6
Повторенье мать ученья, поэтому пойдет опять по кругу. Как я говорил в прошлой главе – смысл духовного развития состоит в том, чтобы получить доступ в лучшие миры, а для этого необходимо трансформировать свое сознание. Трансформация сознания подразумевает достижение такого состояния сознания, когда «я» испытывает состояние «мира в душе и гармонии со всем мирозданием» и способно сохранить это состояние при любых невзгодах или искушениях.
Почему так сложно достичь этого состояния? В силу шаблонного мышления, а шаблоны составлены таким образом, что человек не имеет возможности направить свой ум в направлении поиска такого состояния. Данное состояние в дзогчен именуется как «ригпа» - состояние изначального осознавания и это состояние имеется изначально в каждом «я». Трансформация сознания подразумевает достижение состояния «ригпа», то есть достигнув этого состояния человек получает возможность перехода в лучшие миры, так как теперь он там не будет выделяться от других «совершенных я», населяющих высшие миры.
В буддизме считается, что достижение состояния нирваны связано с полнейшим растворением «я» и личной индивидуальности. Для меня такое утверждение неприемлемо в силу целого ряда причин:
- Каждое «я» обладает индивидуальной кармой, а логично предположить, что если бы все «души» изначально были бы чистыми, без индивидуальных особенностей, то и карма у всех была бы одинаковой и не было бы таких резких отличий одной души от другой, что говорит о том, что есть некий изначальный элемент сознания, обладающий индивидуальностью;
- Наличие «ригпа» в каждой душе, говорит о том, что изначально «ригпа» нанизывается на некий «субъект» и постепенно «ригпа» погребается под множеством шаблонов-невежества;
- В четвертой скандхе говорится о том, что в психике человека остается «отпечаток» от действий тела, ума, речи и именно этот отпечаток и формирует карму. Логично предположить, что этот выбор действий тела, ума или речи делает именно «индивидуальное Я» и именно это «индивидуальное Я» как усугубляет свою карму, так и очищается от нее приближаясь к состоянию «ригпа». Если нет никакого «индивидуального Я», то каким образом и куда именно накладывается «отпечаток»?
Из всего вышеприведенного следует:
- что есть «индивидуальное Я», обладающее изначальным осознаванием – «ригпа»;
- «ригпа» погребено под множеством «шаблонов-невежества» и по этой причине оно сокрыто от сознания;
- «индивидуальное Я» в силу доминирования в нем «шаблонов-невежеств» совершает действия, в результате которых с помощью новых «отпечатков» делает доступ к «ригпа» более сложным;
- именно «индивидуальное Я» осознает необходимость духовной трансформации для перехода в лучшие миры;
- именно «индивидуальное Я» в ходе духовных практик способно ощутить-нащупать приближение состояния «мира в душе и гармонии» и двигаться в этом направлении, все глубже и глубже погружаясь в то состояние сознания, которое позволяет достичь все большей и большей буддовости;
- если нет «индивидуального Я», то все утрачивает смысл и логику. Только при наличии «индивидуального Я» и возможности перехода его в высшие-лучшие миры – все обретает смысл и целенаправленность.