Музыка звучала, будто разноцветные камушки переливались. И слышались в ней дудочки, деревянные трещётки, перестук самоцветов в бусах, звук отплясывающих деревянных башмачков на каменной мостовой.
Колёса велосипеда крутятся, крутятся…
Суббота. Надо убраться дома. А как не хочется! Соседка тётя Лида настойчиво и строго звонит в дверь. Мне всегда казалось, что она была королевой в какой-то своей далёкой тайной жизни. И не только в прошлом, но и теперь. Царственная осанка, строгий тон даже тогда, когда обращается с просьбой. И ведь не хватит духу отказать- королева не помилует. Вот и сейчас тётя Лида стояла, серьёзно уставив холодные голубые глаза на меня как будто с укором, что её сиятельству пришлось прождать за дверью пол-минуты…
-Вот возвращаю миксер. Спасибо,-твёрдо прочеканила она.-Что-то неважно выглядишь.
-С работы. Устала.
-Не дело это женщине так работать, что ног под собою не чувствуешь. Могу дать тебе несколько советов.
Я с ужасом подумала, что придётся вежливо выслушивать длинную тираду стареющей дивы, но героически приготовилась к повествованию.
-А пойдём ко мне чайку попьём. У меня есть конфеты.
Делать нечего, я покорно поплелась за тётей Лидой.
Угловая квартира выходила окнами на тихий дворик, где тучные голуби и воробьишкины ватаги несли неусыпный караул, встречая и провожая каждого, кто входил и выходил из подъезда в надежде поживиться чем-нибудь вкусненьким. А уж когда выходила тётя Лида- не давали ей проходу, обступали со всех сторон, как королеву птиц.
Тётя Лида жила тихой уединённой жизнью. Иногда пропадала на неопределённое время, потом появлялась уставшая, но довольная.
Наша управдомша Зоя Герасимовна испытывала к ней безотчётную классовую ненависть и при каждом удобном и неудобном случае приставала с какими-то претензиями. Но тётя Лида с истинно королевским снисхождением и великодушием отвечала на все её выпады.
… На столе красовалась хрустальная вазочка с конфетами. Чай был действительно ароматным. Лидия Германовна показывала чудо-выкройку, которую можно было подогнать под любую фигуру. «Уметь делать себя красивой- это настоящее искусство. Женщина-это произведение искусств: того, что сотворил Бог и того, что умеет сама женщина. А главное- как она себя видит –такой её будет видеть мир. Научись воспринимать себя как драгоценный камень, тогда и огранка со временем будет достойная, и пространство изменится до неузнаваемости.»
Я слушала, распустив уши, как зачарованная. Внезапно пробили настенные часы. Тётя Лида встрепенулась, забеспокоилась как-то и стала меня вежливо выпроваживать. Мне даже показалось, что лицо её как-то изменилось, будто нос стал похож на птичий (орлиный).
… Наступала осень. Листочки на деревьях в дворовом палисаднике расцветились, распушились, как перья петуха. Воздух был влажным и тёплым. Солнышко щедро грело землю, но уже не палило, как в середине лета. Тётя Лида снова куда-то уехала надолго.
Наши квартиры имели смежную стенку. (Стенка между моим залом и залом тёти Лиды была смежная). И я часто по вечерам слышала какие-то звуки, доносящиеся с той стороны стены, хотя я знала, что тёти Лиды не было дома. Звучала музыка и чьи-то голоса.
Когда листочки почти совсем облетели. Появилась тётя Лида, но что-то с ней было не так. Я увидела прибинтованную правую руку.
-Что случилось?
-Пустяки. Упала. Пройдёт.-Больше ничего я не могла добиться.
Зоя Герасимовна имела обыкновение стучать в дверь со всей дури, как будто в доме пожар и громогласно требовать открыть дверь. А всего-то ей нужны были показания счётчиков. Я открыла дверь и удивилась. Зоя Герасимовна выглядела , как побитая- нет, не собака- для собак это сравнение было бы слишком оскорбительным. Как побитый дракон, зализывающий свои раны. Как же я раньше не замечала, что она очень похожа на зелёное огромное бесформенное чудовище. А может просто я стала видеть то. что у неё внутри. Получив всё, что она хотела, Зоя Герасимовна замахала своим подбитым крылом-да, у рептилии были крылья- и пошла брать на абордаж следующие квартиры. Она пометила всю территорию нашего придомового палисадника посаженными кустиками и считала её своей суверенной собственностью. Никто не смел с ней спорить. Так жизнь и текла, как заведено.
Зоя Герасимовна ненавидела всё живое: кошек, собак, птиц-всё, что, по её мнению вносило дискомфорт в её существование и не было оправдано пользой. Но от Зои Герасимовны всё же была некая польза: лишь она одна могла выгнать из подъезда наркоманов, преступников с ножами, подозрительных людей. Больше никто не решался на это.
В нашем подъезде жила ещё одна примечательная личность. Дядя Боря. Никто не помнил, сколько ему лет. По внешнему виду – уже за девяносто. Но он был, пожалуй, один из немногих, кто мог вступить в открытое единоборство с нашим домовым драконом Зоей Герасимовной. Дядя Боря жил с большим чёрным котом и дочерью. Мне даже иногда казалось, что кот был главным в этой славной семье. Иногда кот важно поднимался на пятый этаж и хитро подмигивал мне, проходя мимо. И казалось, что это дядя Боря оборачивается в чёрную пушистую животину, чтобы сподручнее было подниматься без лифта на эту верхотуру.
Ещё один персонаж-тётя Валя из тринадцатой квартиры. Это была женщина-коробочка, этакий жучок. Она знала всё и обо всех, и никто не знал, так же как с дядей Борей, сколько ей лет. А она вообще забыла о своём возрасте, и он её не беспокоил. Поговаривают также, что она занимается магией.
Нина Павловна-бывшая балерина с четвёртого этажа из «Большого». Во всяком случае она так говорит. И похоже на это: балетная осанка, походка даже в её девяносто с гаком. Это большая легчайшая бабочка. Когда Нина Павловна выходит в магазин, то смешно вытягивает носочки длинных костлявых ножек, которые несомненно сводили когда-то с ума поклонников её таланта. Назовём её Сильфидой-бесплотным существом в образе женщины, олицетворяющим стихию воздуха.
Вот, пожалуй, портреты основных завсегдатаев скамеечки у нашего подъезда. Есть ещё конечно мамочки с детьми. Но основной колорит нашему дому придают всё-таки старожилы.
Наш дом был построен ещё до революции по заказу купца Дужникова архитектором Роше в мавританском готическом стиле как торговый дом. Но потом его заселили. Цокольный этаж уже врос в землю. От резных чугунных решёток остались лишь небольшие решёточки на окнах в подвальных помещениях, а двор уже огорожен позже обычным забором без затей. Левое и правое крыло дома окаймляют П-образный двор. Лепные украшения сохранили ещё своё изящество. Но в целом светло-серый дом производит мрачное впечатление. Множество шпилеобразных башенок, арок и полуарок, кованые элементы на фасаде и крыше, архивольты, украшающие арочные проёмы придают строению(зданию) загадочный вид. На фронтоне дома, обрамлённом по бокам скатами крыши, красуются фигурки дракона, Атланта, держащего на своих плечах земной шар, дивной птицы, похожей на орла, также мифических существ с гривой льва и мордой гиены с длинными тонкими хвостами с маленькими кисточками на конце. Кажется, что они сейчас взмахнут крылами и взлетят над городом. Все фигурки на фронтоне странным образом напоминают мне моих соседей. Кажется, я схожу с ума…
Меня отвлёк звонок в дверь. Это тётя Лида пришла за открывашкой и позвала пить чай. Я в предвкушении рассказа о том, где она так долго была, шагнула за порог квартиры. Мне вдруг показалось, что что-то изменилось в комнате.
-А без вас тут кто-то был. Музыка звучала.
-Это бывает. Ничего. Слышимость в нашем доме высокая. У кого-то гости просто были.
-Нет, нет-не унималась я.-Точно из вашей квартиры доносились звуки. И стены у вас были другого цвета, я помню.
Тётя Лида недовольно наморщила лоб.
-Вероятно племянник заходил. Всё в порядке.
Я почувствовала, что здесь кроется какая-то тайна. Но Лидия Германовна видимо не в духе и не собирается меня в неё посвящать. Но не уходить же ни с чем. Меня всегда интересовало всё, что связано с нашим домом. И я не преминула спросить, не знает ли она чего-нибудь интересного об истории здешних мест. На этот раз тётя Лида была более словоохотлива.
-Ещё в средние века на месте нашего дома стоял старинный замок со множеством подземных ходов и лабиринтов. Но в результате междоусобных войн он был полностью разрушен. До наших дней дошла только легенда о королеве- повелительнице птиц Айзе Лат.
-А что это за легенда?
-Расскажу потом как-нибудь.
Эта легенда меня живо заинтересовала. Тут пробили настенные часы. Лидия Германовна встрепенулась, заторопилась и с лукавой усмешкой проводила меня восвояси. С тех пор я стала внимательно примечать связь между боем часов и отлучками Лидии Германовны.
За окном моросил дождь. Бр-р! Кто-то мокнет сейчас на улице. За стеной у Лидии Германовны пробило шесть вечера. Смутное беспокойство вдруг овладело мною. Как будто кто-то тыкал мне в бок и говорил: «Иди! Что ты сидишь?» Я встала, безотчётно повинуясь внутреннему зову и двинулась по коридору к выходу. На удивление дверь у Лидии Германовны была открыта-видимо она ходила выносить мусор и забыла её закрыть. Непреодолимое чувство заставило меня шагнуть через порог в приоткрытую дверь. Из коридора было видно необычайное сияние в зале. Свет был не похож на электрический. Это так же не был и светом от естественного огня-не было запаха гари. Смешанное чувство страха и любопытства толкнуло меня в зал. Перед глазами сначала всё поплыло. Но потом я отчётливо различила силуэт огромной белой птицы. «Как это она поместилась здесь?»-автоматически пронеслось у меня в голове. Вдруг меня осенило. Пронзительная мысль яркой вспышкой сверкнула в мозгу: «Это Лидия Германовна!»…
Когда я вновь обрела дар речи, тётя Лида как ни в чём не бывало оправляла свои крылья, чистила пёрышки. «Летим?» Ни секунды не колеблясь , как будто мы заранее договорились с ней о совместной вечерней прогулке перед сном, я взгромоздилась на её спину, обвила руками мощную шею, и мы взлетели в открывшееся пространство- стены квартиры опали, как занавески с гардин.
Дух захватило. В животе как будто всё ухало, когда мы попадали в воздушные ямы и щекотало, когда стремительно поднимались ввысь. Я уже не понимала, где дождь, где облака. Мы как будто пересекли невидимую стенку реальности, где там оставалось ненастье. хмурое небо. а здесь светило солнце, была безветренная тихая погода. Вдали показалось строение. Оно было окружено со всех сторон водной гладью. Приближаясь, я рассмотрела великолепный замок. Многочисленные шпили устремлялись в небо, окна в виде арок, украшенные разноцветными витражами, были тоже устремлены вверх. Всё здание вытягивалось в струнку, как ракета, готовая к полёту. По бокам замок украшали колонны и придавали ему величественный вид.
Приземлились на зелёной лужайке, видимо служившей взлётно-посадочной полосой. Я неуклюже слезла со спины повелительницы, и мы церемонно вошли в тронный зал.
На страже замка стояли титаны. И среди них я узнала дядю Борю. А мифологические существа с гривой льва и мордой гиены окружили повелительницу плотной свитой. Вся челядь вышла встречать дорогую хозяйку. Лакеи в расписных ливреях, шитых золотом. предлагали душистые
|
Рассказ понравился, однако после прочтения осталось ощущение, что финальной части немного не хватило незаурядной выразительности. Первая часть рассказа, на мой взгляд, удачнее. Но, Ирина, это Ваша, а не моя фантазия, воплощенная в рассказе, и пишете Вы замечательно (это главный плюс), поэтому всё-таки оцениваю на «5».