Произведение «Лавка времени»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Сказка
Сборник: Сказки
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 40
Читатели: 82 +1
Дата:

Лавка времени

Доктор Михаил Орлов, один из ведущих египтологов страны, шёл по промозглым улицам, вжимаясь в поднятый воротник пальто. Осень, хлёсткая и безжалостная, обжигала лицо мелкими каплями дождя. Дни, сливающиеся в рутину, казались лишёнными не только солнца, но и смысла. Михаилу было пятьдесят два года. Он чувствовал себя древнее статуй, каждый день встречавших его в музее.
Сегодня он решил прогуляться пешком после долгого дня работы над экспозицией. Музей готовился к открытию новой выставки, посвящённой Древнему Египту, и Михаил гордился тем, что именно его исследования лягут в основу экспонатов. Но гордость не грела. Под тяжестью музейной тишины он всё чаще ощущал пустоту, которая заползала в мысли, будто песок через щели саркофага.


Кризис: нереализованные возможности

Михаил не был женат. Он и сам не заметил, как годы пролетели, унося с собой возможности, казавшиеся вечными. Когда-то думал, что ещё успеет. Семья, дети, путешествия ради удовольствия, а не ради раскопок. Оправдывался перед собой: "Позже, позже, после следующей экспедиции, после следующей статьи". Но "позже" не наступило.
Он избегал зеркал. В них он видел мужчину с усталым лицом и морщинами, которые уже не скрыть. Тело больше не было молодым, а энергия, когда-то бывшая бесконечной, испарялась, как вода под солнцем.
Человеческая близость стала абстрактным понятием. Друзья отдалились, семьи он так и не создал и, запертый в мире древностей, терял связь с реальностью.
"Я никогда не жил", — иногда думал Михаил, глядя на свои книги.


 Лавка, где время дышит иначе

На углу улицы учёный заметил странную вывеску: "Лавка времени". Её точно не было здесь раньше. За стеклом витрины, покрытой пылью, виднелись мягкие отблески свечей и полки, заполненные часами, книгами, какими-то фигурками. Михаил замедлил шаг. Лавка манила и звала.
Внутри было тепло. Воздух напоминал пустынный — густой, обволакивающий. Полки, отягощённые странными предметами, уходили в бесконечную перспективу. На стенах висели часы: одни шли вперёд, другие назад, а стрелки некоторых вращались в хаотичном ритме. Свет исходил от свечей, внутри которых будто бы мерцали крошечные сцены из разных жизней.
— Добрый вечер, доктор Орлов, — раздался голос из темноты.
Михаил вздрогнул. Из-за стеллажей появился человек… если его можно было назвать человеком. Глаза сверкали, словно зеркала, отражая Михаила искажённым образом.
— Кто вы? И откуда вы знаете, кто я?
— Я — собиратель. И я знаю вас, как знаю всех, кто приходит сюда. Вы ведь ищете не ответы. Вы ищете жизнь, доктор Орлов.
Михаил хотел возразить, но что-то в голосе этого человека — Собирателя, как он назвался, — заставило замолчать.



 Видения упущенных радостей

Собиратель провёл Орлова к одной из свечей. Пламя плясало, и Михаил, наклонившись ближе, увидел… себя. Молодого, босого, бегущего по горячему песку. Он слышал смех, чувствовал жар солнца на коже. Рядом бежала девушка, смеясь и оглядываясь на него. Это было воспоминание… или мечта?
— Это ваша жизнь, доктор Орлов. Та, которой вы никогда не жили, но всегда жаждали.
Пламя мигнуло, и появилась новая сцена: Михаил танцевал на шумной площади под звуки тамбуринов. Руки обнимали незнакомую женщину, её глаза блестели от смеха. Это было так реально, что он ощутил солёный вкус её кожи.
— И эта жизнь ещё возможна? — хрипло спросил он.
— Всё возможно. Но у всего есть цена.


 Сделка

Собиратель взял с полки песочные часы.
— Вы можете прожить эти моменты. Испытать радость, которая сделает вас живым. Но для этого вы должны отдать что-то взамен.
— Что?
— Ваше прошлое. Все ваши знания, вашу любовь к науке. Ваша страсть к Египту станет пылью, развеянной ветром.
Михаил замер. Наука была его смыслом, его утешением, его богом. Но вместе с тем наука была его клеткой. Что стоила вся наука по сравнению с тем, чтобы снова почувствовать себя живым?


 Выбор

Михаил взял песочные часы в руки. В них застыли песчинки, и он мог поклясться, что каждая из них была его воспоминанием.
Он вспомнил музей. Статуэтку богини Хатхор, которую однажды нашёл в древнем храме. Богиня Хатхор символизировала радость жизни. Тогда он смотрел на статуэтку с восторгом учёного, но сейчас почувствовал, что никогда не понимал её истинного смысла.
— Нет, — промолвил он. — Я не могу отдать то, что делало меня мной.
Собиратель молчал. 
Песочные часы в руках Михаила разбились, а осколки растаяли, как утренний туман.


 Тайна богини

Орлов вышел из лавки. На улице светило заходящее солнце. Свежий после дождя воздух касался лица.
Михаил вернулся в музей. Мягкий свет ламп заливал тихие залы, и от него древние артефакты казались ещё загадочнее. Подошёл к витрине, где стояла богиня Хатхор — статуэтка, найденная им много лет назад на раскопках в Луксоре.
Фигура богини была изящной, лицо — спокойным и доброжелательным. В руках она держала систр — музыкальный инструмент и символ радости, любви и изобилия. Михаила вдруг осенило: это  — не просто вещь. Это — отражение того, что он искал всю жизнь.
Вспомнил, что видел себя в лавке молодым, бегущим босиком по песку, и понял, что не это — его настоящее желание. Радость — не в том, чтобы вернуть прошлое или стать кем-то другим. Радость — в способности видеть красоту в том, что окружает сейчас и что происходит сейчас: в бесценных артефактах, в открытиях, в том моменте, когда пальцы касаются древнего камня и когда слышишь шёпот истории.
Михаил улыбнулся, впервые за долгое время по-настоящему.
— Ты всегда знала, — шепнул он статуэтке, словно она могла слышать.
Протянул руку и провёл пальцем по её древней поверхности. Казалось, Хатхор тоже улыбнулась в ответ. С плеч спал груз, словно невидимая тяжесть времени покинула Михаила.
Лавка исчезла, но в памяти остались мерцающие свечи, шёпоты и песочные часы. И теперь Михаил знал: жить — значит видеть смысл в каждом мгновении, даже если это мгновение проходит среди каменных истуканов.
"Тайна богини" заключалась не в древней магии, а в вечной мудрости: радость жизни всегда рядом, стоит лишь протянуть руку.
Реклама
Обсуждение
20:18 26.01.2025(1)
1
Прочёл Вашу сказку и на душе стало светлее, я понял, что прожил (проживаю) прекрасную жизнь... Безусловно, иной раз возникает мысль, что вот мог стать поэтом, но всегда относился к этому несерьёзно, поэтому не стал; мог защитить кандидатскую, но товарищ спросил: "Слав, а что дальше? У тебя есть видение, что ты дашь человечеству что-то новое?" И я понял, что у меня нет такого видения... Но я хотел бы дополнить Михаила. Жить - это не только понимать смысл каждого мгновения, но и иметь возможность прожить с этим смыслом это мгновение.
Спасибо Вам!
Я не жалею, что не стал поэтом, я не жалею, что не стал псевдоучёным (человеком с учёной степенью), но я рад что вчера с внуком в свои почти 72 года прошёл по горам 18 км (9 постоянно в гору и 9 - обратно) и не сдался, когда мне было очень тяжело. Я жил! Я живу!
20:34 26.01.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Вячеслав, спасибо Вам за такие искренние и тёплые слова! Меня глубоко тронуло, что моя сказка помогла Вам ощутить радость и осознанность прожитой жизни. 
Да, не обязательно становиться поэтом или защищать диссертацию, чтобы чувствовать глубину каждого мгновения. Гораздо важнее радоваться новым вершинам (в прямом и переносном смысле!) и видеть смысл в том, что мы делаем.
Ваш марш-бросок по горам — доказательство, что настоящая жизнь продолжается, пока в нас есть желание двигаться вперёд и дарить свою любовь близким людям. Спасибо Вам за этот вдохновляющий пример, и пусть Ваше сердце всегда будет наполнено светом и энергией открывать новые горизонты!
20:36 26.01.2025(1)
1
Алёна, благодарю Вас!
20:38 26.01.2025
1
Алёна Шаламина
21:26 21.01.2025(1)
1
Виктор Петроченко
Михаил прожил одну жизнь, но потерял другую. Прекрасная философская сказка, Алёна! Спасибо!
00:48 22.01.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Виктор!
22:02 19.01.2025(1)
1
ОлГус
Вообще, упоминание о Египте всегда интригует...
Понравилась прозка!
01:59 20.01.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Олег!
23:47 20.01.2025
1
ОлГус
Нема за шо.
20:56 19.01.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Философия жизни. Для каждого радость жизни - в его понимании - тоже рядом, но не всегда человек это осознаёт.
21:00 19.01.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Галя! 
19:47 18.01.2025(5)
1
  На всякий случай: тамбурин - это ударный инструмент.  Европейский, французский и итальянский.
  В Европе под одни ударные не танцевали, чай не Африка.
  Египтолог мог плясать под ударные в Египте, но причем тогда тамбурин? 
  Вы не спутали тамбурин с дарабукой ?
  
  Выражение  "меня мной" -  нет, это  ни в какие рамки.  
  Уж тогда "самим собой".

И теперь Михаил знал: жить — значит видеть смысл в каждом мгновении, даже если это мгновение проходит среди каменных истуканов.




 Извините, но эта мысль настолько банальна, что не стоило городить под нее египтологию и фантастические лавки времени.

Гость13:59 19.01.2025
1
Наберите в поисковике "Танец под звуки тамбуринов" и увидите, как это происходит. 
Странная придирка... 
05:28 19.01.2025
1
Алёна Шаламина
О банальности идеи, выраженной в сказке.
Сказки обычно несут урок или мораль, и обычно они банальны: например, что добро побеждает зло, смелость и добродетель вознаграждаются, а жадность и трусость наказываются. 
Мораль и дидактичность - это одна из ключевых характеристик сказки как жанра.
05:19 19.01.2025(1)
1
Алёна Шаламина
  На всякий случай: тамбурин - это ударный инструмент.  Европейский, французский и итальянский.
  В Европе под одни ударные не танцевали, чай не Африка.
  Египтолог мог плясать под ударные в Египте, но причем тогда тамбурин? 
  Вы не спутали тамбурин с дарабукой ?

Галина, Ваша логика поражает своей прямолинейностью. Если египтолог, то плясать он мог только в Египте и нигде больше. 
Если Вы находите в интернете определение: тамбурин - это ударный инструмент, - то представляете себе что-то навроде барабана. 
Надо было мне "на всякий случай" написать, что тамбурин - это маленький бубен с бубенцами?
08:44 19.01.2025(1)
 Алёна, логика должна быть однозначной и прямолинейной. Одно вытекает из другого и третьего не предусмотрено.

Судя по третьему Вашему посту на мой комментарий, Вы задеты. 

 Знаете, все  похвалюшки в Ваш адрес пишутся не за ценность Ваших творений, а поддержания хороших отношений с Вами ради.

Люди приходят на Фабулу ДЛЯ ОБЩЕНИЯ, в основном. Себя показать, других посмотреть.
 Наши шедевры - повод собраться на этой,  литературной, площадке, а не там, где вяжут макраме.

 Человеку важна поддержка большинства, этого требуют наши инстинкты. Вместе - не страшно.  Любая толпа  возглавляется вожаком. Вы в последнее время  стали активничать и вот он Олимп - Вы - редактор. Опытный народ тут же построился и  признал всё, что Вы пишете - истиной.

 Это нормальный процесс для любого социума. 

 Но Вы-то  держите себя в руках. 
 Отдавайте СЕБЕ отчет: Вы - обычный автор, с весьма средними способностями.  
 Я могу это признать. А Вы? 
 
Смотрите в чем Ваша некомпетентность, которую Вы спешите высказать:
Надо было мне "на всякий случай" написать, что тамбурин - это маленький бубен с бубенцами?


  Я Вам написала, что тамбурин - это ударный инструмент. Ну хоть откройте Википедию и узнайте, что бубенцы, бубны и еще много чего входит в группу ударных инструментов. Зачем я Вам буду расписывать устройство тамбурина? Вы что, ребенок, которого я обучаю?

 Писала или нет, не помню. Один человек играл на ФЛЕЙТЕ и тамбурине одновременно, тогда и можно было плясать.
 А под ОДИН тамбурин - странно.

 Видимо Вы попались на уловку людей, не очень образованных: берете в работу красивое слово, не понимая его смысла.
  
Никакой дидактики в Вашей сказке нет. Нет мотивации: как это взрослый человек на закате дней, понявший, что, даже ради науки, он упустил  огромную часть человеческих отношений, вспомнивший юную   девушку, вдруг отбросил  все сомнения и обрадовался какому-то мгновению. И прямо тут обрел душевный покой и счастье. 

 Ну ерунда же. Тот человек, которого Вы описали - должен быть фанатом науки и никакие девицы из ранней юности его не встревожат. Либо он мог изменить свои интересы и найти себе пару. И в 90 лет мужчина может найти даму сердца.
 У Вас получился  эмоциональный винегрет:  человек вроде  задумался об обыкновенных человеческих отношениях и вдруг  понял, что гладить каменюку, даже древнюю,  - это предел его желаний и счастья. 
 Сказка вот эта Вам не удалась, либо Вы вообще не умеете писать сказки.
11:32 19.01.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Забавно. Все эти Ваши рассуждения могут быть адресованы автору "Фауста":
Нет мотивации: как это взрослый человек на закате дней, понявший, что, даже ради науки, он упустил  огромную часть человеческих отношений, вспомнивший юную   девушку, вдруг отбросил  все сомнения и обрадовался какому-то мгновению. 
Ну ерунда же. Тот человек, которого Вы описали - должен быть фанатом науки и никакие девицы из ранней юности его не встревожат. 

Сказка вот эта Вам не удалась, либо Вы вообще не умеете писать сказки.

А Вам не удалось снизить мою мотивацию, как Вы ни стараетесь. И уж никак не удастся Вам такими Вашими методами повысить свою собственную самооценку и найти свою собственную идентичность. 
16:53 19.01.2025
 Алёна!  Как новоизбранный редактор Вы обязаны научиться  отличать критику ТЕКСТА от перехода на личности.

 Я писала Вам о конкретных моих замечаниях к Вашему тексту. О том, что нужно узнавать значение слов перед их употреблением.

 Что пишете сейчас мне Вы? 
 Какое снижение ВАШЕЙ  мотивации Вы усмотрели в моем комментарии?
 ЗАЧЕМ мне(?)  повышение или снижение Вашей МОТИВАЦИИ?
 Что мне это дает? 

 Я что, соревнуюсь с Вами?  Я претендую на пост, который так счастливо Вы обрели? 
 Спаси и сохрани! 

Наоборот, я рада за Вас.  И это правда.

 Вы зачем  заговорили о моей ЛИЧНОСТИ?   Слово самоидентификация - очередное красивое слово, которое Вы не понимаете , но употребляете?

  Прочтите значение слова.  Самоидентификация - это интимное чувство личности.   Откуда Вы знаете  и КАКОЕ ВАМ ДЕЛО до того, что ощущаю я?   Какое отношение  реальные или вымышленные проблемы моей личности(!) имеют к критике Вашего конкретного текста?

 Кто Вам сказал, что можно повысить  свою самооценку критикуя Ваш текст? 

 Вы, часом, не  провозглашаете ли себя сейчас гением всех времен и народов Фабулы? 
 Бога ради, не сравнивайте свои тексты с Фаустом?  Ну, есть небольшая разница между Вами и  Гёте, согласитесь ли? 

ЗА МОЮ САМООЦЕНКУ, а это опять  Ваше вторжение в обсуждение моей ЛИЧНОСТИ, не извольте беспокоиться.
 Что-что, а с этим у меня все в порядке. 

 Итог: я написала СВОЕ МНЕНИЕ о  Вашем тексте с конкретными аргументами критики.

 В ответ Вы  перешли на обсуждение моей личности и подозрения, что я покушаюсь на Вашу мотивацию! 

 Хотя бы сейчас Вы осознаете свою неправоту?


19:56 18.01.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Спасибо за замечания! 
Но в Египте и на площадях не плясали. По меньшей мере, женщины не плясали на площадях.
Не знаю, как во Франции, а в Италии существует традиция танцевать под аккомпанемент только тамбурина, особенно в контексте народных танцев. Тарантелла, один из самых известных итальянских танцев, часто исполняется под живой ритм тамбурина, который задаёт темп и настроение. Пляски под один только тамбурин – это не моя выдумка, а живая традиция, особенно в южной Италии.
15:27 19.01.2025(1)
1
Анатолий Комогоров
Вы кормите тролля.
19:19 19.01.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Да, есть такое.
19:26 19.01.2025(1)
Анатолий Комогоров
19:40 19.01.2025
Алёна Шаламина
16:48 19.01.2025(1)
1
Тиа Мелик
Алена, мне очень понравилось!👏♥️🌹🌹🌹
С праздником Крещения!!!❄️❄️❄️👸☕
19:17 19.01.2025
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Тиа! 
С Крещением Господним!
14:13 19.01.2025(1)
1
Владимир Абрамов
Да, стоит лишь протянуть руку, но, не дай бог, протянуть не в ту сторону.
19:15 19.01.2025
1
Алёна Шаламина
 
00:33 19.01.2025(1)
1
Irina Krupenina
Спасибо, Алёна. Интересные размышления о жизни в твоих рассказах. Конечно, каждый человек делает в жизни выбор. Но мужчина редко делает выбор в пользу женщины. Он должен делать настоящее дело. Это для него главное в жизни. Хорошо, если ему встретится понимающая женщина, которая будет помогать ему, а не отвлекать. Тогда можно быть счастливым вдвойне. Но если мужчина чего-то добился в жизни - это уже счастье. Не нужно жалеть о том, чего не было. Нужно принять жизнь такой, какая она есть, и быть счастливым. 
05:51 19.01.2025(1)
Алёна Шаламина
Ирина, спасибо! 
Твои  слова о мужчине, который находит счастье в своём деле, и что ещё лучше, если рядом есть понимающая женщина, очень глубоки. 
Не нужно жалеть о том, чего не было. Нужно принять жизнь такой, какая она есть, и быть счастливым. 

Я восхищаюсь твоими комментариями. И тем, как ты пишешь о жизни, восхищаюсь ещё больше.
10:25 19.01.2025
1
Irina Krupenina
Спасибо, Алёна. Подумать над жизнью всегда интересно и полезно.
Можно ещё добавить, что женщина, которая смогла отвлечь мужчину от его главного в жизни дела, сама первая упрекнет его, что он стал неудачником.
09:36 19.01.2025(1)
1
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
Написано хорошо и интересно Действительно радоваться надо каждому мгновению, иначе зачем жить
10:04 19.01.2025
Алёна Шаламина
Да, и не жалеть о прошлом.

Спасибо, Алла! 
08:05 19.01.2025(1)
1
Кто-то находит себя в личной жизни, кто-то в работе. Главное, чтобы человек чувствовал себя счастливым, нужным, чтобы жизнь имела смысл. Хорошая сказка, Алёна.
10:02 19.01.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Вячеслав!
Реклама