообразной защитой от всего возможного в те времена противокорабельного вооружения. Словом, являлся настоящей плавающей крепостью!

        Следует отметить отличную систему управления огнем корабельной артиллерии, великолепную немецкую оптику и отменную выучку канониров. Теоретически пушки «Тирпица» могли пробить 350-мм броню на дистанции до двадцати километров.

         Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что данный корабль мог противостоять любому кораблю союзников и представлял для них серьезную угрозу. Проблема была лишь в том, что тактика морских сражений не предполагала рыцарских поединков один на один, а английский или американский флот имел большое количество судов, которые взаимодействовали между собой и нападали группой.

 


Линкор дураков?

        Имеются две знаменательных даты: 1 апреля 1935 года было принято решение об увеличении водоизмещения «Тирпица», а спущен на воду он был в «День дурака» - 1 апреля 1939 года. Никто не обратил внимания на указанные даты, а зря!

         В январе 1941 года был сформирован экипаж, затем начались испытания корабля в восточной Балтике около острова Рюген. После них линкор был признан годным к дальнейшей эксплуатации.

         Его планировалось послать в северные моря в качестве грозного охотника на торговые суда и караваны союзников в радиусе многих тысяч километров. Забегая вперёд, сообщу, этот теоретически донельзя грозный линкор, по тем временам бывший в числе самых-самых из бороздивших мировые воды, практической пользы не принёс. Именно о таком народная пословица гласит, что «гора родила мышь». В том числе и по той причине, что он больше простоял в ремонте, чем использовался в деле.

        Первая крупная неприятность на морском исполине приключилась в 1941 году, когда на нём произошёл пожар. И от чего бы, как вы думаете? От загоревшей от трения киноплёнки! Во всяком случае, специалисты вынесли такой вердикт: будто бы именно от неё заполыхал сизым пламенем стальной дредноут. Спорить не могу, им видней.

        А спустя всего три месяца на линкоре возник новый пожар. Вы ни за что не угадаете, что эксперты назвали его причиной, потому назову её сам, только чур не смеяться, - ею послужил чей–то непогашенный окурок.

Позже был и ещё один пожар. Не знаю от чего: то ли от непогашенной спички, то ли от какого-то трения, то ли от искры из глаз какого-либо моряка (шутка), то ли ещё от чего. В этом отношении «Тирпицу» везло. Или, наоборот, - не везло. Он словно магнитом притягивал к себе несчастья.

         Словом, большую часть своей не слишком продолжительной «жизни» линкор «отлёживался» в доках на длительных ремонтах.

       Шла Вторая мировая война. После очередного ремонта он в 1942 году получил задание проводить операции в норвежских водах, где и простоял в тамошних фиордах, ничем особым не занимаясь. Скандинавы язвительно прозвали корабль «Одинокой королевой Севера».

       Немцы берегли свой дредноут, помня о печальной судьбе его двойника – другого рейдера «Бисмарка», который был потоплен во время своего первого и последнего похода. В мае 1941 года «Бисмарку» удалось в Датском проливе утопить английский линейный крейсер «Худ», после чего на него началась охота союзников, которая завершилась через трое суток его потоплением 27 мая. «Бисмарк» мужественно сражался с британцами, но всё же не устоял…

         В отличии от своего «близнеца», «Тирпиц» поучаствовал в трёх наступательных операциях. Реальной пользы принёс мало, славой себя не покрыл, мягко говоря.

         Очень коротко о самой «удачной» операции «грозы морей». По ней можете судить, каковыми оказались остальные.

        В сентябре 1943 года он вместе с другими кораблями был задействован в операции «Сицилия», в результате которой немцы высадили десант на Шпицбергене. При этом, в первый и последний раз, орудия линкора палили в сторону противника. О попаданиях сведений нет. А вот по вражеским судам – хотите верьте, хотите нет - он вообще не выпустил ни одного заряда. Никогда и нигде! Хотя превосходил по огневой мощи чуть ли любой из тогда имевшихся кораблей.

 

Самый безвредный

        Мне кажется, что союзники могли бы учредить награду «Тирпицу» как самому безвредному боевому кораблю времён Второй мировой войны. Но нет, такого «гуманизма» они не оценили. Особенно тревожилась Британия и провела аж 14 операций по уничтожению линкора. Помните, он сам участвовал всего лишь в трёх?

          Образно говоря, броненосец походил на огромного паса, страшного видом, но не только не кусающегося, но даже редко лающего. Вреда от него нет, но всё равно страшно.

        Потому раз за разом предпринимались попытки уничтожить «Тирпиц»: для этого задействовали авиацию, особые подлодки малого тоннажа и подводных пловцов, которые использовали торпеды. Но все попытки кончались неудачей.

         В сентябре 1943 года англичане провели операцию «Источник»: линкор атаковали три мини-субмарины. Одну немцы сумели потопить, но остальные оставили двухтонные мины под самым днищем корабля, их взрывы нанесли огромные разрушения, которые сделали «Тирпиц» фактически небоеспособным. Немцы своё судно кое-как «подлатали», но он уже по сути был только видимостью боевого корабля. Но союзники об этом не знали и попыток  уничтожить его не оставляли.

        В итоге 12 ноября 1944 года он был потоплен сверхтяжёлыми авиабомбами «Толлбой» весом в 5 тонн. Одна из них распорола обшивку корабля и через пробоину размером 10 на 14 метров хлынула холодная морская вода. Две бомбы разорвались рядом (по другой версии взорвались погреба корабля), от них линкор опрокинулся и скоро ушёл на дно. С собой он унёс около 1000 немецких моряков, спаслись лишь 700.

        После войны останки погибшего исполина достали из воды и продали норвежским фирмам на металлолом. За исключением носовой части, которая так и осталась лежать на морском дне.

        Интересно, что электрогенераторы злосчастного «Тирпица» сохранились практически невредимыми, их подняли и затем долго использовали в качестве временных электростанций рыбные предприятия города Хоннингсвог.

[justify][b]       Кстати, на суши неподалёку от места затопления линкора имеются искусственные озерца, которые образовались после взрыва тех самых бомб «Толлбой», которыми был потоплен линкор. Представляете, какова была их убойная мощь? А может быть, корабль «испустил дух» от страха от столь устрашающей демонстрации силы столь чудовищных бомб? Похоже на первоапрельскую шутку, но эта дата – День Дураков – каким-то

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама