Что не так с фильмом «Защитники»?
Статья.
Вроде, казалось бы, все российские зрители должны быть довольны – наконец-то появился наш фантастический фильм, выпуска 2017г., вполне способный конкурировать с фильмами производства Голливуда! Суперблокбастерами, кассовыми, и снятыми за сотни миллионов долларов. Такими, как цикл о «Мстителях», «Обитель зла», цикл про «Супермена», и «Железного человека», не говоря уж про таких столпов и оплотов жанра комиксов как «Бэтмен», «Люди Икс», «Черепашки-ниндзя», и «Трансформеры».
Но в том-то и проблема, что конкурировать со всей этой «классикой жанра» фильм «Защитники» может только на уровне спецэффектов, так как компьютерная графика сейчас в российском кинематографе, к счастью, на достойном уровне. Что же касается сценария… И особенно – его «оригинальности»!.. О-о!
Вот тут-то и начинаются проблемы.
Нет, конечно, кто смотрит все эти фильмы-комиксы просто для развлечения, чтоб скоротать время за динамичным боевичком-бегалкой-стрелялкой, тому всё будет в тему. Но вот тот, кто просмотрел достаточно много всё тех же американских фильмов, снятых по мотивам комиксов, невольно начинает чесать затылок. И думать: вроде, спецэффектов, красочных и захватывающих дух – море, герои, вроде, интересные, у всех – характеры, и личные проблемы, Главный какашка – несгибаемый и с традиционной манией величия, добро в конце побеждает-таки, но…
Остаётся после финала некий осадок.
Разочарование.
А понять, отчего это странное чувство возникло, не так уж и трудно. Дело в том, что те, кто писал и адаптировал сценарий для «Защитников», несомненно знакомы с монументальным теоретическим трудом МакГи – «История на миллион долларов».
И этот базовый труд предопределил основные методы и каноны написания сценариев для супер-кассовых франшиз Голливуда, и не только, буквально на десятилетия. А то, что эти методы и каноны работали, работают, и будут работать, так как психология обывателя неизменна, доказали и миллиарды, заработанные на таких фильмах, и «прикормленная» аудитория – которая обязательно пойдёт на продолжение любого фильма из таких циклов. Поскольку герои знакомы, красочных и до дрожи «достоверных» спецэффектов наверняка будет – море, и в конце добро победит. Ну, до появления следующего Главного какашки, или очередного кандидата на роль Мирового лидера. Или, проще, Хозяина Мира. Ну, или в крайнем случае – агрессивно настроенных инопланетян, желающих оттяпать нашу планету со всеми её ресурсами в личное пользование, а людишек – или истребить, или уж загнать в резервации. («Робот Джокс», «Эллизиум», «Война миров», «День Независимости», «Поле битвы – Земля», «Обливион», «Эквилибриум», «Ультрафиолет», «Обитель зла», «Человек-паук», «Человек-муравей», «Отряд Дельта», «Три икса», «Тихоокеанский рубеж», “Парк Юрского периода”, и т.д.)
Но в том-то и проблема у зрелого и опытного зрителя, способного на мало-мальские размышления, обобщения и собственные выводы от просмотренной, пусть и динамичной, жвачки: все эти фильмы по большому счёту кажутся снятыми по одному сценарию.
И в-принципе так и есть – потому что всё в каноническом труде МакГи чётко расписано: три части, в конце каждой из которых – кризис, а в последней, финальной, части – кульминация и развязка. Герой побеждает, или его убивают (Что ОЧЕНЬ редко!) Далее, нужно, чтоб каждый герой чего-то хотел, нужно, чтоб в каждой сцене был конфликт, и чтоб каждая сцена «работала» или на раскрытие характера героев, или на продвижение вперёд сюжета…
А то, что при этом такие «сценовые» конфликты зачастую высосаны из пальца, и герои-союзники начинают вдруг на ровном месте выяснять отношения между собой, и даже драться, (Разумеется, не до смерти – а то как бы они в конце, в кульминации, сплотились плечо к плечу, и победили!) что смотрится для нормального человека и зрителя очень ненатурально, скорее, правило. И сразу видно, где у сценариста была проблема с «конфликтом» – раз нет внешнего, нужно создать внутренний! Потому что без «объяснений», которые имеются в такой сцене, зрителю будет непонятна подоплёка последующих планов и действий героев. А сцену без конфликта теоретический труд МакГи рекомендует из сценария… Попросту удалять!
(Хотя в реальной жизни, да и многих канонических книгах – ставших на мировую полку сокровищ литературы, вроде «Анны Карениной», «Идиота», «Евгения Онегина, и т.п., без «конфликтов» на каждой странице авторы как-то обходились – конфликт один, но уж – капитальный!…)
Но главный минус «Истории на миллион долларов» не в том, что её используют как методическое пособие для создания костяка, основы, сюжета, а – заштампованность. Назойливая и надоевшая.
И именно поэтому для того, кто много и часто смотрит эти циклы, сериалы и фильмы, все они смешиваются, сливаются через некоторое время после просмотра в одну незапоминающуюся «бегательно-стрелятельно-спецэффектную» жвачку, оставляя лишь смутное припоминание того, что вот эти герои противостояли вот этим плохишам, и в конце победили-таки… До следующего раза.
Нет, я понимаю, разумеется, что придумать реально НОВЫЙ сюжет для боевика, или фантастики, или даже комикса – очень трудно. И именно поэтому у «Чужих» появилось чуть не семь-восемь продолжений, сиквелов, приквелов, и так далее. И все они – куда слабее второй части, которой только качественный сюжет Алана дин Фостера, талант Ридли Скотта и неповторимая игра Сигурни Уивер и придали нужный накал страстей и уникальность. Но всяческие ухищрения и «оригинальные» сюжетные решения не спасли последующие несколько серий этого цикла от если не провала, то – значительно ослабевшего интереса зрителей.
То же можно сказать и про «Хищника» – и вторая и третья («Хищники») части гораздо слабее первого фильма с неповторимым Арнольдом Шварценеггером. Разумеется, все понимают, что харизматичный и яркий герой в главной роли, будь то «Терминатор», или Рипли – практически половина успеха.
Не так повезло с главными героями репликам-перепевкам старых фильмов – что новому «Возвращению памяти», что «Конану». И не спасли их «навороченные» спецэффекты.
И пусть во франшизе «Обитель зла» неизменно снималась красавица и крутая бой-баба Мила Йовович, это тоже не спасло вторую и последующие части от скатывания в серость – просто ещё одна доска в забор стандартных фильмов про злых дядей-фармацевтов, желающих ограбить и поработить мир, и зомби…
Именно потому, пусть даже и зная, что эти, последующие за головной, части не будут столь оглушительно успешны и кассовы, Голливуд и снимает бесконечные продолжения «Мстителей», «Терминаторов», «Обителей зла», «Звёздных войн», и прочих поделок, что все маркетологи понимают: пусть даже и на заведомо более слабую часть боевика про «Людей Икс» и приключения харизматичного Россомахи, или Капитана-Америка, народ придёт – хотя бы, чтоб удовлетворить неистребимую потребность любого нетребовательного зрителя и домохозяек – «узнать, что же будет дальше!»
А с «Защитниками» проблема сразу в том, что они – просто калька с большинства перечисленных фильмов. Насквозь заштампованная, и не слишком изобретательная – да, уникальный отряд подростков, на которых проводили бесчеловечные опыты, не находящие в зрелом возрасте себе места среди обычных людей, но созданные для некоей «миссии» (совсем как в «Солт»), да, главный мерзавец, возжелавший власти над Миром, да, хитрая и расчетливая офицер из органов, объединяющая усилия героев для Блага Родины… И – очередной штамп! – почти поражение, но «свежая» идея – и победа в финале!
Образ медведя, превращающегося в человека – просто ксерокопия с оборотней, людей-волков из «Сумерек», или «Тёмного мира», адаптированная к российским условиям, образ сверхбыстрого азиата – копия «Мистик» из «Людей Икс», и так далее.
Хотя помимо заштампованности и неоригинальности сценарных приёмов «Защитников» имеются и чисто практические неувязки – с элементарными законами физики.
Ну не могут даже несколько десятков грузовых вертолётов нести на канатах Останкинскую телебашню: грузоподъёмность даже лучших вертолётов не превышает 20 тонн, а масса бетонной (!) башни – несколько тысяч тонн.
Так же нереальна сверхскорость героя с мечами – если он движется так, что его не видно, это предполагает скорость, как у гиперзвуковых ракет типа «Циркона» – то есть несколько махов. А это – не менее 5-6 километров в секунду. Такую скорость развивают спускаемые модули орбитальных кораблей, входящих в атмосферу (Разреженную!) Земли. И головные обтекатели этих модулей, как и ракет типа «Циркон», изготовляются из сверхпрочных и термоустойчивых материалов, которые и хрупки и дороги. И всё равно нагреваются до 2-4 тысяч (!) градусов. Есть такая защита у героя? Нет. А температура, которую выдерживает «не разрушаясь» и не коагулируя необратимо обычный белок, из которого и состоит тело всех людей и просто теплокровных млекопитающих созданий – не более 100 градусов любимого Цельсия.
Про то, что герой, управляющий камнями – всего лишь ксерокопия с «Магнито» из «Людей Икс» упоминать не хочется: поскольку если металлосодержащие конструкции и предметы можно хотя бы теоретически заставить реагировать на сильные магнитные поля, то в камнях никаких элементов, способных как-то «откликаться» на внешние поля и воздействия, попросту нет.
Ну а про то, что абсолютно никем не охраняемыми и сохраняющимися годами оказались объекты с автомашинами, или клонами – можно и не упоминать. Чушь несусветная. Потому что в таких объектах одной обслуживающей инфраструктуры и энергоподстанций для питания механизмов, нужно – сотни профессионалов и тысячи мегаватт. Плюс – неизбежные утечки информации о столь страшном стратегическом оружии…
Про остальные нестыковки с физическими законами и законами элементарной логики не хочется и упоминать – ведь нужно помнить, что мы имеем дело не с научной фантастикой, как, скажем, у Айзека Азимова, с его роботами и тремя их законами, где всё
| Помогли сайту Реклама Праздники |