Рассказав в первой главе автобиографической повести «Жизнь по другому сценарию» о принципиальных отличиях учебных и боевых воинских частей, я решил рассмотреть эти отличия сквозь призму истории, доказав тем самым читателю, насколько важно знать эту науку, которая является, по мнению публициста и философа-материалиста Н. Г. Чернышевского, «душой человечества».
И начать я хотел с учебного центра войск связи, о котором нелицеприятно высказывался в вышеупомянутой первой главе. Сам себя поправлю, я нелестно отзывался не столько о воинской части 41516, а сколько о сержантах, учинивших так называемую уставщину — явление, подразумевающее безоговорочное соблюдение Устава. Кроме того, будет уместно добавить, что в первый месяц службы мы помимо изучения строевой подготовки активно занимались хозяйственными работами, о которых меня предупреждал дядюшка, заявляя, что солдат в российской армии — это рабочая сила. По правде сказать, в тот момент у меня выкристаллизовалось мнение, что та серая и угрюмая обстановка, которая нависла словно туча на чистом небе моей судьбы, до боли напоминает крепостное право, ставшее объектом резкой критики в многочисленных произведениях великих русских писателей XIX века. Как вы могли догадаться, в роли крепостных крестьян выступали мы, срочники, а сержанты, среди которых находились индивидуумы, предпочитавшие бесцеремонно валяться на кровати, играя в сенсорном телефоне, который, по их же словам, им нужен исключительно для работы, были помещиками. Разумеется, я в силу своего телосложения, которое не внушало уверенности в моих физических данных, работал спустя рукава. Впрочем, я объяснял командирам, ополчившимся на меня из-за моей якобы лени, что мне действительно тяжёло носить на носилках землю, которая оставалась после того, как другие работяги послушно копали окопы. Собственно, по этой причине я просился работать писарем, так как на этом поприще я бы смог принести куда больше пользы. Увы, на эту должность меня так и не определили, однако спустя время я смирился с тем, что работать писарем мне, видимо, не суждено, и поэтому стал спокойно относиться к нереализованной цели, довольствуясь текущим положением дел.
Подводя некоторые итоги, хочу сказать, что главной причиной загубленных талантов в России является политический строй. Отмечу, что подобное заключение также сделал российский писатель и общественный деятель А. И. Герцен в повести «Сорока-воровка». Пользуясь случаем, напомню читателю, что героиня данного произведения, которая была скована гнётом крепостничества, не смогла стать великой актрисой. Именно её социальное положение воспрепятствовало раскрытию творческого потенциала. В нашем случае следует поговорить о воинской повинности мужчин, которая во многом препятствует началу самостоятельной жизни. Так, например, выпускник колледжа, который планирует работать и параллельно учиться на заочной форме, будет вместо этого прозябать в Вооружённых Силах, вернувшись из которых вряд ли сможет с прежним огнём в глазах учиться, потому что за этот год он, вероятнее всего, растеряет накопленные знания. Кроме того, не стоит забывать, что после прохождения срочной службы гражданин всего лишь увольняется в запас, по-прежнему оставаясь рабом своего государства. Вопреки народному мнению, замечу, что демобилизация — это перевод вооружённых сил страны с военного положения на мирное. Соответственно, в случае военного конфликта вчерашний призывник будет подлежать мобилизации. И в завершение я не могу не затронуть корень изложенной проблемы — обязательный призыв, который бездумно равняет всех лиц мужского пола под одну гребёнку, не допуская мысли о том, что не все мужчины тяготеют к военному делу. Отмечу, что подобная картина вырисовывалась и в первый месяц службы, когда командиры повально заставляли нас копать окопы на солнцепёке, будто не замечая того, что некоторые солдатики похвастаться физической силой не могут. Обращаю внимание, что эта необоснованная уравниловка перекликается с вышеупомянутой повестью Герцена «Сорока-воровка» в лице рассуждения славянофила о роли женщины в нашем мире. И, немного отойдя от Вооружённых Сил, я предлагаю сделать экскурс в один из шедевров раннего творчества основоположника русского социализма А. И. Герцена «Сорока-воровка», раскрыв тем самым её главную мысль, которая была заложена в дискуссии, развернувшейся между тремя действующими лицами: славянофилом, либералом-западником и демократом.
Итак, славянофил, который был приверженцем патриархата, склонялся во мнении, что женщине не пристало заниматься творчеством. С его точки зрения, женщина должна быть всецело поглощена домашними делами. Либерал-западник, который предвзято относился к русским, считал, что женщина не станет великой актрисой вследствие своей национальной ограниченности. А демократ, олицетворяющий позицию автора, был убеждён, что палки в колёса прогресса вставляет крепостное право. Именно поэтому для повышения спроса в каком-либо деле нужно не только изучать потребности людей, принимая во внимание их индивидуальность, но и трезво смотреть на мир, идя в ногу со временем.
Насколько это было возможно, я обсудил службу в учебном центре войск связи и теперь перехожу к анализу солдатской жизни в воинской части 53956. Как было сказано ранее, данная часть является боевой, и посему она предоставляет бо́льшую свободу срочникам, начиная от беспрепятственного посещения так называемого «чифана» и заканчивая уволнительными по выходным, чего в учебке не было в помине. С одной стороны, отсутствие гнёта сержантов неизмеримо облегчает жизнь, но с другой, это создаёт почву для развития межличностных конфликтов в коллективе, поддерживающихся отсутствием рычагов управления, которые, собственно, и обеспечивают дисциплину. Стало быть, процесс демократизации общества, к которому относится и рота, приводит к стремительному росту преступности, наблюдаемому в период Перестройки, проводимой первым и последним президентом Советского Союза М. С. Горбачёвым.
Из моей главы, словно из озера, вытекают три важных вывода, первый из которых гласит: «Чем меньше запретов, тем больше вседозволенности». И в подтверждение вышесказанного прошу заметить, что за пять месяцев службы в учебном центре войск связи у меня ничего не пропало, в то время как в боевой части 53956 все мои вещи, начиная от пены для бритья и заканчивая офисной формой, которая, на минуточку, хранилась в каптёрке, таяли словно дым. Думаю, такой удивительный контраст вызван прежде всего тем, что в учебке нас держали в чёрном теле, контролируя каждый наш шаг, а в боевой части царила атмосфера всеобщего безразличия, которая в конечном итоге привела к беспределу.
Также добавлю, что настоящие друзья у меня появились именно в учебке, поскольку там мы одной семьёй переносили тяготы военной службы. К примеру, когда нас мучили строевой, мы, объединяя усилия, пытались максимально слаженно маршировать, дабы от нас поскорее отвязались. Собственно, в этом и должна проявляться демократия, о чём нам беспрестанно твердил в своих сказках великий русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. И для пущей убедительности следует привести трогательную сказку Л. Н. Толстого «Лев и собачка», которая показывает, как легко и непринуждённо могут подружиться два совершенно разных животных. По моему мнению, этому принципу должны следовать солдаты, проходящие срочную службу. Несмотря на то, что мы придерживаемся разных политических взглядов, исповедуем разные религии, мы, тем не менее, обязаны общаться друг с другом, принимать совместные решения и общими усилиями достигать каких-то целей. Только тогда мы сможем построить сплочённый коллектив, которому под силу выдержать любые испытания.
Второй вывод можно озвучить цитатой, которую приписывают шведскому химику и инженеру Альфреду Нобелю: «Любая демократия приводит к диктатуре подонков». И неуставные отношения, частным случаем которых является дедовщина, подтверждает, в свою очередь, одну из вытекающих проблем демократии. Отмечу, что дедовщина в большинстве случаев возникает по причине социального неравенства, характеризующегося тем, что родственники уважаемых офицеров, которых принято называть «мазаными», позволяют себе унижать новоприбывших, искренне веря в то, что их проступки сойдут с рук.
И третий, пожалуй, самый важный вывод, который отражает одну из ключевых проблем нашего общества, звучит следующим образом: «Зная о своих правах, не забывай о своих обязанностях». Обращаю внимание, что о своих обязанностях забывают не только сержанты учебного центра войск связи, обожающие цитировать единоначалие, суть которого понимают только в первой половине фразы: «Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным», невольно забывая о продолжении, которое гласит: «И возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего», но и авторитетные военнослужащие, которые не уважают честь и достоинство товарищей по службе. Стало быть, сержантам, мечтающим замучить личный состав, необходимо понимать, что их действия чреваты негативными последствиями, особенно если учитывать, что в наше время на военную службу берут, независимо от категории годности. В свою очередь, солдаты, которые теряют разум от своего мнимого превосходства, должны отдавать себе отчёт в том, что за деяния, совершённые против морально слабых людей, рано или поздно наступит возмездие, наиболее известное их которых произошло с участием Рамиля Шамсутдинова.
| Помогли сайту Реклама Праздники |