В нашу эпоху очевидной борьбы и преодоления особенно значимо глубинно знать то, с чем мы воюем и тех, кто с этим сражается на самых разнообразных направлениях этой битвы. Мы очень отчётливо видим теперь проявление человеконенавистнической сущности фашизма-нацизма, которому даём отпор, и на Курщине, и на Белгородщине, и ранее в Донбассе и Новороссии.
Но видя, эти внешние формы воплощения чёрного мировоззрения, общество не очень осознаёт его глубинные сущности. Об этом почти не пишут и не обсуждают, уничтожая отравляющие цветы ядовитого растения, не изучают ботанический вид, его характеристики, принадлежность к соответствующему семейству.
Видя антигуманную сущность фашизма-нацизма, люди понимают, что мы противопоставляем ему гуманизм, и подсознательно ощущают, что он должен быть побиваем гуманизмом, но вряд ли дадут определение гуманизму. Может быть, гуманизм – это обеспечение стабильного потребления и комфортной городской среды?
И уж, наверняка, люди скажут, что гуманизм возник в эпоху Возрождения, и вот с тех пор… Достаточно известно определение болгарского коммуниста и борца эпохи Второй мировой Георгия Димитрова о том, что фашизм-нацизм – это «озверевший», потерявший всякие рамки монополистический капитализм, империализм, что описывает предмет лишь с одной из многих граней.
Единственный соразмерный сущностному (экзистенциальному) вызову времени глубинный ответ о нацизме даёт Сергей Кургинян и его соратники. Они подчёркивают, что гуманизм существовал всегда на протяжении всей истории человечества. На протяжении всей истории с самых древнейших времён во всех цивилизациях и обществах были добрые человеколюбивые божества и злые человеконенавидящие, между ними в человеческих умах шла постоянная борьба, запечатлённая в метатексте культуры.
Добрые боги помогали людям, даже умирали за них, потому что верили в них. Самый известный западный и не только европейский дохристианский пример – Прометей. Сущность гуманизма предельно ёмко сформулирована Максимом Горьким: «Человек – это звучит гордо!» И как уточнение: «Всё для Человека, всё во имя Человека!» Боги умирали за Человека, потому что верили в его возможности, возможности улучшения, самосовершенствования, восхождения. Это – светлый, оптимистический взгляд на природу человека.
Это и есть гуманизм. Важно, что наряду с этим всегда существовал и другой, тёмный, пессимистический взгляд, выраженный злыми божествами, взгляд неверия в человека, презрения и насмешки – антигуманизм. Наряду с этим неверием как ключевым свойством антигуманизма, возникает вторая ключевая его характеристика, вытекающая из первой.
Так как способности у всех людей разные и так как проникаются антигуманизмом конкретные люди, то, не веря в человека, они, разумеется, преувеличивают разделение людей по возможностям, а себя «понявших» это причисляют в избранную категорию. Т. о., второе ключевое свойство антигуманизма – утверждение фундаментального неравенства людей.
На протяжении всей истории эти две противостоящие линии сосуществовали и боролись, проявляясь в каждую эпоху разными формами учений и теорий религиозного и светского характера в зависимости от свойства времени. Собственно, все философские во всём их многообразии направления сводятся и разделяются к этим двум линиям. Христианство совершило небывалый гуманистический переворот.
В эпоху Возрождения возникает, а в эпоху Просвещения оформляется светский гуманизм. Во второй половине 19 – 20 веке светский гуманизм воплощается в новой форме – Коммунизма. Наряду с этим существуют разного рода антигуманистические учения, ангигуманистическая линия проникает и существует даже в Христианстве, как и любой другой религии.
В соответствии со свойствами времени антигуманистическая линия прорвалась и расцвела в 20 веке в виде фашизма-нацизма, воплотив фундаментальное неравенство в разделении людей на «полноценные и неполноценные» народы и посмеявшись над идеями христиан, классических светских гуманистов и большевиков по улучшению людей, их восхождению, отказав «неполноценным» народам в самосовершенствовании. Вот с какой глубинной всевечной традицией мы сейчас сражаемся, вот какой апокалиптической предстаёт битва.
Вот что такое фашизм-нацизм и его сущностная глубина. Эта традиция была всегда, надо сказать, она никогда не была особо доминирующей. Её нельзя уничтожить, но её можно максимально поразить, свести до минимума. И победить её может только расцвет и победоносное шествие в умах людей другой традиции, традиции гуманизма, основанной на вере в человеческие возможности и восхождение. Поэтому время гуманистов не скрывается где-то в толщи веков, время Нового гуманизма лишь настает. И уже есть люди, кто на острие этой борьбы.
И один из таких – современный латвийский поэт и певец Каспарс Димитерс. Весной 2022 года он не смог больше молчать и, никогда не писавший по-русски кроме, по сути, явившегося исключением альбома рубежа веков «Родная кровь», стал писать на русском, чтобы сказать всё всем народам. Каспарс Димитерс – человек трудной судьбы, но именно это, если человек не ломается, позволяет пронзительно чувствовать боль общества и эпохи, и готовит к его миссии, которая открылась полностью, думаю, только теперь.
Сорок лет назад Каспарс и его Мама, выдающаяся Советская актриса Вия Елизавета Артмане, приняли Православие. Всё творчество Каспарса проникнуто нежной любовью и трогательным посвящением своей Маме. Семь вышедших за последние два года альбомов содержат свыше ста песен-стихотворений, которые собраны в книгу «Капельница» (Потому что: «Мы капельницы друг другу, и должны делиться живой кровью своей любви», - как говорит автор).
Ранее других 5 мая 2022 года ещё до выхода первого альбома вышла песня «Блок поэт, Калаш – нам лира», которая потом войдёт в третий альбом. Песня посвящена матери поэта и является одной из самых глубоких и пронзительных:
Зонтик в дырках, и под градом.
Все народы стали стадом.
Кайф у всех, что все улитки,
И за тех, кто тянет нитки.
И бомжихи, и принцессы
Дуры-куклы этой пьесы.
Все майданы, гей-парады
Кукловодам маскарады
…..
Чудо-жижей всех холопов
Превратили в остолопов.
В танцах смерти крепко свиты
Нацики и содомиты.
…..
Без Христа сгорит Европа.
За Христа — алтарь в окопах.
Смерти стало вдруг свободней —
Парадокс любви Господней.
…..
В этой жизни — что мурыжить,
Никому из нас не выжить.
Жизнь — война, не рай для мира.
Блок поэт. Калаш нам лира.
Первый альбом с шестнадцатью песнями вышел 11 октября 2022 года под названием «Я латыш, украинец и русский и…». В песне из девяти четверостиший, именем которой назван альбом, поэт говорит, кто он и откуда:
Я родился в Союзе, где жили
В мире русский, украинец, латыш ...
Но торжественно нас раздружили
И теперь мы государство — мышь.
Он называет ключевые характеристики современности:
Всю историю сплошь исказили,
О правде по-новому врут.
Рассорили славян, чтоб забыли —
Скифы вечны и Пушкин всем тут.
И указывает, каким способом может быть достигнута Победа:
Я родился в Союзе, где возможен
Был мир всем народам страны.
Победить в войне этой сможем,
Если все вместе мы.
Это не единственное упоминание Пушкина и других русских поэтов в альбоме и не единственное упоминание Скифов – блоковских Скифов – в творчестве, что ещё раз нам говорит, что перед нами не простые песни, а поэзия. Из 16 песен альбома 6 посвящены памяти конкретных людей, погибших на СВО и не только, или групп людей (Советским солдатам, освобождавшим Латвию, и Аллее ангелов в Донецке). Определённый итог этого альбома можно подвести словами из песни «Я тоже солдат»:
Война — это хирургия
И литургия, и вечная память.
Война — это не нагнутая выя,
Но ожившее в крови знамя.
И я не певец — я тоже солдат.
Второй альбом из пятнадцати песен вышел 11 декабря 2022 года с названием «Война за детские души». Саму песню, давшую название альбому, можно назвать балладой о Борьбе:
Борьба — это когда нет уже света,
Но ты все видишь и целишь взор,
Враги когда целятся в спину,
Но ты попадаешь в упор.
…..
Борьба — это когда даже мертвый
Ты поднимаешь свой меч.
Борьба — это вставать всегда первым
И всегда последним лечь.
[justify]Три песни альбома посвящены памяти погибших в идущей войне. В качестве последней песни, как и в 6, и 7 альбомах, поэт исполняет не своё, а религиозное произведение, в данном случае, кондак «Душе моя, что спиши». И это – очень красивое духовное пение. Можно пожелать, чтобы у Каспарса Димитерса вышел отдельный альбом церковных песнопений. А в книге, вместо этого произведения помещено стихотворение «Святая Русь», в котором поэт рисует этот